Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 117-го

ИЗЪЯСНЕНИЯ ПСАЛМА 117 го.

Аллилуиа. И сию песнь приносят в дар Богу улучившие спасение. Ибо когда, по возвращении Иудеев, все соседние народы собрались вместе, завидуя прежнему их благоденствию, призвали себе на помощь и другие народы, даже варварские, но по пророчеству Иоиля, Иезекииля, Михея и Захарии ниспосланными от Бога казнями были истреблены; тогда спасенные принесли Богу сию благодарственную песнь. Поелику же в том, что было с Иудеями, преднаписано совершившееся с нами; то песнопение сие приличествует паче уверовавшим из язычников, которые, многими начальствующими и подначальными, народами и народоправителями, царями и военачальниками, быв гонимы, мучимы и терзаемы, претер-

241

 

 

пев тысячи различных смертей, оказались победителями враждующих. И Иудеям и сим уверовавшим благодать Духа в песнопении сем предложила учение.

1) Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Воспойте Благаго и Подателя благ; потому что милость Его непреложна, и всегда оказывает Он милость имеющим в ней нужду.

2) Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. 3). Да речет убо дом Аарон: яко благ, яко в век милость Его: Об Иудеях упомянув раздельно, об уверовавших из язычников делает общее упоминание.

4) Да рекут убо еси боящийся Господа: яко благ, яко в век милость Его. Божие человеколюбие, говорит Пророк, все песнословьте: и от Израиля ведущие род, хвалящиеся прародительским благочестием, даже сподобившиеся между ними священства, и вы, происшедшие от различных народов, но избавившиеся нечестия предков; потому что Бог всех один, и всем оказывает различныя благодеяния, и просящим являет милость. Потом Пророк яснее говорит о Божием промысле.

5) От скорби призвать Господа, и услыша мя в пространство. Ибо не воспрепятствовал приразиться ко мне бедствиям, но показал опасности, и немедленно разсеял их. Сие сказал Пророк и в четвертом псалме: в скорби распространил мя еси (Псал. 4, 2), то-есть, доставил мне утешение большее и самой скорби.

6) Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек. 7). Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя; потому что, Владыку всяческих имея помощником, не боюсь нападения врагов. Надеюсь же, что, пользуясь Его помощию, весьма скоро увижу погибель их. Потом Пророк бла-

242

 

 

гочестивую мысль сию подкрепляет благими помыслами.

8). Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. 9). Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Он благ, человеколюбив, хощет добра, может сделать все, что хощет, и власть Его негиблема. А люди и по природе тленны, и в мыслях превратны, часто не хотят добра; а иногда хотят, но не могут защитить обиженных; если и начальствуют, то начальство их временно; и царская власть у людей не прочна, но продолжается малое время. Поэтому лучше оставить человеческую помощь, и взыскать помощи Божией.

10) Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. На Церковь нападали все народы, а на Иерусалим не все, только некоторые. Посему об Иудеях слово сие произносится преувеличенно, о Церкви же истинно; потому что во всяком народе уверовавшие терпели от неверных возстания и беды. Впрочем и Иудеи и уверовавшие, возложив упование на Бога, препобеждали сопротивников.

11) Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. А Симмах перевел так: окружили меня, и снова вокруг обступили меня, то есть, непрестанныя делали нападения, осаждали со всех сторон. Но, оградившись призыванием имени Божия, разсыпал я полчище их.

12) Обыдоша мя яко пчелы сот. Как пчелы, на- шедши сот, высасывают медовую влагу: так и они, говорит Пророк, покушались отнять у меня бывшую во мне сладость благочестия.

И разгорешася яко огнь в тернии. Надеялись же, что весьма легко преодолеют меня, как огонь скоро истребляет терние.

И именем Господним противляхся им. Но ожидая сего, обманулись в надежде, побежденные моею

243

 

 

надеждою; потому что всем им противопоставил я Своего Владыку, и Им приобрел победу.

13) Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Сие приличествует и уверовавшим и Иудеям. Ибо и первые подверглись бы совершенной гибели, если бы не пользовались Божиею благодатию; и последние впали бы в нечестие, если бы не поддержала их Божественная сила.

14) Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение. Поэтому Бог для нас — и сила, и победа, и источник песнопения; потому что, от Него прияв блага, с благодушием приносим в дар Ему песнь.

15) Глас радости и спасения в селениих праведных; потому что после победы, избавившись от прежняго плача, предались веселию и благохвалениям, песнословя Бога.

Десница Господня сотвори силу. 16). Десница Господня вознесе мя. Десницею, как говорили мы многократно, Пророк называет благую действенность. Делающие же добро не себе самим приписывают победу, не на свою ревность и силу возлагают надежду, но взывают, что прияли это по Божией благодати.

Десница Господня сотвори силу. 17). Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Посему, воспользовавшись помощию свыше и препобедив смерть, благодеяния Божии поведаю незнающим, и напомяну знающим, а напоминанием оных воспламеню любовь к Богу.

18) Наказу я наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Господь, отечески вразумляя меня, попустил приразиться ко мне горестям, но разсеял мрачное их облако, и совершенно избавил меня от угрожавшаго мне вреда.

19) Отверзите мне врата правды: вшед в ня

244

 

 

исповемся Господеви. Пророк вратами правды называет не врата храма, но различные виды добродетели, при которых можно достойным образом песнословить Бога всяческих. И сие яснее дал видеть в присовокупляемом; потому что как бы дает ответ на вопрос, и говорит:

20) Сия врата Господня: праведнии внидут в ня. Так и юноше, пожелавшему узнать путь к вечной жизни, Господь сказал: заповеди ежи: не прелюды твори: не укради, чти отца твоего и матерь твою (Лук. 18, 20); возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Матф. 19, 19). Так и Себя, как путеводителя и учителя добродетели, Владыка наименовал дверию. Ибо говорит; Аз есмь дверь овцам: Мною аще кто внидет, и внидет и изыдет, и пажить обрящет (Иоан. 10. 9). Сие и здесь изрекло пророческое слово: сия врата Господня: праведнии внидут в ня.

21) Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. Посему воспеваю Тебя, приявшаго прошение мое и даровавшаго спасение.

22) Камень егоже небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла. Хотя бы тысящекратно с безстыдством утверждали Иудеи, но сие не может приложено быть к кому либо иному. Ибо, если разделенными коленами древле и управлял Зоровавель; то правление его было не продолжительно. А Владыка Христос две стены, стоявшия прямо одна против другой, — -разумею уверовавших, как из Иудеев, так и из язычников, и одних порабощенных злочестию, а других влекущих иго закона, сведя во едино, совокупил разстоявшее, и из тех и других составил единую Церковь, подобно некоему углу, связующему и одну с другою взаимно совокупляющему две сии стены. Сей-то Камень бывшие древле зиждущими, фарисеи и саддукеи, иереи и книжники, пренебрегли и распяли: но бысть во главу угла,

245

 

 

или по переводу Симмаха, стал краеугольным. О семъ-то Камне и устами Пророка Исаии предвозвестил Бог: се полагаю в Сионе камень многоценен, избран, краеуголен, честен, в основание ему, и всяк веруяй в онь, не постыдится (Ис. 28, 16). Сие сказал и блаженный Павел: наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Ефес. 2, 20). Сей-то Камень и Блаженный Даниил видел отсеченным без рук, научаемый сим неискусомужному рождению Девы, — видел, что Он сокрушил тело, то-есть, суету жизни, и бысть гора велика, и покрыл Собою вселенную (Дан. 2, 34. 35).

23) От Господа бысть сей: и есть дивен во очесал наших. Податель же сей благодати — Бог; и мы дивимся неизглаголанному Его человеколюбию.

24) Сей день, его же сотвори Господь: возрадуежя и возвеселимся в онь. Пророк называет от Бога сотворенным тот день, в который Камень сей, по страдании, воскрес; потому что вскоре по воскресении повелел священным Апостолам идти и научить все народы. Но Пророк сказал, что день сей преимущественно создан Богом; потому что в оный в начале сотворил Бог свет; и он же, прияв воскресение нашего Спасителя, лучи Солнца правды излиял на целую вселенную. Бог, создав свет, назвал светъ — днем, и ничего инаго не творил в тот день. По этому и сей единый день, подобно дню первому, приял создание света. Ибо в день вторый сотворил Бог твердь, в день третий растения и семена, и также в дни другие создал все прочее: но в первый день сотворил свет, и свет назвал днем. По этому справедливо сказал Пророк: сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь, как приявшие в оный источники благ.

25) О Господи спаси же: о Господи поспеши же.

246

 

 

И в последующее время подавай спасение, Владыка, и ведущий к Тебе путь соделывай легким и удобошественным.

26). Благословен грядый во имя Господне. Сие и отроки восклицали Владыке в обличение тех, которые уверяли о себе, что изучили словеса Божии, но не хотели уразуметь истинного смысла. Ибо, когда книжники и фарисеи называли Владыку Самарянином, отроки взывали, что Он — и грядый и благословенный. Подобно сему и слово: осанна встречается в сем же пророчестве. Ибо находим, что сказанное: спаси, у Евреев читается: осанна. Отсюда же заимствуя и блаженный Иоанн Креститель, руководствуя к истине учеников своих, спрашивает через них Господа: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Матф. 11, 3)? Но тот, кто Господь, пришел во имя Господне. Так сказал Иудеям: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене, ин приидет во имя свое, того приимете (Иоан. 5, 43). Тот, кто есть Благословенный, есть также и Сын Благословеннаго. Так и первосвященник спрашивал: Ты ли еси Сын благословеннаго (Мар. 14, 61)?

Благословихом вы из дому Господня. Так говорят победившие возлюбленным ими: приносим вам благословение от того Камня, который соделался домом сущаго в нем Бога Слова. Ибо сказано: и слово плоть бысть, и вселися в ны (Иоан. 1, 14). И Господь сказал Иудеям: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Иоан. 2, 19).

28). Бог Господь, и явися нам. Здесь Пророк Владыку Христа ясно исповедал Богом. Ибо Кого нарек выше Камнем, и потом благословенным и грядущим во имя Господне, Того же наименовал и Господом и Богом, совершившим пришествие Свое и даровавшим спасение уверовавшим.

Составите праздник во учащающих до рог олта-

248

 

 

ревых. Поэтому соберитесь все, и празднуя собственное свое спасение, совершите такое великое торжество, чтобы стеснившееся множество достигало до самаго жертвенника. Пророк сказал: во учащающих, то-есть, столпившись и теснясь от многолюдства.

28). Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе: Бог мой еси Ты, и вознесу Тя. Тебя знаю Бога моего, Тебя знаю Владыку моего, Тебя Благодетеля буду песнословить во всю жизнь.

Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. 29). Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Себя самих, как предпоставленные другим, первых подвигнув к славословию, потом и других убеждают песнословить благаго Владыку, как всем обильно отверзающаго источники милости. Надлежит же знать, что и Иудеям, когда окружили их оные народы, спасительно было познать Того, Кто от них произойдет по плоти, и всем дарует спасение. Ибо сие делало их более отважными против нападающих, ободряя верою в скрывавшееся в них благословение.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.