Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 102-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 102-го.

Псалом Давиду. Псалом сей, по видимому, состоит в связи с предшествующим, и тогоже с ним содержания. Ибо в том оплакивающие бедствия свои в Вавилоне просили Бога даровать им возвращение; а здесь улучившие просимое песнословят Благодетеля. А я думаю, что песнопение сие приличествует всем человекам, и освободившимся от более горького рабства, и сподобившимся большей свободы. Да и значение самых речений дает видеть, что последнее предположение вернее первого.

1) Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Исполненные признательности к божественным милостям побуждают самих себя к песнопению, воздавая, чем только можно, Благодетелю. Всегда же возможно песнословить и сохранять в себе глубокое памятование благодеяний. И они посвящают всю внутренность, и всякий помысл устремляют к божественному песнопению; потому что словом: внутренняя Пророк назвал помыслы и все душевныя движения.

2) Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Душа поучается снова, как возбудить себя, разсеять облако забвения, и возобновить в себе памятование Божиих благодеяний. Слово: воздаяния Симмах перевел: благодеяния. Потом Пророк исчисляет в подробности сии благодеяния.

3) Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Ибо Он даровал тебе отпущение

160

 

 

грехов. Он исцелил тебя от страданий. Сего сподобился разслабленный; потому что в одно время сказано ему: отпущаются тебе греси и: возми одр твой, и иди в дом твой (Мар. 2, 9. И). Так сподобились отпущения грехов и жена грешница, и разбойник, и мытари, и все уверовавшие.

4) Избавляющаго от нетления живот твой. Отведенных в Вавилон пленников, хотя освободил Бог от рабства, но не избавил от тленной жизни. А нам даровал надежду воскресения, дал залог Духа, облек нас в ризу безсмертия.

Венчающаго тя милостию и щедротами. Благодатию есте спасти, как говорит божественный Апостол: и сие не от вас, Божий дар: да никтоже похвалится (Ефес. 2, 8. 9); и еще: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз. Но сего ради помилован дых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение Свое, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную (1 Тим. 1, 15, 16). Поэтому венец дается по благодати и человеколюбию. Так и божественный Исаия от лица невесты взывает: да возрадуется душа моя о Господе: облече до мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя: яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою (Иса. 61, 10); и несколько ниже: и будегии венец доброты в руце Господни, и диадима царствия в руце Бога твоего (Иса. 62, 3). Все же это — дары и приношения жениха; потому что невеста принесла в дар единую веру.

5) Исполняющаго во благих желание твое. Поелику есть пожелание предосудительное, воспрещаемое Божественным законом, то кстати присовокупил Пророк: во благих; потому что Владыка исполняет благия наши пожелания. Просите, говорит, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется

161

 

 

вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищет обретает, и толкующему отверзется (Матф. 7, 7. 8). Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся при· ложатся вам с избытком (Матф. 6, 33).

Обновится яко орля юность твоя. И сие обновление в святом крещении даровал нам также Владыка, и отсекши ветхость греха, из состаревшихся соделал юными. Согласно с сим говорит Бог чрез Пророка Исаию: терпящий Меня изменят крепость, окрылатеют аки орли (Иса. 40, 31). Поелику при сотворении прияли мы в себя Божественныя и царственныя черты, а потом помрачили и повредили их всякаго рода греховными начинаниями; то пророческое слово обещает нам возстановление царскаго достоинства; потому что орел есть царственная птица, и ему вверено царство пернатых. Открывает же нам Пророк и самый образ Божественной щедрости.

6) Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Ибо не от дел праведных, их же сотворихом мы, как говорит божественный Апостол, но по Своей Его милости, спасе нас, банею паки бытия, и обновления Духа Святаго (Тит. 3, 5). И увидев, что потерпели мы обиду от врага истины, нам обновил источники милости, а на него произнес правдивый приговор.

7) Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Но не по раскаянию устроил нам сие спасение, напротив того издревле предвозвестил сие чрез Пророков, и чрез божественнаго Моисея предначертал наше спасение. И море стало прообразом всесвятаго крещения, камень — сению безсмертных токов, а манна — изображением небесной снеди; и не перечисляя всего в подробности, скажем, что можно найдти предъизображенным у них и иное.

162

 

 

8) Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. А причиною сих благ, говорит Пророк, — бездна Божией благости, неизмеримая милость, море человеколюбия.

9) Не до конца прогневается, ниже в век враждует: (10). Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Не восхотел соразмерить наказание с нашими грехами и еще продолжать гнев Свой на нас.

11). Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его: (12). Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Если бы Пророк нашел разстояния более далекия, то, конечно, их и представил бы на среду, стараясь показать безпредельность Божией благости. Но человеческий помысл не нашел ничего, что было бы выше неба, и имело более далекое разстояние, чем восток от запада.

13) Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Он, Создатель и Творец, уподобился в благости отцу, и такую же нежную любовь оказал к рабам, какую отец оказывает к детям.

14) Яко Той позна создание наше, помяну яко персть есмы. Создатель знал немощь нашего естества, знал, из чего мы созданы, и опять куда пойдем.

15) Человек, яко трава дние его, яко цвет сел- ный тако оцветет. Ни чем не отличаемся мы от травы и от цветка, который весною разцвел, и вскоре вянет и облетает.

16) Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. А Симмах перевел так: потому что дух пройдет им, и потом его нет. Духом же Пророк называет душу. Пока душа в теле, оно живет и действует; а как скоро душа отлетела, оно угасает и истлевает, так что не узнаешь прежних черт, не различишь,

163

 

 

что это — тело одного, а это — тело другаго. И сие каждый в точности увидит, приникнув в гроб; потому что все одинаковым образом делается добычею тления, и не сохраняет прежних черт.

17). Милость же Господня от века и до века на боящихся Его: (18). И правда Его на сынех сынов хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Так скорогиблюща природа человеческая! Но человеколюбие Божие дарует долговечную жизнь, и воздаяние правды, должное предкам, соблюдает до потомков. Так до четвертаго рода соблюло царскую власть Ииую, не стяжавшему совершеннаго благочестия, но в начале только царствования показавшему ревность. Так божественному Давиду соблюло неугасшею искру рода, хотя между тем прозябали и многие нечестивые. Милость же сию, говорит Пророк, прострет Бог на хранящих завет Его, и не просто помнящих заповеди Его, но к словам присоединяющих и дела, и по заповедям благо- устрояющих жизнь свою.

19) Господь на небеси у готова престол Свой, и царство Его всеми обладает. Сие сходно с сказанным в другом псалме: на высоких живый, и на смиренныя призираяй (Псал. 112, 5. 6). Ибо и здесь пророческое слово научает нас, что Господь всяческих, хотя имеет престол на небе, но, как Создатель, Царь и владыка всего, назирает над тва- рию и правит ею.

20) Благословите Господа еси Ангели Его, сильнии крепостию, творящий слово Его, услышати глас словес его. Справедливо Пророк к общению в песнопении призвал и невидимыя Силы; потому что человеческая природа не в состоянии достойно воспеть Тебя Благодетеля, безплотныя же и святыя природы, имея жизнь свободную от страстей, имеют и достаточныя силы исполнять Божественныя заповеди.

164

 

 

21) Благословите Господа вся силы Его, слуги Его творящий волю Его. Чинов небесных много, и они различны; потому что есть Начала, Власти, Престолы, Господства, Серафимы, Херувимы, и другия неизвестныя нам именования, как говорит божественный Апостол (Кол. 1, 16). Но все сии чины пророческое слово заключило под сими двумя именованиями; ибо назвало Ангелами, как споспешествующих исполнению Божиих заповедей и распространяющих словеса Божии, — Силами же, как достаточно сильных делать повеленное, и таковую силу в самом естестве получивших от Сотворшаго.

22) Благословите Господа вся дела Его на всяком месте владычества Его. Сие не приложимо к Иудеям; потому что, когда пленившие их повелевали воспеть от песней сионских, поступая законно, сказали они; како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Псал. 136. 4)? А нам божественный Апостол предписывает молитвы творя на всяком месте, воздевать преподобныя руки (1 Тим. 2, 8). Сие и Владыка Христос сказал Самарянке: аминь, аминь глаголю тебе, жено, яко грядет час, и ныне есть, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонятся Отцу. Ибо Дух есть Бог: и иже кланяются Ему, духом, и истиною достоит кланятися (Иоан. 4, 21. 24).

Благослови душе моя Господа. Конец согласен с началом. Ибо Пророк, к общению в песнословии призвав умныя сущности, и нас научает; сколько сие возможно, чествовать Творца, и соразмерно силам, возносить Ему благодарственную песнь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.