Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 55-го

1). В конец, о людех от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе. И надписание показывает, что смысл псалма есть двоякий, соответствующий как самому Давиду, так и народу соделавшемуся пленным и принужденному жить в земле чуждой; потому что страдания сходны. И те служили Вавилонянам, людям иноплеменным: и Давид, бежав от Саула, жил вместе с иноплеменниками. Должно же знать, что Давид дважды приходил в Геф: в первый раз, будучи почтен за врага, потом подвергшись опасности и притворившись исступлен-

261

 

 

ным, был отпущен и спасся бегством; и в другой раз, приобретя доверие жителей Гефа, пребывал у них, наслаждаясь миром. Настоящий псалом написан Давидом, когда в первый раз подвергался он в Гефе опасности.

2). Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. 3) Попраша мя врази мои весь день. Различными врагами изгоняемый, боримый, и как бы попираемый, и непрестанно терпя это, ожидаю Твоего человеколюбия, Владыка. Слова: весь день Симмах перевел: всякий день, т. е. непрерывно, непрестанно.

Яко мнози борющии мя с высоты. Не убоялся я, говорит Пророк, благоденствия людей, понадеявшись на которое предприняли они против нас брань. Ибо высотою дня назвал он благоуспешность в настоящей жизни, временную, однодневную, непрочную, и не далеко простирающуюся. Потом учит, почему не надобно бояться надмевающихся благоденствием.

4). В день не убоюся: аз же уповаю на Тя. Не убоялся я, говорит Пророк, благоуспешности временной, имея Твою помощь. Симмах же перевел сие так: в какой бы день ни убояться мне, на Тебя уповаю, то есть, страху противопоставляю твердую на Тебя надежду.

5). О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть. И когда говорю; украшаю речь свою памятованием о Боге. И когда нападают на меня; твердо надеюсь на Твою попечительность, пренебрегаю нападающих.

6). Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло. Всякий помысл их, говорит Пророк, устремлен на злоумышление против меня, отвращаются они от слов моих как от лживых, и отвергают приносимое оправдание.

262

 

 

7). Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Симмах яснее перевел сие: собирались тайно, и наблюдали следы мои, ожидая души моей. Сими же словами изобразил Пророк их подстережения, сети и козни.

8). Ни о чесом же отринеши я. Тебе нетрудно, говорит Пророк и крайне удобно их отразить, низложить и предать смерти. Сказал: ни о чесом же вместо: не трудно, легко.

Гневом люди низведеши, Боже. Ибо подвергнешь наказанию не их одних, но и всех, вознамерившихся жить беззаконно.

9). Живот мой возвестих Тебе. Явно для Тебя все, что у меня, дела, слова, помышления. Так перевел и Симмах: внутреннее мое исчислено пред Тобою.

Положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Склонился Ты на слезы мои, говорит Пророк, и исполнил обетования. Ибо давая закон обещал внимать воздыханиям обиженных; сказано в законе: иже воздохнет ко Мне, услышу его, милостив бо есмь (Исх. 22, 27).

10). Да возвратятся врази мои вспять. Как скоро примешь Ты молитву мою, враги побегут, и прекратится их смелость.

В оньже аще день призову Тя: се, познах, яко Бог мой еси Ты. Получая просимое мною, самыми делами уверяюсь, как велико попечение Твое о мне.

11). О Бозе похвалю глагол: о Господе похвалю слово. 12) На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек. Не призвав Тебя, не решусь и речи начать; но произнесу ли краткое слово, или поведу длинную речь, украшу их Твоим именем, и, твердо надеясь на Тебя, буду пренебрегать человеческие козни.

13). Во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы

263

 

 

Твоея. С признательностию, говорит Пророк, исполню обеты мои Тебе; ибо молитвами (ἐυχαῊ) называет обещания Богу. Так и в другом месте сказано: воздам Тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей (Псал. 65, 13, 14). Потом показывает, по какому случаю и какие даны обещания.

14) Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых. Воспользовавшись столькими благодеяниями и преодолев различные козни, позабочусь о служении Тебе, и изберу такую жизнь, которая и Тебе будет угодна, и мне доставит вечную жизнь и оный свет, какой обещан живущим согласно с законом. Сие же, как сказал я, удобоприменимо и к блаженному Давиду, и к пленникам в Вавилоне. А применимо и к нам, которые терпим много козней от людей и от демонов, но при Божием о нас промышлении избегаем вреда, от них происходящего.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.