Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 7-го

1). Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина. Блаженный Давид, спасаясь бегством от преступного сына, нашел себе помощником Хусия, который убедил Авессалома, не следовать внушению Ахитофелову и не тотчас преследовать отца, но собрать весь народ, и тогда уже ополчиться на родителя. И Ахитофел, встревожившись и крайне оскорбившись, что совет Хусиев предпочтен его совету, сделался самоубийцею, и кончил жизнь петлею. А божественный Давид, воспользовавшись сим замедлением в нападении, нашел время бежать, и спасся. Посему псалом сей, как некую песнь и молитву, приносит

36

 

 

Спасителю Богу, присоединяет же и наставление тем, которые терпят от кого-либо обиду, советуя им возлагать упование на Бога и от Него ожидать помощи, а делающих обиды устрашая напоминанием о праведном суде Божием.

2). Господи Боже мой, на Тя уповал, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя. 3). Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу, то есть, не уповая ни на какую человеческую помощь, и храня единую надежду на Тебя, умоляю сподобить Твоего промышления; потому что боюсь, чтобы угрожающие мне войною, наступив на меня подобно дикому зверю, и нашедши оставленным без Твоего Промысла, не погубили меня совершенно.

4). Господи Боже мой, аще сотворил сие. Потом яснее представляет сказанное им: аще есть неправда в руку моею. И показывая, какой вид неправды разумеет здесь, немедленно присовокупляет:

5). Аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощ. 6). Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. У добродетели много видов, не целомудрие только и благоразумие, но и мужество и справедливость. Посему Давид свидетельствует здесь не о том, что достиг он высокой добродетели, но что, не сделав ни малейшей обиды врагам, не справедливо терпит от них гонение. Не только, говорит, сам я не начинал обиды, но даже никогда не соглашался мстить обидевшим. Многократно имея у себя в руках Саула, не воздал ему за несправедливую неприязнь. Посему умоляю Тебя, Владыка, премудро все ведущего, судить меня правдиво, и если сделал я когда что-либо подобное, лишить меня Своей попечительности (ибо сие выражает словами: да отпаду

37

 

 

убо от враг моих тощь), и отдать меня в руки неприязненным, чтобы не только лишили меня дарованных мне Тобою славы и царства, но и предали поносной смерти. Ибо сие разумел, сказав: славу мою в перст вселит.

7). Воскресни Господи гневом Твоим, вознесися в концах враг моих. Симмах перевел: раздражением, Феодотион: яростию, Акила: нетерпеливостию. Посему Давид умоляет праведного Судию не долготерпение показать, но изречь праведный приговор, и наложить наказание на делающих обиды. Ибо употребил слово: воскресни в значении: не оказывай более долготерпения. Подобно сему выражение: восстани, вскую спиши Господи (Псал. 43, 24)? Ибо и там сном назвал долготерпение; и еще: воскресни Господи, помози нам (27). Теперь время не человеколюбию, но праведному гневу. Посему положи предел врагам моим, остановив неправедное их нашествие.

И востани Господи Боже мой повелением, имже заповедал ecu. Ты узаконил защищать обижаемых. Посему Сам исполни, Владыка, что заповедал делать другим, и подай мне помощь Твою.

И сонм людей обыдет Тя: и о том на высоту обратися. Когда явлен будет сей Промысл Твой, все вознесут Тебе песнопение, и наименуют Тебя Богом Вышним, потому что над всем надзираешь, и достойное наказание налагаешь на делающих обиды. Ибо сказанное: на высоту обратися, значит: Ты, высочайший по естеству, но многими неведомый, попечительностию об обижаемых покажи, Кто Ты. Потом пророчественно изрекает Давид:

9). Господь судит людем. Рассудит не мое только дело, но и весь человеческий род.

Суди ми Господи по правде моей и по незлобе моей на мя. Не себе приписал правдивость божествен-

38

 

 

ный Давид в словах сих. Ибо слышим, что противное сему взывает он: яко беззакония моя аз знаю, а грех мой предо мною есть выну (Псал. 50, 5); и: рех, исповем на Мя беззаконие мое Господеви (Пс. 31, 5). Напротив того разумеет здесь справедливость в настоящем деле. Ничем, говорит, не обидел я ни Авессалома, ни Ахитофела, ни вооружившихся с ним против меня. Посему умоляю судить меня по этой правде и по незлобию, а не по содеянным уже мною прегрешениям. Прошу настоящее дело рассудить одно само по себе, и не наказывать теперь за другие грехи.

10). Да скончается злоба грешных, и исправиши праведного. Вместо: да скончается Симмах поставил: да свершится. Если злоба живущих порочно окажется суетною; то питомцы добродетели с большим усердием совершат предлежащий им путь.

Испытали сердца и утробы Боже. 11). Праведная помощь моя от Бога спасающаго правыя сердцем. Утробами Пророк именует здесь помыслы. Поелику в утробах возбуждаются похотливые пожелания, от них же потом возникают помыслы вожделения: то в переносном смысле помыслы и назвал утробами. Посему, говорит, Ведущий сокровенные помыслы ума человеческого, окажет мне справедливую помощь, как обычно Ему делать сие; потому что всегда защищает обижаемых. За сим устрашает уже Пророк живущих в злобе, указуя на праведные наказания, и предвещает гибель Ахитофелу.

12). Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Он имеет человеколюбие, по которому долго терпит человеческие прегрешения; потому что, если и видит, что люди от оного не приобретают пользы, все еще медля наказанием, устрашает их пока угрозами. Но если, и сим пренебрегши, все еще будут они

39

 

 

грешить, немедленно уже, по всей справедливости, предает их конечной пагубе. Сие и выразил Пророк в присовокупляемых словах:

13). Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и, 14). И в нем уготова сосуды смертныя. Это еще не наказание, но угроза. Пророк сказал: очистит, а не поразит; лук напряже, а не стрелы метет. И извещая, что в некоторых повергает и стрелы, тотчас присовокупил: стрелы Своя сгараемым содела. Которые прияли в себя удобосгараемое вещество греха, наздав, как говорит божественный Павел, дрова, сено, тростие (1 Кор. 3, 12), те будут поражены сими огненосными стрелами.

15). Се боле неправдою — Ахитофел, внушивший эту лукавую мысль. Зачат болезнь, и роди беззаконие. По злобе, готовой на всякую крайность, вооружил он беззаконного сына против отца, который не сделал никакой обиды.

16). Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. 17). Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Запутается в собственных сетях своих, получит награду за труды свои, и уловлен будет мрежами, какие расставил для уловления других.

18). Исповмся Господеви по правде Его, и пою имени Господа Вышняго. А я, сподобившись такого Божия Промысла, непрестанно буду песнословить Благодетеля, поведая правдивость суда


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.