Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 146-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 146-го.

Аллилуиа. Здесь ясно узнаем значение слова: Аллилуиа. Ибо в еврейском тексте вместо: хвалите Бога, сказано: Аллилуиа. Симмах оставил сие слово не переведенным, и говорит так: Аллилуиа, яко благ псалом. Феодотион же: хвалите Иа. Поэтому и сей псалом повелевает хвалить. Предсказывает же он возвращение из Вавилона, и по возвращении построение Иерусалима; потому что Иерусалим не будет еще возсоздан вновь, как ожидают Иудеи, но бывшее уже при Зоровавеле возсоздание предвозвещает пророческое слово.

1) Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. Полезно песнопение, говорит Пророк, и доставляет нам блага; но Богу угодно не песнопение, а намерение поющих. Ни в чем не имея нужды Сам, Он радуется спасению человеков.

2) Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберут. И за то, говорит Пророк, надлежит песнословить Его, что воссоздаст разоренный Иерусалим, и соделавшихся пленниками сподобит возвращения. Если же не все возвратились, то не Божие слово оказалось ложным, но обличилось их самих лукавство. Бог всем чрез Кира повелел возвратиться, но имевшие упорный нрав отечеству предпочли чуждую страну.

3) Исцеляяй сокрушенныя сердцем, и обязуяй сокрушения их. К телесному Пророк присоединил духовное, и показал, что Бог, не пленным только дарует свободу, но и приявшим на себя греховные язвы подаст исцеление.

4) Исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй. Во всем проповедует Пророк Божию силу. Словом: исчитаяй выразил здесь ведение, а

358

 

 

именами звезд означил их различия, взаимное положение, размещение и отношение одной к другой: Бог всяческих, не имена произнося, нарицает звезды; потому что они неодушевленны и лишены разума; но люди, водясь злочестивыми нравами, заимствовав из сложенных ими басен, дали имена звездам.

5) Велий Господь наш, и велия крепость Его: и разума Его несть числа. Все неизмеримо, и величие, и крепость, и хвала. Впрочем, сколько возможно для нас, будем песнословить.

6) Приемляй кроткия Господь: смиряяй же грешники до земли. Симмах перевел: восставляющий кротких. И сие свойственно Божию промышлению. Одних, за скромность подвергающихся злоумышлениям, сподобляет Своего попечения; а тех, которые несправедливо нападают на них, предает смерти; и первых делает славными и знаменитыми, а память последних предает забвению. Так достославен лик святых Апостолов; так всехвальны сонмы мучеников: а память восстававших на них предана забвению.

7) Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех. Посему, зная таковую благость, и премудрость, и силу Божию, начните песнопение, употребив обычные для сего орудия.

8) Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь. То и другое служит доказательством и силы и благости. Как благий и человеколюбивый, Он промышляет о том, что на земле: а как всемогущий, возносит выспрь водное естество, закрывает от взоров небо, как бы некий кров между небом и землею устрояя облаками, а тем что порождают они, орошая землю. Потом Пророк показывает происходящую от сего пользу.

Прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком. Ибо орошает не только возделанную

359

 

 

людьми землю, но и горы и места пустынные, доставляя скотам произрастающий на них корм; делает же сие в благодеяние людям; потому что скотам повелел быть в услугах у людей.

9) Дающаго скотом пищу их: и птенцем врановым призывающим Его. Не имеет дара слова естество воронов, и не словесно призывает Творца; напротив того необходимостью вынужденные крики уподобляются прошению. От сего, думаю, и Владыка Христос, не упоминая о других птицах, указал на воронов, и говорил ученикам: смотрите вран, яко не сеют (Лук. 12, 24), ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их (Матф. 6, 26).

10) Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит. 11). Благоволит Господь в боящихся Его, и во уповающих на милость Его. Не телесною силою, говорит Пророк, не искусством ездить на конях, не быстротою ног, благоугождается Бог, но добрыми делами, которые творятся богобоязненностью. Но не о боящихся только с особенною попечительностью промышляет Бог, но и о тех, которые впали в грехи, но прибегли к покаянию, и подкрепились надеждою на человеколюбие. Ибо Пророк сказал, что Бог благоволит не к совершенным только подвижникам добродетели, но и к ожидающим божественной милости.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.