Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 140-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 140-го.

Псалом Давиду. И сей псалом заключает в себе одну мысль с предыдущим. Гонимый Саулом умоляет Бога.

1) Господи воззвах к Тебе, услыши Мя. Воззванием называет Пророк ревность души. Так и молчавшему Моисею Бог сказал: что вопиеши ко Мне. (Исх. 14. 15).

Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. С благоволением, говорит Пророк, приими моление мое, Владыка.

2) Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. С молитвою соединил Пророк упражнение в добродетели. Ибо сие означает воздеяние рук, потому что руки даны нам на делание. Пророк умоляет, чтобы молитва возносилась, подобно курению фимиама, и была также благоуханна, а равно и распростертие рук уподоблялось жертве вечерней. Упомянул же о жертве вечерней, а не утренней, потому, что находился в бедствиях и скорбях, а бедствие подобно тме и ночи.

3) Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Создатель дал языку две ограды, ограду зубов и ограду устен, удерживая сим неразумные его стремления. Впрочем, Пророк испрашивает другого хранения, чтобы в негодовании не сказать чего-нибудь неприличного. А что, гонимый Саулом, не позволял он себе сказать иногда что-либо хульное, свидетельствует об этом история. Когда другие покушались убить Саула, Давид именовал его Христом Господним, и обращая к нему речь, называл себя рабом его; возвестившего же об убиении Саула и хвалившегося, что

336

 

 

им совершено убийство, предал смерти, сказав: кровь твоя на главе твоей, потому что сказал ты: аз убих Христа Господня (2 Цар. 1, 16).

4) Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. Умоляет о хранении не только языка, но и самых движений мысли, чтобы не нашлось в них иного какого помысла, противного божественным законам. Вместо сего: непщевати вины о гресех, Симмах сказал: противозаконные мысли. И по переводу Седмидесяти разуметь сие должно так: блаженный Давид мог рассуждать: Саул мне враг и неприятель, желает убить меня; поэтому, нет несправедливости умертвить такого человека, потому что и закон повелевает: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего (Матф. 5, 43). Но, провидя евангельский образ жизни, возжелал он жить по оному, и молится, чтобы не встречать никакого повода ко греху.

С человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их. Так поступают, говорит Пророк, делатели беззакония; а у меня да не будет никакого общения с ними, если они и на верху благополучия. Ибо избранными, называет здесь людей лукавых и благоденствующих.

5) Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея. Предпочтительнее для меня, говорит Пророк, когда праведные для вразумления и пользы огорчают, нежели когда предлагают приятное люди грешные, хотя бы это, подобно елею, делающему главу светлою, и доставляло мне радости в жизни. Лучше желаю быть вразумлен праведными, нежели пользоваться услугами грешных.

Яко еще и молитва моя во благоволении их. Симмах перевел сие так: еще и молитва моя не простирается далее злобы их. Столько далек от же-

337

 

 

лания себе благоденствия их, что и им желаю перемениться, чтобы с переменою благополучия изменились и сами они, отложив злобу свою.

6) Пожерты быта при камени судии их. В непродолжительном времени, говорит Пророк, сделаются они ничтожными, и обольщенные высотою владычества, подобно скалам в море сокрытым под водами, будут потоплены в глубине, то есть, преданы забвению.

Услышатся глаголи мои, яко усладишася. Дознав же опытом истину слов моих, ощутят их приятность и пользу.

7) Яко толща земли проседеся па земли, расточишася кости их при аде. Толщею земли, Пророк называет непрерывную связность земли, которая, будучи разрезана плугом, делится на глыбы. Подобно сим глыбам, говорит он, и те, которые стоят ныне твердо, сокрушены будут смертию, и кости их рассыплются во гробах. Ибо сим при аде назвал гробы.

8) Яко к Тебе Господи Господи очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Не полагаюсь ни на что человеческое, но ожидаю Твоей помощи, и умоляю не лишить ее душу мою.

9) Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. О сих сетях и соблазнах упоминал Пророк и в предъидущем псалме. Сетями же и соблазнами называет злоумышления, от которых и умоляет избавить его.

10) Падут во мрежу, то есть, Божию, грешницы. Расставлявшие сети другим, как бы некою мрежею, объяты будут Божиим наказанием, потерпят, что сами делают, и впадут в уготованное ими другим.

Един есмь аз, дондеже прейду. А я буду всегда далек от этого, пока не прииму конца жизни.

338


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.