Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 145-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 145-го.

Аллилуиа. В иных списках приложено: Аггея и Захарии. Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Седмидесяти в екзаплах. Повелевает же и сей псалом песнословить Бога всяческихъ; сие дает видеть и надписание; потому что Аллилуиа, как говорили мы неоднократно, толкуется: хвалите Бога.

1). Хвали душе моя Господа. Благодать Духа всем

354

 

 

нам повелевает возбуждать себя самих к славословию Божию.

Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь. В псалме шестом сказал Пророк: яко несть в смерти поминали Тебе, во аде же кто исповестся Тебе (Псал. 6, 6)? Посему научаемся песнословить Бога во время жизни, пока не приимем конца жизни настоящей.

3) Не надейтеся на князи. Добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества. Ибо Пророк и присовокупляет следующее:

На сыны человеческия, в нихже несть спасения. Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что человек суете уподобися (Псал. 143, 4); и: человек яко трава дние его (Псал. 102, 15).

4) Изыдет дух его и возвратится в землю его. Духом Пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему, по Божественному определению: яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19).

В той день погибнут вся помышления его. По разлучении души с телом, и по разрешении тела в прах, суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо представив, что богатый, у которого угобзися нива, замышляет разорить житницы и построить большие, присовокупил: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут (Лук. 12, 20)? И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и ме-

355

 

 

чтание помыслов остается неисполненным. Так Про* рок, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога.

5) Влажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего. Пророк не без причины наименовал Богом Иаковлевым, но, напоминая нам, каким промышлением пользовался Иаков, понадеявшись на Бога, сколько и каких плодов пожал от сей надежды, убеждает и нас надеяться на Бога Иаковлева, и именует его Господом и Богом, а тем и другим возвещает Его могущество. Потом учит, из создания тварей познавать Его благость и могущество.

6) Сотворшаго небо и землю, море, и вся яже в них. Кратко объял Пророк словом всю видимую и невидимую тварь. Упомянул не только о небе, земле и море, но и о всем, что в них; а на небе Ангелы, и естество невидимых, и солнце, и луна, и множество звезд; на земле и в море люди и роды бессловесных. Таково могущество Творца, всяческих, говорит Пророк. Посему смотри, какая разность между князьями, подлежащими тлению, и Создателем всяческих. Так показав, что Бог — Создатель всяческих, показывает, что Он и промышляет о всем, что сотворил.

Хранящаго истину в век: 7). Творящаго суд обидимым: дающаго пищу алчущим. Ибо не лжив Обетовавший, любит истину, исполняет обещания, защищает обидимых, судит правдиво, всем алчущим подает потребную для них пищу. После сего Пророк предсказывает и благодеяния, оказанные воплощением Спасителя.

Господь решит окованныя: (8). Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя. Сие предрек Бог всяческих и устами Пророка Исаии. Ибо, сказав; дах Тя во свет языков, присовокупил:

356

 

 

отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы седящия во тме (Иса. 42, 6. 7). И в другом месте сказал от лица Владыки Христа: Дух Господень на мне; Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, слепым прозрение (Иса. 61, 1). И еще в другом месте: тогда услышат глусии словеса книги, и иже во тме, и иже во мгле, очи слепых узрят (Иса, 29. 18).

Господь любит праведники: 9). Господь хранит пришельцы. Господь всяческих каждому дает соответственное; и любящих Его праведников вознаграждает, тем же, и воздает им отеческою и благосердою любовию. А тех, которые избегли отеческого нечестия, и приходят к Нему с верою, удостаивает всякого охранения и промышления. Ибо пришельцами Пророк называет чуждых. Так и блаженный Павел сказал, что были мы некогда без Христа, отчуждена жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще, но бывший иногда далече, стали близ (Ефес. 2, 12. 13).

Сира и вдову приимет: и путь грешных погубит. Пророк от промысла общего обращает речь к частным случаям, и говорит, что Правитель всяческих никого не оставляет без попечения о нем, но удостаивает всякого радения, даже лишенных человеческого о них призора, и разоряет устроенные против них козни.

10). Воцарится Господь во век, Бог твой Сгоне в род и род; потому что вечную державу и непрестающее царство имеет Тот, Кто признается твоим только Богом, Сион.

357

 


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.