Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 54-го

1). В конец, в песнех разума, Давиду 1). Псалом сей изрек блаженный Давид, гонимый Саулом,

_____________________

1) По славянскому переводу читается: Асафу.

254

 

 

находясь в изгнании, и принужденный жить в пустыне. Предвещает же вместе Пророк злоумышление иудеев против Спасителя, и в себе самом преднаписует Владычния страдания. Ибо и сам он был гоним облагодетельствованным Саулом, терпел предательство от людей близких ему, и провидел духовными очами, что сие же самое претерпит Владыка, будет предан и распят теми, которым делал Он добро. Посему-то и надписание отсылает читателя в конец, и повелевает разумно внимать сказанному в псалме, потому что заключает в себе прикровенный пророчественный смысл, и по истечении времен придет в исполнение. Сверх того, псалом сей включается в число песней, содержа в себе предначертание Владычних страданий; ибо справедливо всегда песнословить Изволившего пострадать сие ради спасения человеческого. Но никто, взирая на уничижительность речений, да не почтет их недостойными вочеловечения Христа Спасителя; а пусть примет во внимание, что Приявший желчь, и оцет, и гвозди, и терния, и заплевание, и заушения, и всякое поругание, а напоследок Претерпевший смерть, не отрекся и от уничижительности слов. Ибо с делами должны быть сообразны и слова. Вот собственныя Его изречения: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Матф. 11, 30); и еще: заповедь приял Я, что реку и что возглаголю (Иоан. 12, 49); и о Себе ничесоже творю (8, 28); и: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил (Матф. 27, 46)? Сие же и подобное сему изрек Он по человечеству, показуя человеческое Свое естество и снисходя к немощи иудеев. Здесь божественный Давид, как описывает оказанную ему самому несправедливость, так преднаписует и ту, которую окажут Владыке, – описывает, хвалясь общением в Его страданиях и

255

 

 

едва не взывая вместе с Павлом: аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (Гал. 6, 17).

2). Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: (3) Вонми ми, и услыши мя. Пророк приносит различные моления, прося, чтобы все они были приняты. Ибо говорит: не презри меня умоляющего, но вонми благоволительно, и подай мне помощь.

Возскорбех печалию моею, и смятохся (4) от гласа вражия, и от стужения грешнича. Терпя укоризны и нападения от врагов, поступающих со мною несправедливо, и размышляя о разных их кознях, исполняюсь, говорит Пророк, великой скорби. Ибо печалию (ἀδολεσχίᾳ) Божественное Писание называет непрестанное размышление. Симмах перевел сие так: упал я духом, беседуя сам с собою, и смутился от вражия гласа, от беспокойства, причинённого нечестивым. Ибо одного и того же Пророк называет и врагом и нечестивым, как облагодетельствованного и уготовляющего смерть благодетелю.

Яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми. Симмах выразил сие яснее: впали против меня в нечестие и с гневом воспротивились мне; потому что с лукавым ко мне расположением устроят мне смерть.

5). Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: (6) Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма. Видя сию неприязненность их и устрояемыя ими козни, прихожу в ужас и боязнь, и ожидаю смерти. И ни мало не удивительно, если Давид спасаясь бегством и преследуемый множеством врагов, убоялся смерти, как человек, притом живший под законом и только издали усматривающий евангельское совершенство. Ибо и Сам Владыка Христос, Который многократно предрекал и предзнаменовал священным Апостолам Свое

256

 

 

страдание, и строго запретил божественному Петру, пререкавшему, что будет сие (Матф. 16, 22, 23), пред самым временем страдания воскликнул: ныне душа моя возмутися (Иоан. 12, 27); и Божеское естество попустило естеству человеческому быть в таком томлении, что источало оно капли кровавого пота, подкрепляемо было Ангелом и препобедило страх. Ибо и в этом надлежало показать естество, подвергающееся страданию.

7). И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию. 8) Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни. Так поступил блаженный Давид: ибо спасался бегством от Саула, и опять увидев неприязненность иноплеменников в Гефе, скрылся в пустыню, как повествует первая книга Царств. И Владыка Христос многократно удалялся то в гору, то в пустыню, уклоняясь от ненависти иудеев. Достойно же удивления, что великий Давид желал иметь крылья голубиные, а не другой какой птицы. Из сего явствует, что желал он духовной благодати, нисшедшей в виде голубине.

9). Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури. Потопляемый столькими волнами и подвергаясь приражениям как бы неких ветров и вихрей, ожидаю, говорит Пророк, помощи, и утешаюсь надеждою на Божие содействие.

10). Потопи Господи и раздели языки их. Поелику у них согласие на зло; то разрушь, Владыка, единомыслие их.

Яко видех беззаконие и пререкание во граде. 11). Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда. 12) И не оскуде от стогн его лихва и лесть. Думаю, что изречения сии не относятся к блаженному Давиду; потому что в это время Иерусалимом не владели еще иудеи, и никакой другой город не был призна-

257

 

 

ваем царственным. Кажется же, что Пророк вместе и предсказывает пререкание и противление Иерусалима закону, и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть, из любви, к которым не приняли иудеи законов Спасителя. Надлежит же заметить, что не только в совершенстве нового завета, но и в жизни подзаконной осуждается лихоимство и причисляется к беззаконию, неправде и лести.

13). Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо; и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него. Но что бывает от неприязненных, то почитаю терпимым и сносным; потому что делается это врагами и неприятелями. Притом от брани открытой можно иногда спастись бегством.

14). Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, 15) иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением. Но всего прискорбнее кажется мне, если человек коротко знакомый, единомысленный, разделяющий со мною трапезу и тех же вкушающий брашен, бывший моим сообщником в делах божеских и человеческих, поступает неприязненно и как враг. А в сих словах пророчественная благодать ясно изобразила нам предателя Иуду, которого Царь Христос поставил владыкою, по сказанному: поставиши я князи по всей земли (Псал. 44, 17), и который был причастником Его трапезы и таинственных словес, но соделался орудием злоумышляющих. Вместо слов: владыко мой, Симмах сказал: коротко мне знакомый. Сие же никак не относится к блаженному Давиду, потому что его гонимаго Саулом не предавал ни один из близких к нему; ни Доик, ни Зифеи не были короткими его друзьями. С евангельским же сказанием согласно сие пророчество; сказано: ядый со Мною хлеб,

258

 

 

воздвиже на Мя пяту свою (Иоан. 13, 18). Так Пророк, предсказав предательство, предрекает и внезапную смерть предателя.

16). Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи. Такой конец жизни имел предатель: потому что, положив петлю себе на шею, потерпел скорую смерть. В таковые бедствия впали и иудеи после креста, быв вовлечены в войну с римлянами; потому что приселились из жизни не по естественному закону, но поражаемые вражеским оружием. Потом Пророк показывает справедливость наказания.

Яко лукавство в жилищах их, посреде их. Жилищем же называет настоящую жизнь, в которой пребываем временно, а не на всегда поселяемся.

17). Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. 18). Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой. 19). Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. Видя непрестанную мою молитву, приносимую мною день и ночь, говорит Давид, Бог избавит меня от врагов, и дарует мне мир. Слова: во мнозе бяху со мною означают, что враги многочисленны. Так перевел и Симмах: ибо весьма многие были против меня.

20). Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век. Вняв моему прошению, Вечный Бог злоумышляющих на меня сделает бессильными.

Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Симмах перевел сие так: ибо не переменятся, и не убоятся Бога, то есть, видя нераскаянный их нрав, Бог ввергнет их в упомянутые выше бедствия.

21). Простре руку свою на воздаяние. Три толковника перевели сие так: простер руку свою на тех, которые были с ним в мире. Ибо Саул гнал

259

 

 

не врага, но благодетеля, человека, ему знакомого и близкого. Также Иуда предал не врага, но Спасителя и Подателя благ. Посему сказанное: простре руку свою на воздаяние, значит: простерши руку, чтобы сделать воздаяние, не принес ничего доброго, но все было исполнено лукавства. Тоже значит и присовокупленное:

Оскверниша завет его. Когда закон Божий повелевает любить ближнего, как себя самого (Матф. 22, 39), они благодетеля преследовали, как врага.

22). Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их. Поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли. Ибо так перевел Симмах: мягче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них. С сим согласно и присовокупленное:

Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы. Таковы же были и слова Сауловы, и слова Иудины. Ибо Саул говорил Давиду; ты ли это, чадо Давиде (1 Цар. 24, 17)? И Иуда сказал: еда аз есмь, Равви? и облобыза Его (Мф.26:25, 49). И слова уподобляются мягкостью елею и коровьему маслу, а замыслы подобны самым острым стрелам и копьям, потому что слово: стрелы Акила перевел: копья. Так божественный Давид, описав, что было с ним, и присовокупив к сему злоумышления против Владыки, предлагает совет всем людям, повелевая иметь упование на Бога.

23). Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, то есть, Бога имей своим правителем, и браздодержцем, от Его промышления поставь в зависимости все свое, в таком случае пребудешь неподвижным и непоколебимым. Ибо Пророк говорит:

Не даст в век молвы праведнику. Ибо если попустит когда впасть в искушение, то подаст

260

 

 

скорую помощь. Сие же совершенно сходно с апостольским изречением: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13).

24). Ты же Боже низведеши их в студенец истления. Ибо отваживающихся злоумышлять против праведника предаст Бог непрекращающемуся мучению. Студенцем истления назвал Пророк неизбежное наказание. Как упадшему в колодезь, полный тины и грязи, невозможно избежать погибели: так и тому, кого наказует Бог, негде уже искать спасения.

Мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Ибо на тех, которые решились жить убийством и обманом, Бог насылает скорую смерть, не попуская им прожить узаконенное время.

Аз же Господи уповаю на Тя. Ибо зная Твое могущество и правдивый Твой суд, от Тебя ожидаю помощи.


Страница сгенерирована за 0.49 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.