Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 144-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 144-го.

Хвала Давиду. Надписание сие дает видеть цель псалма; потому что в нем памятующим Божие могущество, и величие, и царство, и велелепие, предлагается совет песнословить Бога всяческих. Благодать Духа сложила и другие подобные псалмы, возбуждая народ Божий к признательности. Настоящий же псалом содержит в себе и пророчество о призвании и Богопознании язычников: а расположена песнь сия по порядку букв, и повторениями выражает сильную любовь Пророка.

1) Вознесу Тя Боже мой Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. Бог по естеству превознесен, и высота в Нем не есть что-либо привзошедшее; питомцы же благочестия проповедуют оную, и научают неведущих. Подобно сему сказанное Христом в евангелии: Отче, прославих имя Твое на земли (Иоан. 17, 4). И чрез несколько слов показывает Господь, что не ту славу дал Отцу, который прежде не имел Он, но открыл ту славу, которую имел. Ибо сказал: явих имя Твое человеком (6). Так и Отец не ту славу дал Сыну, которой прежде Сын не имел, но ту показал неведущим славу, которую имел. Ибо говорит: прослави Мя Ты Отче славою, юже имеясь у Тебе прежде мир не бысть (5). Посему не то принял, чего не имел, но что имел, то явным стало и для не знавших. И здесь Пророк обещает не высоким соделать Бога, но сколько можно показать высоту Его людям; и Бога всех именует Своим Богом и царем, подвигнутый к сему горячностью любви.

2) На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века. Всегда буду песносло-

349

 

 

вить Тебя, говорит Пророк, и не попущу, чтобы хотя один день оставался без песнопения.

3) Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Поелику всякая чувственная величина оказывается великою, будучи измерена в долготу, в широту и в глубину; то Пророк не без причины присовокупил: величию Его несть конца, желая показать, что Песнословимый и бесплотен и не описан. Знаю, говорит, что Бог велик, непостижим, неизмерим; потому что не нахожу ни начала, ни конца величию; оно беспредельно, и превышает всякое постижение.

4) Род и род восхвалят дела Твоя, и силу Твою возвестят. Здесь Пророк предвозвестил Богопознание у язычников. Ибо говорит: не мы только, сущие от Израиля, в этом роде будем песнословить Тебя благодетеля, но и другой род, церковь из язычников, будет проповедовать величие дел Твоих.

5) Великолепие славы Святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят. Естество Песнословимого превышает меру сил Пророка. Ища достойного и соответственного именования, и не находя, сопрягает во едино многие имена, именуя славу святыни и великолепие. Предсказывает также, что сие будет проповедуемо иным родом.

6) И силу страшных Твоих рекут, и величие Твое поведят. Пророк, по-видимому, употребил тождесловие; однако же означает тем различное. Ибо чудесами называет совершенное во благодеяние одним; а силою страшных — великие дела, явленные в наказание других. Например: многоразличные казни наложил Бог на Египет чрез Божественного Моисея; и в этом должно разуметь силу страшных; но в пустыне питал народ манною, сделал удоболовимыми крастелей, и наводнил безводную: сие к

350

 

 

удивлению подвигло уста признательных. Тоже разделение сделал и божественный Апостол. Ибо сказал, что Всесвятым Духом подаются не только дарования исцелений, но и действия сил (1 Кор. 12, 9. 10). И дарованиями исцелений называет то, что хромые ходят, недужные получают здравие, мертвые воскресают и тому подобное; действиями же сил именует ослепление Елимы, смерть Анании и Сапфиры, предание иных сатане, да накажутся не хулити (1 Тим. 1, 20).

7). Память множества благости Твоея отрыгнут, и правдою Твоею возрадуются. Пророк хочет показать богатство Божией благости и силы, но, употребляя человеческий язык, и будучи не в состоянии достигнуть желаемого, опять сочетавает многие имена, и предсказывает благопризнательность будущего рода; а именно, что, усладившись Божественными словесами, как бы нечто отрыгнутое, принесут в дар сказание о Божием человеколюбии. Тому же подвергается и божественный Апостол, и поелику не в состоянии достойно поведать Божественное, то пытается достигнуть сего множеством именований. Ибо говорит: презельное богатство благодати Своея (Ефес. 2, 7); и в другом месте сознается в том, что он препобежден, и говорит: не испытани судове Его, и не исследовани путие Его (Римл. 11, 33).

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. В том же опять положении остается Пророк и здесь. Представив в уме, как создал Бог естество человеческое, какой чести и какого промышления удостоил оное, и законоположил, чтобы вся видимая тварь приносила потребное человеку, и каждый день терпит прегрешающих, сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя (Матф. 5, 45), — называет Его не только щедрым, но и милостивым, и долготерпеливым, и

351

 

 

многомилостивым. Ибо, водясь безмерною благостию, удалил есть от нас беззакония наша, елико отстоят востоцы от запад (Псал. 102, 12); и тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть за него (Иоан. 3, 16).

9) Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его. Не об Иудеях только промышлял, но и на всех человеков излиял человеколюбие. Даже не о людях только, но и о бессловесных, прилагает попечение, и всем доставляет полезное.

10) Да исповедятся Тебе Господи вся дела Твоя, и преподобнии Твои да благословят Тя. Не твари неодушевленные песнословят Бога, и не бессловесные издают словесный глас, но ради них слагают песнопение словесные и Боголюбивые; потому что, взирая на каждую тварь, приведенную в бытие Богом и усматривая величие премудрости, движут уста свои к славословию.

11) Славу царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют: 12). Сказати сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия царствия Твоего. Сии преподобные, и Пророки, и Апостолы, и после них приявшие на себя служение проповеди, научат всех людей познать вечное царство и неизреченную силу; не Иудеям только, но всему человеческому роду преподадут сие учение.

13) Царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Беспредельна держава Твоя и царство Твое вечно; оно не начиналось, и не прекратится.

Верен Господь во всех словесех Своих, и преподобен во всех делех Своих. Истина словес просиявает, подтверждаемая делами, а дела украшаются правдою.

14) Утверждает Господь вся ниспадающия, и возставляет вся низверженныя. Прилагает попечение

352

 

 

не о питомцах только правды, но и о поползнувшихся, о падших, о приявших на себя греховные язвы; одних подкрепляя, не попускает им пасть, а падших восставляет, простирая к ним десницу.

15) Очи всех на Тя уповают, и Ты давши им пищу во благовремении. Пророк сказал здесь; уповают, не сердечное означая расположение, потому что живущие злочестиво не имеют сего упования, и роды безсловесных лишены разумнаго чувства. Напротив того дает знать, что каждая тварь получает от Него, что собственно ей благопотребно. Потом показывает и удобство даяния.

16) Отверзавши Ты руку Твою, и исполнявши всякое животно благоволения. Как скоро восхощешь, всякая тварь наслаждается даруемыми Тобою благами. Как нам не трудно разжать пригнутые пальцы и распростереть руку; так Тебе удобно в одно мгновение подать обилие благ.

17) Праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих. Во всяком же домостроительстве Твоем просиявает правда; потому что путями Пророк назвал домостроительства.

18) Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине. Слово: близ означает не местное расстояние; потому что Бог по естеству всюду присущ: о Нем бо живем и движемся и есмы, по слову божественного Апостола (Деян. 17, 28). Напротив того Пророк выразил сим состояние и расположение. Прекрасно и сие присовокупление: во истине. Бог приближается не к призывающим только, но к вознамерившимся делать это во истине. Ибо не всяк глаголяй Ми, Господи Господи, внидет в царствие Божие: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Матф. 7, 21). Потому Пророк присовокупил:

19) Волю боящихся Его сотворит, и молитву их

353

 

 

услышит, и спасет я. Имеющие страх Божий, первые творят волю Божию. Посему, так как намерение их согласно с волею Божиею, Владыка непременно исполняет их желания; потому что и не желают они противного тому, что угодно Богу.

20) Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит. Пророк показал, как праведен Господь во всех путях Своих. А праведному свойственно уделять каждому полезное для него. Посему-то благорасположенных к Нему оберегает и хранит, и избавляет от злоумышляющих: а возлюбивших противоположный сему путь предает казням.

21) Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века. Поэтому, говорит Пророк, написал я песнь сию. Но и всему человеческому роду надлежит всегда славословием чествовать Творца, и Божию имени воздавать должную честь. Надлежит же заметить, что и здесь Пророк не Иудеям предоставил песнь сию, но всякую плоть призвал к песнопению. Посему явственно сие пророчество, свидетельствуемое событием; потому что у всех народов по вселенной, по пророчеству, песнословят Бога всяческих.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.