Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 61-го

1). В конец, о Идифуме, псалом Давиду. Симмах же перевел так: победный от Идифума, песнь Давиду. А сим дает видеть, что псалом принадлежит блаженному Давиду, пет же был Идифумом, потому что он, будучи начальником лика в Божественном храме, песнословил Бога всяческих, как говорит о сем книга Паралипоменон (1 Парал. 16, 41). Предвещает же псалом восстания македонян и злоумышления против Маккавеев Антиоха Епифана, и учит, какими помыслами надлежит водиться подвижникам добродетели во время нашествия сопротивных.

2). Не Богу ли повинется душа моя? Иудеи, принуждаемые преступить Божественный закон, приносить жертвы идолам и есть свиные мяса, возбуждают помысл свой к благочестию, и поощряют к рев-

285

 

 

ности по благочестию, говоря: не всему ли предпочтешь ты, душа, служение Богу? Потом указывают на происходящую от сего пользу.

От того бо спасение мое 3). Ибо Той Бог мой, и Спась мой, заступник мой: не подвижуся наипаче. Сие служение подает тебе, душа, спасение; потому что Он – Бог и податель благ, и может подкреплять колеблющихся. Посему, призвав Его помощь, избавлюсь от покушающихся низложить меня. Так, помыслы свои воспламенив ревностью к благочестию, иудеи обращают речь к сопротивникам.

4). Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену. Мысль, заключающаяся в стихе сем, изложена не в обыкновенном порядке речи, и она есть следующая: долго ли будете поступать с нами жестоко, не взирая на общее наше с вами естество? Имея это убийственное намерение, спешите оттолкнуть и низринуть нас, как наклонившуюся какую-нибудь стену и оплот, который в опасности упасть от ветра. А сие значит: вы не слишком превозноситесь над нами, как над немощными; потому что имеем помощником Бога всяческих.

5). Обаче цену мою совещаша отринути. Одна у них цель, говорит Пророк, лишить меня Божия о мне промышления, от которого вся моя цена и слава; потому что слава благочестивых – служить Богу; почему и божественный Павел везде именует себя рабом Христовым.

Текоша в жажди. Но это злоумышление не стороннее для них дело; напротив того со всем усердием занимаются им, жаждут низвергнуть меня в пучину нечестия. И объясняет Пророк, какия к тому употребляют ухищрения.

Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху. Употребляют обольстительные слова, поку-

286

 

 

шаясь ввести меня в обман, а внутри у них сокрыта пагуба. Так иудеи, показав злоумышления врагов, снова сами себе поставляют законом, пребывать в терпении и ожидании Божественной помощи.

6). Обаче Богови повинися душе моя: яко от Того терпение мое. Не оставляй, душа, служения Богу, но, укрепленная подаваемою от Него помощью, переноси удары бедствий.

7). Ибо Той Бог мой, и Спас мой, заступник мой: не преселюся. Зная, что Он истинный Бог и источник спасения, не соглашусь оставить служение Ему и прибегнуть к иному владычеству. Слово: преселюся Пророк употребил вместо: переменюсь, то есть, не сделаюсь переметчиком и рабом нечестия.

8). О Бозе спасение мое и слава моя. Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Часто употребляют одни и те же слова, Бога всяческих называя Богом, и Спасителем, и славою, и помощником, чтобы отразить приражения злочестия. Посему-то и всех прочих единоплеменников возбуждают к тому же благочестию, не желая, чтобы им одним именоваться победоносными.

9). Уповайте на Него весь сонм людей: излияйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш. В пренебрежении оставив всех людей, на Него упование твердым соделайте, единоплеменники, и Ему посвятите всю мысль, несомненно ожидая от Него помощи. Сие означают слова: излияйте пред Ним сердца ваша, то есть, Ему посвятите все помыслы, и не допускайте никакого раздвоения в мыслях.

10). Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати. Яснее перевел сие Феодотион: однако же сыны человеческие – пар, лживы сыны мужа, как колебание весов. В делах человеческих ничего нет постоянного, говорит Пророк, они подобны пару, поднимающе-

287

 

 

муся вверх и тотчас исчезающему, и колебанию коромысла у весов, которое движется то вниз, то вверх, ни на чем не останавливаясь. А перевод седмидесяти должно разуметь так: суетно все человеческое, однакож многие и на скоротечное полагаются, как на нечто постоянное, и нерадят о соблюдении равенства, не ровно держат весы ума, пренебрегают то, что справедливо, и радуются неправде.

Тии от суеты вкупе. Однако же никакой из того не извлекают выгоды; потому что все суетно и подлежит скорой перемене. Так перевел Симмах: они исчезают вместе. Отселе начинается увещание противникам, которые гордятся богатством.

11). Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте. Не почитайте достолюбезным человеческого благоденствия, достигнутого неправдою.

Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Видя, что богатство, подобно реке, течет в ваши дома, не порабощайте ему вашего помысла. И для чего же советуешь сие, и предлагаешь такое увещание?

12). Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, 13). И твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его. Слышал я, говорит Пророк; так определено Богом всяческих, что будет суд и воздаяние за добро и зло. Слово: единою употреблено не в означение числа, но в том смысле, что будет сие непременно. Единою определил Бог, и невозможно сему не совершиться. Говорит же Пророк: двоя, то есть, наказание беззаконных и человеколюбие оказываемое благочестивым. А возвестил сие Бог, давая закон. Ибо говорит: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах и тьмах любящим Мя и хранящим повеления Моя (Исход. 20, 5, 6).

288


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.