Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 115-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 115-го.

Аллилуиа. Еврейский текст, и как другие переводчики, так и сирский, псалом сей соединяют с предшествующим; потому что продолжает он туже мысль. Поелику же разделяют на два псалма псалом девятый, то соединением сих псалмов сохраняют равное с нами число псалмов. Впрочем псалом сей и содержание имеет тоже самое; ибо Иудеи, упомянув там о стране живых и заключив сим речь, начинают здесь оную так:

235

 

 

1). Веровах темже возглаголах. Не телесными очами узрел я оную страну, но явною для меня соделала ее вера.

Аз же смирихся зело. 2). Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Акила же перевел сие так: я в изумлении моем сказал: всякий человек лживость; и Феодотион: всякий человек исчезает; а Симмах: с прискорбием сказал я: всякий человек обманывается. Не без намерения же представил я все сии переводы, но желая показать, что Пророк ложью называет человеческое благоденствие, всего скорее минующееся и неимеющее никакого постоянства: увидев, говорит Пророк, внезапную эту перемену, приведя себе на память прежнее наше благополучие, и взирая на следующия одно за другим бедствия, с прискорбием сказал я: ничего нет постояннаго и прочнаго; тот обманывается и не увидит исполнения надежды, кто полагается на настоящее, как на нечто продолжительное. Сие сказал он и в псалме тридцать осьмом: обаче всяческая суета всяк человек живый (Псал. 38, 6). Сему обучившись и премудрый Соломон, хотя жил во всяком благоденствии, но коснувшись естествословия дел человеческих, такое сделал вступление: суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1, 2).

3). Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Будучи ущедрен многими и различными благодеяниями, не знаю, чем вознаградить Благодетеля. Не без намерения же Пророк присовокупил это к предыдущему, но учит сим, что, при многоразличных переменах жизни, Бог всяческих оказывает людям помощь, и упадающим в духе подает всякаго рода утешения. Сие сказал и блаженный Павел: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, утишаяй нас о всякой скорби нашей

236

 

 

яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога: зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1, 3 — 5). Тоже говорил и блаженный Давид: по множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Псал. 93, 19).

4) Чашу спасения пргиму, и имя Господне призову. Посему надлежит безтрепетно принять за Него и смерть, и сим воздать за многоразличныя благодеяния. Ибо чашею спасения Пророк нарек смерть за благочестие. Так именует ее Господь; ибо говорит: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия. (Матф. 26, 39). И чете Апостолов, просивших общения во царствии, сказал так: можета ли пити чашу, юже Аз имам пиши (Матф. 20, 22)? Посему и здесь, как говорит Пророк, мужественные и доблестные подвижники благочестия сами себе советуют сделать тоже. Исполняют же сие обещание пред очами единоплеменников, чтобы и их поощрить к подобной ревности. Потом Пророк показывает плод такой смерти.

5) Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. 6). Честна пред Господем смерть преподобных Его. А если честна пред Богом; то для кого и из преподобных не досточтима?

7). О Господи аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея. Посему, если претерпим оную достойную удивления смерть, то честь и хвалу приимем от Бога, и оставим по себе приснопамятную славу. А если, преодолев врагов, разсыплем их полчище; то принесем Владыке благодарственную песнь, признавая свое рабство и хвалясь тем, что прияли оное от предков. Ибо принужденные раболепствовать людям иногда величаются тем, что имели у себя свободных предков: а добровольно послужившие

237

 

 

Богу признаются, что рабство сие прияли от предков, справедливо будучи уверены, что таковое рабство — величайшая для них слава.

Растерзал еси узы моя. Освободил Ты меня от многих и разных бедствий.

8). Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. 9). Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. 10). Во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме. А избавившись от бедствий, не буду не признателен за благодеяния, но воздам Тебе жертву хвалы, принесу в дар благодарственную песнь в присутствии всех единоплеменников, чтобы и они получили от того пользу. Совершу же словесное сие священнодействие во храме, посвященном Имени Твоему. Посему и отсюда можно дознать, что и при имевшем еще силу законе, кто более духовно вникал в закон, те безсловесным жертвам предпочитали жертвы словесныя, предобразуя сим новый завет. Надлежит знать, что и всем добропобедным мученикам приличествует тот и другой псалом; потому что таже цель у тех и других. Ветхозаветные претерпели досточудную смерть за закон и законоположника; и новозаветные предпочли настоящей жизни кончину ради Спасшаго их и сокрушившаго смерть.

 


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.