13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодорит Кирский, блаженный
Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 87-го
ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 87-го.
1) Песнь псалма сыном Кореовым в конец, О Маелефе еже отвещати, разума Еману Исраилтянину. Еман начальствовал над некиим ликом поющих и песнословящих Бога. Словом: отвещати, подается мысль о взаимно ответствующих чредах ликов. Пророчество же сие предвозвещает бедствия Иудеев и рабство в Вавилоне, но показывает также и болезни всего вкупе человеческаго рода после греха. Притом пророчество в псалме излагается в виде моления, приносимаго человеколюбивому Богу и Иудеями и вообще всеми. Молитва же сия приличествует наиболее благочестивым.
2) Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою: (3) Да внидет пред Тя молитва моя. Знаю, что Ты, Владыка, — Господь моего спасения; потому день и ночь умоляю принять мое прошение.
Приклони ухо Твое к молению моему. (4). Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приблизимся. Воззри, умоляю Тебя, на множество окружающих меня зол; ибо я при самой смерти, и имею нужду в Твоей помощи.
5) Привменен бых с низходящими в ров. В неизбежныя некия впал я бедствия, и не нахожу никакого избавления, но уподобляюсь тем, которые упали в ров, и не могут выдти.
Бых яко человек без помощи, лишен всякаго о мне промышления и попечения.
6) В мертвых свобод. Еще не дождавшись кончины, не прияв на себя рабства смерти, причисляю себя к сущим в мертвых.
Яко язвении спящий во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. С словом: бых поставлено в связи и сие: бых яко
93
человек без помощи, в мертвых свободь, не прияв еще на себя рабства смерти, бых яко язвен, получивший рану на войне и предаваемый погребению. Ибо Симмах выразил сие так: что язвенные, лежащие во гробе, о которых не воспомянешь уже более, то̀же и те, которые сражены Твоею рукою.
7) Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. И сии слова приличествуют, как принужденным жить в Вавилоне, так и всему человеческому роду. Ибо те, находясь в порабощении у людей лукавых, проводили жизнь мучительную, и все люди после греха впали в многоразличныя бедствия; потому что по преступлении заповеди явились и смерть, и печаль, и слезы, и воздыхания, и сетование, и вдовство, и сиротство, и нищета, и неудачи, и тысячи других неописуемых бед, которыя и на живых наводят тму.
8) На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Симмах же перевел так: на меня напала ярость Твоя, и бурями Твоими истомил Ты меня, то-есть, продолжаешь наказывать меня и наносишь всякаго рода удары бедствий. Образ же речи заимствован от терпящих кораблекрушение и подвергающихся сильным приражениям волн и порывам ветров.
9) Удалил еси знаемых моих от мене. Не имею у себя ни близких мне, ни родных. Ибо жившие в Вавилоне пленники, прияв на себя иго рабства, будучи разсеяны, лишены связей и сожительства с друзьями, не имели почерпаемаго в этом утешения; да и все люди, пребывающие в злочестии, не причастны ангельскаго о них попечения.
Положиша мя мерзость себе, то-есть враги мои.
Предан бых и не исхождах, не нахожу никакого избавления от окружающих меня зол.
10) Очи мои изнемогосте от нищеты. А Сим-
94
мах перевел так: „око мое истекло от злострадания"; потому что слезами истощил я очи свои, будучи принужден плакать от мучительной болезни.
Воззвах к Тебе Господи весь день, воздех к Теде руце мои. Посему даруй единый способ к избавлению от бед — Твое, Владыка, о мне промышление; потому что, простирая всегда руки, умоляю Тебя. А такое положение показывает жестокую душевную болезнь; потому что вынуждаемый необходимостию человек в таком виде с большим усилием просит того, кто может ему дать.
11) Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Пока еще я жив, говорит Пророк, покажи чудо Твое; потому что, когда умру, не увижу его. Ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти. И какое врачество имеет эту силу?
12) Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? (13). Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? Мертвецам, разрешившимся в прах, пребывающим во гробе смерти и преданным забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и быть зрителями чудес Твоих?
14) И аз к Тебе Господи воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Нетерпеливо желая в жизни избавиться от обстоящих зол, в сердечной туге умоляю Тебя, и в молении достигаю утра.
15) Всякую Господи отрееиии душу мою? отвращавши лице Твое от мене? Итак почему же отсылаешь меня, Владыка? Почему не уделяешь мне благоснисходительности Твоей?
16) Нищ есмь аз и в трудех от юности моея. Юность для Израильтян — исшествие из Египта, а для всех людей — жизнь вне рая по преступлении за-
95
поведи: потому что те и другие все остальное время проводили бедствуя 1).
Вознесжеся, смирихся и изнемогох. И Иудеи, после прославления, впали в рабство, и естество человеческое, созданное по образу Божию и сподобившееся жизни в раю, вожделев бо̀льшего, лишилось и дарованного.
17). На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя: (18). Обыдоша мя яко вода, то-есть весь гнев подвиг Ты против меня; страшными казнями приводил Ты меня в смятение, и, как в водах, оставлял меня погруженным в них.
Весь день одержаша мя вкупе. Каждый день потопляют оне меня.
19). Удалил еси от мене друга и искренняго и знаемых моих от страстей. Борясь с столькими бедствиями, не имею утешения, доставляемаго близкими знакомыми, будучи лишен сожительства с ними по причине бедственнаго рабства. Сие же прилично было говорить не Иудеям только, но и всем людям, жившим до пришествия Спасителева; даже и ныне, кто подобно сему страждет, тому свойственно и сообразно сие моление. Ибо, по словам божественнаго Апостола, елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением писаний, упование имамы (Рим. 15, 4).
Страница сгенерирована за 0.34 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.