Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 105-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 105-го.

Аллилуия: В сто четвертом псалме пророческое слово описывало Божии благодеяния; а в сем псалме и благодеяния напоминает, и облагодетельствованных обвиняет в неблагодарности, и показывает различныя наказания на них наложенныя. Излагается же псалом как бы от лица благочестивых, которые оплакивают общия бедствия, и умоляют о пощаде.

1) Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. И за прежния благодеяния песнословьте Владыку, и ожидайте исполнения благих надежд; потому что Владыка благ и человеколюбив, и не престает водиться всегда милостию. Потом Пророк показывает, сколько повествование о чудесах Божиих превышает естество человеческое.

2) Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его? Никакое слово недостаточно к песнопению Бога всяческих.

3) Блажени хранящий суд, и творящий правду во всякое время. За сознанием греха следует ублаже-

185

 

 

ние добродетели; потому что, кто несет наказания за грех, тот ублажает освободившихся от онаго и украшающих жизнь свою правдою, — ублажает же не того, кто однажды поступил правдиво, но кто всегда и непрестанно следует по следам правды.

4) Помяни нас Господи во благоволеции людей Твоих, посети нас спасением Твоим. Здесь Пророк подразумевает народ новый и церковь из язычников, которую Господь сподобил спасения, и общение с которою восхищать себе поучаются и Иудеи. Согласно же с сим разумением и присовокупляемое.

5) Видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим. То есть, умоляем о том, чтобы и нам быть причастниками в веселии новаго народа Твоего, и иметь общение в оказываемой ему благости.

6) Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовасом; то есть, как бы в некоторое наследство прияли мы от отцев нарушение законов Твоих; отцами же называет Пророк не святых патриархов, но бывших после них. Сие дал он видеть в следующих за сим словах.

7) Отцы наши во Египте не разумеша чудес Твоих, не помянута множества милости Твоея. Ибо после стольких чудес, совершенных ради них в Египте, не восхотели уразуметь силу Твою.

И преогорчиша восходяще в Чермное море. Ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не восхотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великаго Моисея, говоря: за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыне сей (Исх. 14, И). Впрочем, хотя оказались они неблагодарными, Ты сподобил их спасения. Ибо Пророк присовокупил следующее.

186

 

 

8). И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою: 9). И запрети Чермному морю, и изсяче, и преведе я в бездне яко в пустыни. 10). И спасе я из руки ненавидящаго, и избави я из руки врага. Ибо словом дно морское обнажив от вод, великую эту бездну соделал для них удобопроходимою коням пустынею. В пустынях много удобства шествующим от того, что нет растений и препятствующих шествию преград; посему удобство перехода чрез море Пророк выразил сравнением его с пустынею.

11) Покры вода стужающия им: ни един от них избысть; потому что вода потопила всех Египтян; одно и тоже море Евреям послужило во спасение, а Египтянам — в наказание.

12) И вероваша словеси Его, и воспета хвалу Его. Ибо у поющих мужей начальником был великий Моисей, а у лика жен — Пророчица Мариам. Предана же письмени и песнь их.

13) Ускориша, забыта дела Его: нестерпеша совета его .14). И похотеша желанию в пустыни, и искусиша Бога во безводней. Имея столько сильных удостоверений в Божием могуществе, не просили снабдить необходимым, и не ожидали Божия дара, но тотчас начали злословить Божиих служителей.

15) И даде им прошение их, посла сытость в души их. Прошением Пророк назвал пожелание; потому что не просили, но роптали. Однако же дал им Бог обилие мяс, й хлеб нерукотворенный, и сладкую в обилии воду.

16) И прогневаша Моисея в стану, Аарона святаго Господня. Ибо Корей и его сообщники покушались похитить священство, а Дафан и Авирон замышляли присвоение себе другаго начальства.

17) Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона: 18). И разжжеся огнь в сонме их,

187

 

 

пламень попали грешники. Дафан и Авирон со всем семейством поглощёны землею, а Корей и бывшие с ним попалены ниспосланным от Бога огнем. Наказания же сии Бог наложил, побуждая других уцеломудриться, но они не восхотели извлечь из сего пользы. Сие видно из повествования о том, на что они отважились.

19) И сотвориша телца в Хориве. Пророк не просто упомянул о горе, но с намерением показать чрезмерность нечестия. Ибо на сей горе явился Господь всяческих; там исполнил их страха, явившись в сильном огне, при звуках труб, при ударах грома, среди страшных явлений изрекая закон; там отважились они на нечестие.

И поклонишася истуканному. И это служит обвинением в другом еще безумии. Ибо видели, что получило оно вид свой от искусства человеческаго, и воздали сему Божеское чествование.

20) И измениша славу Его в подобие тельца идущаго траву. Весьма приличными чертами Пророк изобразил неразумие их. Ибо вместо того, Кто совершил столько чудес, Кто даровал им чудное оное спасение, и может производить столько и таких дел, почтили изображение тельца, когда тот, с кого снято сие изображение, имеет нужду в питании. Да и пища у тельца не хлеб, предлагаемый существам словесным, но трава и сено. А изображение тельца гораздо маловажнее самаго тельца, который по естеству безсловесен, питается сеном и дан в служение людям. Ибо изображение сие не только безсловесно, но и не одушевленно, не может ни действовать, ни мычать, ни есть. Однако же и сие столько безсильное предпочли они Богу всяческих.

21) И забыта Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте. 22). Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем. Не содержали в памяти ни

188

 

 

собственнаго спасения, ни казни египетской, ни великаго чуда на море; но вдруг презрели все это.

23) И рече потребите их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их. Ибо, когда изрек Бог всяческих: остави Мя, и возъярився гневом, потреблю их: и сотворю тя в язык велик (Исх. 32, 10); тогда блаженный Моисей сказал: аще оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в нюже вписал еси 32).

24) И уничиокиша землю желанную, не яша веры словеси Его: 25). И. поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня. Пророк упоминает о непокорности при другом случае. Ибо, когда повелел Бог войдти в обетованную землю, они, впав в недуг боязни, явно воспротивились, говоря, что Хананеи мужественны, сами же они не имеют достаточных сил вступить с ними в сражение. А это — явный знак неверия; потому что самовидцам столь многих и великих чудес справедливо было во всем довериться могуществу Спасшаго их.

26). И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни, 27). И низложити семя их во языцех, и расточити я в страны. Господь хотел подвергнуть их казни, которая соответствовала бы их неверию, и навести на всех вместе пагубу; но, водясь обычным Ему человеколюбием, отчасти только наказал их.

28). И причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых: 29). И раздражиша Его в начинангих своих. Предавшись снова невоздержанию, и смесившись с женами Моавитян, обучились их нечестию. Веелфегор же есть идол, чтимый Моавитянами; и Фегором называлось место, где стоял идол, а самый идол именовался Ваалом. Говорят же, что на языке эллинском называется он Кроном. Жертвами

189

 

 

мертвых Пророк именует так называемыя у Эллинов возлияния, которыя имели они обычай приносить мертвым. Но не погрешит, кто и самых, так называемых ими богов, наименует мертвыми.

И умножиея в них падение. Ибо наслал еще на них другаго рода смерть.

30) И ста Финеес и умилостиви, и преет а сечь:

31) И вменися ему в правду, в род и род до века. Слово: сечь Симмах перевел: язва. Это показывает и история. Ибо Замврия, который имел безстыдство явно блудодействовать с некоею Мадианитянкою, Финеес пронзил копьем вместе с сею женщиною. Бог, прияв ревность, похвалил его самаго, но воспретил подвергать казни других.

32) И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради: 33). Яко преагорчиша дух его, и разнствова устнама своима. Ибо, приступив к Моисею, который оплакивал сестру, с великим безчинием просили удовлетворить их нужде; а он, изнемогая духом и видя их невоздержание, объятый и гневом и скорбию, не с обычным ему послушанием исполнил Божие повеление, но, выразив в словах некое сомнение, ударил в камень, и извел воду. Это и значит сказанное: разнствова устнами своима, то есть, сказал не без сомнения. Ибо сказано: рече к ним Моисей: еда из камене сего изведу вам воду (Числ. 20, 10)? За сие-то, конечно, прогневавшись Бог всяческих, не дал ему земли обетованной отцам, но повелел ему приять конец жизни, а обетование исполнил чрез Иисуса Навина. Но Правитель всяческих, хотя, повидимому, обратил это в наказание Моисею, однако же при совершении сего имел в виду и нечто другое. Во-первых, зная неразумие Иудеев, не допустил в исполнение придти всему обетованию Моисеем, чтобы не почли его Богом; потому что обоготворившие изоб-

190

 

 

ражение тельца, какого чествования не воздали бы бывшему служителем стольких чудес? Потому-то и гроб его соделал Бог сокровенным. Сверх же сего, что было с законодателем, тем самым угодно было Богу показать временность закона. Ибо, если законодатель не насладился обладанием обетованной земли, то легко было уразуметь из сего, что и они не долго будут пользоваться сим о них промышлением. Так, описав, что было в пустыне, Пророк обличает преступление, совершенное Иудеями в земле обетования.

34) Не потребиша языки, яже рече Господь им.

35) И смееишася во языцех, и навикоша делом их. 36). И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. Бог воспретил смешение, по причине общения в нечестии, чтобы, отъяв начало предотвратить и конец, в корне истребить плод, меньшим злом предварительно подавить худшее. Однако же они, и в этом преступив Божий закон, не потребиша злочестивые языки, не избегали общения с ними, но поревновали лукавому их житию.

37) И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом.

38) И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским. И убиена бысть земля их кровми. 39). И осквернися в делех их. Крайний верх нечестия показали они в себе. Ибо не высшая ли степень злочестия — осквернять землю кровями сыновей и дочерей, и приносить их в жертву кровожадным демонамъ? Богу не приносили они и узаконеннаго, а идолам закалали и детей.

И соблудиша в начинаниих своих. Блудом называет здесь Пророк не только непотребство, но и служение идолам. Поелику, вступив в союз с Богом, возлюбили служение идолам; то суеверное сие чествование справедливо назвал блудом.

191

 

 

40). И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое: 41). И предаде я в руки врагов, и обладании ими ненавидящий их. 42). И стужиша им врази их, и смиришася под руками их. Сие показывают и история Судей и книги Царств. Бог предавал их, то Моавитянам, то Аммонитянам, а иногда Амаликитянам, Мадианитянам и Филистимлянам, чтобы сие наказание послужило в пользу.

43) Множицею избави я: тии же преогорчиша его советом своим, и смиришася в беззакониих Своих. Наложив наказание, являл опять и человеколюбие; но они воздавали Ему противным.

44) И виде Господь внегда скорбети им, внегда услышаше моление их. Сие показывает и история, а именно, что вынуждаемые необходимостию обращались с прошениями к Богу, и как скоро просили, бывали услышаны.

45) И помяну завет Свой, и распался по множеству милости Своея. Ибо ради обетований, данных отцам, оказывал милость. Раскаянием же Пророк называет прекращение наказания; потому что Бог не раскаивается; Он не благоугождается, то тем, то другим, но, премудро всем управляя, и наказание налагает, и являет человеколюбие.

46) И даде я в щедроты пред всеми пленившими я. Так умиротворил и преклонил на милость Кира, соделал, что дал он свободу пленникам.

47) Спаси ны Господи Боже наш, и собери ны от язык: исповедатися имени Твоему святому, хвалитися во хвале Твоей. И сие дает видеть, что пророческое слово научает Иудеев, как должно умилостивить им Бога, чтобы сподобиться Его о себе попечения. И божественный Апостол предвозвестил будущее Иудеям спасение чрез Илию Фесвитянина. Приидет от Сиона, говорит он, избавляли, и от-

192

 

 

вратит нечестие от Иакова: и сей им от Мене завет, егда отыиму грехи (Рим. 11, 26). Посему, не возсоздания Иерусалима, согласно с баснями неразумных, не служения подзаконнаго, не жертв безсловесных, не обрезания, не субботы, не кроплений, служивших только сению, должно ожидать им после всесвятаго крещения (это бред упившихся старух); но призвания, и познания истины, и веры во Владыку Христа, и постановления новаго завета.

48). Благословен Господь Бог Израилев от века, и до века: и рекут еси людие: буди буди. Ибо всеми песнословим Господь всяческих, наименовавший Себя Богом Израилевым, столько соделавший для спасения человеческаго. Целому же народу надлежит глас поющих заключить словом: аминь; потому что сие: буди, буди Еврей выражает словами: аминь аминь. Почему и соблюдается в церквах обыкновение, народу согласие свое на славословие иерея изъявлять словом: аминь, вступать чрез сие с ним в общение, и принимать благословение.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.