Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 51-го

1). В конец, разума Давиду, 2) внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов. И отсюда видно, что у Авимелеха было два имени. Ибо Доик, как показывает первая книга Царств, донес Саулу на Ахимелеха и тем побудил избить священников. А здесь и в тридцать третьем псалме его же Пророк называет Авимелехом. Божественный Давид, узнав о клевете на иереев, написал псалом сей, поощряя обидимых к терпению и твердости, и показывая правдивость Божия суда. Посему-то и надписал псалом: в конец, разума, чтобы, водясь благоразумием, во всяком деле ожидали мы конца. Заключает же в себе псалом вместе и предсказание о неистовстве Рапсака, который, происходя от Евреев, а потом сделавшись пленником Ассири-

248

 

 

ян, научился их нечестию, произнес хульные слова на Бога, и покушался обманчивыми речами ввести в заблуждение народ иудейский.

3). Что хвалишися во злобе сильне? беззаконие весь день. Пророк называет сильным Доика, как приближенного к Саулу, а Рапсака, как человека, которому вверено было военачальство. Предлагает же речь в виде вопроса, советуя не много думать о себе в злобе своей, и не тратить все время на лукавство. Ибо слова: весь день Симмах перевел: всякий день.

4). Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Лживыми словами, говорит Пророк, оскверняешь язык (ибо употребил слово: «умысли» вместо: выговорил), и произносишь речи, подобные изощренной бритве, устрояя пагубу тем, которые верят им.

5). Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду. Вместо лучшего, говорит Пророк, избрал ты худшее, речам истинным предпочел лживые; паче правды возлюбил неправду.

6). Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. Глаголами потопными и языком льстивым назвал такой язык, который ложью может погубить совершенно; образ же речи взят с тех, которые погружают в воду и погружаемых ими принуждают оставаться во глубине вод. Так и поступил Доик; потому что лживыми своими словами на Авимелеха совершенно погубил целый священнический город. Тоже покушался сделать и Рапсак, но не возмог; потому что произносил ложныя обещания стоявшим на стенах, но не уловил добычи.

7). Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего,

249

 

 

и корень твой от земли живых». Предпочтительно избрав лукавство, говорит Пророк, не избежишь ты определения, произнесенного Богом всяческих; ибо вскоре низложит тебя, предаст конечной гибели, исключит из списка живых, и с корнем исторгнув, осудит на смерть. А из сего произойдет весьма великая польза для тех, которые были возмущены благоуспешностию людей лукавых, и увидят их погибель. И Пророк говорит:

8). Узрят праведнии, и убоятся, и о нем возсмеются, и рекут: 9) Се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею. Сонм праведных, говорит Пророк, исполнится особенного благоговения, увидев праведный суд Божий, в радости и восхищении посмеется безуспешности лукавства и такому прибытку настоящего благоденствия.

10). Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века. И о себе говорит сие великий Давид, и дает сим урок Езекии: ибо оба они были любители и питомцы благочестия. Пророк же и в первом псалме подвижника добродетели уподоблял древу, насажденному на берегу при водах, всегда зеленеющему и приносящему благовременный плод; и здесь также наименовал праведника многоплодною маслиною, насажденною в дому Божием, как приобретшего твердое упование на Бога, и ради сего упования решившегося трудиться и приносить многотрудные плоды добродетели.

11). Исповемся Тебе в век, яко сотворил еси: и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими. Сподобившись же сего благодеяния, всегда буду песнословить Тебя, Владыка, любя всегда достолюбезное ведущим Тебя имя сие, и пребывая к нему приверженным, и пожиная от сего пользу: потому

250

 

 

что благо и превожделенно имя Божие не для всех человеков, но для сподобившегося Боговедения.


Страница сгенерирована за 0.62 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.