Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 84-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 84-го.

1) В конец, сыном Кореовым псалом. Псалом сей предвозвещает вместе и сень и истину; потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предъизобразил спасение всех человеков. И Израильтян освободил Он, и от рабства египетскаго, и от рабства вавилонскаго, а весь человеческий род избавил от преобладавшаго диавольскаго мучительства и от тления. Посему псалом предрекает, и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной.

2) Благоволил еси Господи землю Твою. Благоволить значит пожелать какого либо блага. Поелику Бог и запустение Иудеи определил за беззаконие обитателей, и в наказание Адаму после греха наложил проклятие на землю (сказано: терния и волчцы возрастит тебе) то пророческое слово отменение скорбнаго выразило сим речением: благоволение.

Возвратил еси плен Иаковль. (3). Оставил еси беззаконие людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Разрешил Ты плачевные узы рабства, и свободу даровал плененным, восхотев презреть прегрешения их. А что и весь человеческий род был пленником, и приял свободу от Спасителя нашего Бога; сему свидетель Сам Он, взывая устами Исаии: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение (Иса. 61, 1). Ибо Владыка, прочитав пророчество сие в сонмище, сказал Иудеям: днесь сбытся писание сие во ушию вашею (Лук. 4, 21).

4) Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Прекратил негодование на нас, оказал нам благоснисхождение.

5) Возврати нас Боже спасений наших, и от-

82

 

 

врати ярость Твою от нас. Те и другие представляются приявшими благовестие о свободе, но еще не получившими оной; потому и умоляют, чтобы совершенно сподобиться им человеколюбия.

6) Еда во веки прогневаешися на ны? или простреши гнев Твой от рода в род? И освободившимся от бедствий прилично выражаться сими словами, и не полагаться на оставление грехов, но пребывать в страхе и умилостивлять Судию. Посему и они умоляют, не простирать сего гнева до того, чтобы продолжался и в другом роде, но вскоре прекратить оный.

7) Боже, Ты обращся оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Знаем, Владыка, Твое человеколюбие, и уверены, что даруешь нам и возвращение и жизнь; а мы, насладившись сим, с веселием воспоем Тебе песнь.

8) Яви нам Господи милость Твою, и спасение Твое даждь нам. В царствование персидскаго Кира, по пророчеству Исаии, давшаго дозволение возвратиться, поспешают Иудеи в свое отечество; а потому умоляют Бога, по человеколюбию подать им скорое спасение. Как можно скорее, говорят, яви нам, Владыка, благость Твою, да улучим спасение и освобождение отсюда. Так Пророк, как бы от лица Иудеев принося моление, получает и ответ от Бога, и говорит:

9) Услышу, что ренет о мне Господь Бог: яко ренет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему. Человеколюбивый Владыка услышал прошение мое, говорит Пророк, произнес определение мира, и даровал его тем, кто прибег к покаянию, и помысл свой научил обращаться к Богу; потому что обращение сердца к Богу есть освобождение от грехопадений и начало правды. С сим согласно и сказанное потом.

83

 

 

10) Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Ибо к боящимся Бога близко спасение, и им наслаждаются решившиеся исполнять Божественные законы. Подобная перемена даровала и нам возвращение, которое совершим со славою, и узрим прежнюю знаменитость отечества.

11) Милость и истина сретостеся; правда и мир облобызастася. Согрешающим и прибегающим к покаянию источники человеколюбия подают милость, и для возлюбивших истину преизобилуют потоки милости. Посему и сказал Пророк: милость и истина сретостеся. Ибо Иудеи и весь род человеческий принесли в дар Богу познание истины, а Человеколюбец воздал им милостию. Так еще, когда принесли они правду, даровал им мир, оказал помилование и прекратил прежнюю неприязненность. И стеклись мир с правдою, и милость с истиною. И сие яснее выразил Пророк в присовокупляемом:

12) Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Как скоро люди возлюбили истину, Бог всяческих приложил о них праведное Свое попечение и низложил мучителя диавола.

13) Ибо Господь даст благость, и земля нагой даст плод свой. Тоже опять сочетание употребил Пророк; ибо сказал, что Бог будет действовать по милосердию и человеколюбию, а они принесут Богу соответственный сему плод, разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели.

14) Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя. Конец псалма особенно ясно дает нам видеть, что предлагаемое в нем пророчество предсказывает общее спасение всех человеков. Ибо сказует, что Владыка, действуя по правде, подобно некоему водителю странных, упра-

84

 

 

вляет нашим шествием, пролагая путь добродетели, и собственными стопами соделывая оный для нас явным. А сию мысль подтверждает Сам Владыка, говоря, то Иоанну: остави ныне: тако бо подобает исполнити всяку правду (Матф. 3, 15), то ученикам Своим: паучитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящше покой душам вашим (Матф. 11, 29). При другом же случае, умыв ноги ученикам, между прочим сказал и сие: Аз умых ваши позе, Господь и Учитель. Образ бо дах вам, да яко же творю, и вы творите (Иоан. 13, 14. 15). Посему Сам Он первый шествовал путем правды, и пременил стропотное в право и острое пути гладки (Иса. 40, 4), и стал для нас путем, как говорит Сам Владыка: Аз есмь путь и истина и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною (Иоан. 14, 6).

 


Страница сгенерирована за 0.47 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.