Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 134-го

 

ИЗЪЯНЕНИЕ ПСАЛМА 134-го.

Аллилуиа. Песнь степеней. Это другая хвалебная песнь, и она вознесена Богу получившими освобождение. Слово: аллилуиа было уже нами истолковано.

1) Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Поелику естество Божие невидимо, повелевается же песнословить оное; то справедливо сказал Пророк: хвалите имя Господне. Довольствуйтесь, говорит он, именованием Бога, и не домогайтесь видеть, что не дозволено видеть.

2) Стоящие во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Избавившись от рабства вавилонского, и наслаждаясь благолепием дворов Божиих, говорит Пророк, воспойте Подателя сих благ.

3) Хвалите Господа, яко благ Господь. Предметом песнопения изберите благость Воспеваемого.

Пойте имени Его, яко добро. И от сего произойдет много для вас пользы. Потом Пророк напоминает об оказанных Им благодеяниях.

4) Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Симмах перевел так: и Израиля в избранники Себе, то есть сподобил его великого попечения, назвал собственным Своим народом, и хотя печется о всех людях, однако же преимущественно заботится о нем. Сие сказал и блаженный Моисей: егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божииих. И бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его Израиль (Второзак. 32, 8. 9).

5) Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Из самых дел, говорит Пророк, узнали мы силу Бога нашего, дознали, что никак не могут сравняться с Ним покланяемые другими народами боги; потому что с Сущим и Сущим вечно никто не сравнивает вовсе несуще-

313

 

 

ствующего. Потом могущество Божие доказывает Пророк делом творения.

6) Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Приведенное в бытие соразмерно не силе, но воле; потому что мог создать во много крат большее число и гораздо больших тварей, но восхотел сотворить именно столько и таких тварей. Впрочем, Ему принадлежат все твари, небо и все небесное, земля и все земное, море и все, что в нем. Безднами же называет Пророк беспредельное множество вод. Слово: моря употребил во множественном числе, потому что одно море делится на многие. Так есть Атлантический залив, океан, моря: Тирренское; Ионийское, Эгейское, Аравийское, Индийское, понт Евксинский, Пропонтида, Геллеспонт и другие моря многочисленнейшие сказанных.

7) Возводя облаки от последних земли; потому что водное естество, стремящееся вниз, словом Божиим возводится вверх, носится в превыспренних и орошает сушу. Сказал же Пророк, что оно возводится от последних земли; потому что составляется из морских вод, а морские заливы суть пределы земли.

Молнии в дождь сотвори. Молниями предвещает ниспослание дождей, и являет в том чудо, которое всего необычайнее; потому что молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает, и сам не угасает.

Изводяй ветры от сокровищ своих. Под сокровищами ветров не разумеет какие-либо влагалища. Но поелику Божие изволение часто восхотев без труда приводит в движение воздух, сам по себе безветренный; то Пророк и назвал сие сокровищами ветров; потому что, едва даст Свое манование Бог, повсюду являются ветры. Так, указав на де-

314

 

 

ло творения вообще и на Промысл, Пророк описывает потом благодеяния, оказанные Иудеям.

8) Иже порази первенцы египетския, от человека до скота. Последнюю казнь Пророк поставил на первом месте, потому что после нея Иудеи получили свободу.

9) Посла знамения и чудеса посреде тебе Египте. Сим обозначил многоразличные чудеса и наказания.

На Фараона и на вся рабы его. Ибо и царское достоинство не могло избавить его от ниспосылаемых Богом наказаний, но и подданные и царь подпадали одним и тем же бедствиям. Так и великому Моисею изрек Бог всяческих: вот поражу всякого первенца египетского, от первенца Фараонова, иже седит на престоле, даже до первенца рабыни, яже у жернов (Исх. 11, 4. 5).

10) Иже порази языки многи — народы, населявшие древле Палестину.

И изби цари крепки. (11). Сиона, царя амморейска, и Ога, царя васанска. Царства их сокрушил божественный Моисей.

И вся царствия ханаанска. Сих покорил блаженный Иисус, и страны и города, ими занимаемые, разделил Божию народу. О сем и здесь говорит Пророк.

12) И даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим; потому что землю, бывшую издревле во владении оных злочестивых царей, как некое отеческое наследие, дал Израилю Бог их.

13) Господи имя Твое в век, и память Твоя в род и род. Величие совершенных Тобою чудес для всех соделало ведомым имя Твое, и память о Твоих благодеяниях сохранится в будущие роды.

14) Яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится. Ибо не презришь, видя, что неприязненные нападают на нас, и не наложишь

315

 

 

наказаний, каких достойны грехи наши; но будешь милостив и снисходителен. Так, показав силу Сущего Бога, Пророк осмеивает немощь богов, так именуемых, но не существующих. И поелику наименовал их богами, то показывает, что не принадлежит им, как действительность, так и самое название.

15) Идоли язык сребро, и злато, дела рук человеческих. Бог наш, говорит Пророк, есть Творец всего; а они не только не имеют творческой силы, но и сами вид свой получили от искусства человеческого; потому что для состава их нужны вещество и искусство.

16) Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят. (17). Уши имут, и не услышат. Имеют они у себя, говорит Пророк, изображения чувственных орудий, но лишены их деятельности.

Ниже бо есть дух во устех их. А сего причастно и естество бессловесных; потому что каждое животное дышет; идолы же непричастны сего даже наравне с бессловесными.

18) Подобни им да будут творящий я, и вси надеющиися на ня. Достойны этой бесчувственности и делающие идолов, и поклоняющиеся им. Ибо тем, которые одарены словом и признают богами лишенное жизни и дара слова, справедливо быть причастниками бессловесия богов своих.

19) Доме Израилев благословите Господа. Они, говорит Пророк, удостаивают такого служения неодушевленных идолов; а вы песнословьте Творца всех.

Доме Ааронь благословите Господа. Пророк отличает иереев от народа, и повелевает песнословить особо, показывая их отличие.

Доме Левиин благословите Господа. Здесь опять иное отличие; потому что Левиты досточестнее дру-

316

 

 

гих, но ниже иереев. Посему, чтобы и они не восхищали священнического достоинства (а древле еще при жизни божественного Моисея отважились на это); то по необходимости отличил и их от иереев.

20). Боящиися Господа благословите Господа. И это иной чин, — люди, не от Иакова ведущие род свой, но возлюбившие его благочестие. Наименовал же так Пророк благочестивых пришельцев. Достаточно же и сего для вразумления Иудеев, что Бог всяческих сродство нравам предпочитает сродству телесному.

21). Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Благословляемый Бог благословляет; но благословляет Он делом, а благословляется словом; и песнословящие приносят в дар слова, а Он воздает благословение делами. Пророк сказал, что Бог живет во Иерусалиме, не описуя естества Божия пребыванием там, но зная, что там открывалось тогда Божие присутствие.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.