Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 131-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 131-го.

Песнь степеней. Псалом сей имеет великую близость с псалмом восемьдесятъ осьмым; потому что и здесь, как и в том, пленные в Вавилоне умоляют Бога всяческих, вместо молитвы представляя обетования, данные Богом великому Давиду, и прося сподобить прощения. Псалом содержит в себе и пророчество о Спасителе вселенной, по плоти происшедшем от рода Давидова.

305

 

 

1) Помяни Господи Давида и всю кротость его. Поелику, во многом прегрешив, лишились мы всякого дерзновения; то просим Тебя, Владыка, воспомянуть Давида, его кротость и благочестие. О сей кротости упоминал и предыдущий псалом, и ясно показал смиренный его образ мыслей.

2) Яко клятся Господеви, обещая Богу Иаковлю:

3) Аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея. 4). Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, 5). Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Сие яснее открывает история Паралипоменон. Ибо сперва умолял, чтобы ему построить божественный храм. Но, поелику Бог воспретил сие чрез Пророка Нафана, и предрек, что построение совершит Соломон, Давид отложил сие построение, впрочем не возлюбил бездействия, напротив же того стал собирать золото, серебро, железо, медь, дерева и камни. И все это, как сказал я, желающим прочесть открывает упомянутая книга.

6). Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Давид просил построить храм Богу; Единородное же Слово Божие обеговало от плода чресл его создать Себе одушевленный и словесный храм. Посему пророчество говорит: се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Евфрафою же именовался называемый ныне Вифлеем: ибо там родился Владыка Христос, Который, указывая на тело Свое, сказал Иудеям: разорите церковь сию (Иоан. 2, 19). Полями же дубравы называет Пророк место храма иерусалимского, как пустое и не имеющее зданий. Ибо там великий Давид, молитвами к Богу удержав Ангела-губителя, воздвиг жертвенник, принес жертву, и освятил место для построения храма. Поелику же две скинии, одна из камней и дерев, другая же из тела и души, и

306

 

 

одна сооружена была Соломоном в Иерусалиме, а другую благодать Всесвятого Духа соткала в Вифлееме, и жившие тогда благочестиво одну видели, а другой ожидали, то пророческое слово прилично изрекло: се слышахом я во Евфрафе, то есть слышали о скинии, которую соорудит Святый Дух, обретохом я на полях дубравы, то есть, скинию, построенную Соломоном по обетованию Духа.

7) Внидем в селения Его, поклонимся ни место, идеже стоясте нозе Его. Пророк переменил время; говорит же: там вошедши поклоняемся, веруя, что храм сподобится Божия пришествия. Ибо сей смысл имеют слова: идеже стоясте нозе Его. Веруем, что Божество не только бесплотно, но и неописуемо. Божественное же писание говорит о нем телесным образом, соразмеряя слова с человеческим слухом.

8) Воскресни Господи в покой Твой. Воскресением Бога называют служение, совершаемое по закону, не потому что Бог имеет в нем нужду, но потому что возлюбленно Ему благочестие совершающих, и умоляют, чтобы благодать Его снова явилась, и храму дана была прежняя слава.

Ты и кивот святыни Твоея. Поелику во святая святых стоял кивот, заключающий в себе скрижали закона, и на нем было очистилище, посредством которого Архиерею бывали некоторые указания Божия явления; то Пророк кстати упомянул о кивоте; потому что Бог, сотворивый небо и землю, по словам блаженного Павла, не в рукотворенных храмех живет (Деян. 17, 24). Так молился и премудрый Соломон: аще небо и небо небесе не довлеют Ти (2 Пар. 6, 18). Сие изрек и сам Бог всяческих: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих. Кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего (Иса. 66, 1)?

307

 

 

9) Священницы Твои облекутся правдою и преподобнии Твои возрадуются. Когда совершится сие, говорит Пророк, и построен будет дом, и кивот поставлен снова во святилище; тогда священники, совершающие служение по закону, оправдаются, а не приявшие священнического сана, однако же возревновавшие о благочестии, исполнятся всякого веселия.

10) Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего. Помазанным Пророк называет здесь сан царский. Поелику тогдашние цари их были злочестивы; то просят ради Давида не угашать царского рода. Потом напоминают о бывших обетованиях.

11). Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея. Не лжив Обетовавший, говорит Пророк, и Он — источник истины, и невозможно обетованию не придти в исполнение.

От плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Вот одно Обетование, и оно исполнилось; потому что не один Соломон, но и происшедшие от Соломона удостоились царских престолов. Но конец обетования утверждает Владыка Христос, возобладав царством Давида. Сие предвозвестил и блаженный Исаия; яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство на раме Его, и порицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века. Аминь (Иса. 9, 6). И чрез несколько слов: на престоле Давидове, и на царстве его, исправити е отныне и на вечное время (7). Сие обетование, как я сказал, утвердил Владыка Христос. Но Бог дал и другое не неопределенное обетование, и сказал так.

12). Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Таково обетование

308

 

 

Владыки, но беззаконие их пресекло продолжение царства. Ибо вскоре Соломон, впадши в нечестие, навлек на себя гнев Божий; а потому престол присвоен похитителями, и десять колен признали царство другого; в последствии же со временем и у двух колен не стало царства Давидова.

13) Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Издавна Ты, Владыка, говорит Пророк, предпочел Сион иным городам, и соделал его жилищем Своим.

14) Сей покой Мой во век века. Ты изрек сие, Владыка, и обещал всегда упокоеваться в Сионе. И сие пришло в исполнение. Ибо, хотя древний храм, по неистовству Иудеев, и разорен, но там снова места и креста, и воскресения, и вознесения, по благодати Божией чествуются, и со всей суши и со всего моря притекает всякий почерпать источаемое ими благословение.

Зде вселюся, яко изволит и. И сие исполнилось, и произошла некая перемена в месте вселения. Пророческое слово воспомянуло о Сионе, а на нем место и креста и воскресения.

15) Ловитву его благословляяй благословлю. А Симмах перевел: пищу его благословляя благословлю, то есть, подам им обилие всех благ.

Нищия его насыщу хлебы. Подам и нуждающимся, чем удовлетворить потребности.

16) Священники его облеку во спасение. Что выше назвал правдою, то здесь наименовал спасением; потому что спасение — плод правды.

И преподобнии его радостию возрадуются. Любители же благочестия исполнятся всякого веселия.

17) Тамо возращу рог Давидови. По понятию, какое представляется с первого раза, указывается сим на Зоровавеля. Но поелику Зоровавель власти народоправления не передал ни потомкам, ни де-

309

 

 

тям; то никто не в праве назвать его рогом, как управлявшего народом малое время; потому что рог означает нечто крепкое и постоянное. Поелику же пророчество не приличествует Зоровавелю; то слово сие предвозвещает по плоти Христово рождение. Так блаженный Петр сказал в Деяниях: Пророк сый, Давид, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнуты Христа, посадити на престоле его, предвидев глагола о воскресении Его (Деян. 2, 30. 31).

Уготовах светильник помазанному Моему. Светильником опять пророческое слово именует сущий от Давида храм, приявший в себя свет Божества.

18). Враги его облеку студом, на нем же процветет святыня Моя. Свидетели сего студа — Иудеи, возлюбившие вражду и понесшие стыд. А святыня — Церкви по всей земле и на море, именуемые телом Владыки Христа и от Него приемлющие источники освящения.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.