Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 5-го

1). В конец 1) о наследствующем 2) псалом Давиду. Так перевели сие надписание и прочие. Посему явно, что наследствующею Слово Божие называет вообще Церковь Божию, а в частности душу, живущую благочестно. Ибо, как слышим, и Господь говорит в священном Евангелии: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25, 34). И божественный Павел говорит тоже: Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: если с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8, 16. 17); и еще: темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4, 7). Но в божественном Писании можно найти и иные многие подобные места, руководствуясь которыми в состоянии будем уразуметь смысл сего псалма.

2). Глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое. 3). Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже

_____________

1) По Слав. переводу в надписании сего псалма недостает сего выражения: в конец.

2) В греч. переводе седмидесяти читается: ὐπὶρ τῖς ϰλιρονομύις—о наследствующей.

29

 

 

мой. Церковь Божия, а также и каждая возлюбившая благочестивую жизнь душа, будучи отвсюду обуреваема многими треволнениями, преодолевает их и спасается от бури, непрестанно взывая о Божией помощи. В сем наставляет нас и пророческое слово, научая, как надлежит неотступно просить и умолять Бога и Царя всяческих. Учит же сему, говоря: глаголи моя внуши Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего. Слово: звание должно понимать, не как взывание, и слово: уши не как уши, потому что божественному Писанию обычно выражаться о Боге всяческих чувственным образом и Божественные силы называть именами человеческих членов, например: зрение — очами, слышание — ушами, а также и все прочее. Званием же называет Пророк усердие молящихся и ревностную умную молитву. А слово: внуши, значит: слова молитвы моей да внидут во уши Твои, благоволительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего; ибо знаю, что Ты Бог и Царь.

Яко к Тебе помолюся Господи. 4). Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя. В твердой надежде, что приимешь мои моления, едва появляется свет, отрясши сон с веждей, предстою, как пред Царя и пред Владыку, принося Тебе прошение. Не всякий же может сказать Богу всяческих: предстану Ти, и узриши мя, но разве кто, подобно великому Илие, по дерзновению заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: жив Господь, Емуже предстою пред Ним днесь (3 Цар. 17, 1).

5). Яко Бог не хотяй беззакония Ты ecu: не приселится к Тебе лукавнуяй. Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима. Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющего; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься

30

 

 

от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил:

Возненавидел ecu вся делающия беззаконие. 7). Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различные времена восставали на Церковь, и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: врата адова не одолеют ей (Матф. 16, 18). Сие же дает разуметь и псалом.

8). Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Пользуясь Твоим человеколюбием, при охранении Твоею десницею, в храме посвященном славе Твоей, приношу Тебе непрестанное поклонение, всегда соблюдая в себе страх Твой; потому что не могу оставить оного, возложив упование на Твое человеколюбие.

9). Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. В некоторых списках читается: предо мною путь мой; но то и другое чтение заключает в себе благочестивую мысль. Ибо, если наш путь будет исправлен пред Богом, то не изведаем опасности заблудиться; и если Божий путь исправится пред нами, то с готовностию притечем к нему, и пойдем сим путем. Посему наследствующая просит наставить ее правдою Божиею, исправить и облегчить ей путь, чтобы удобно было идти. Такой смысл дал словам сим Симмах; потому что вместо: исправи сказал: уравняй. Да и сам Христос, как слышим, говорит

31

 

 

чрез Пророк Исаию: будут стропотная в право, и острая в пути гладки (Иса. 40, 4). И блаженный Давид сказал в другом псалме: от Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело (Пс. 36, 23). Речь же наследствуюшей исполнена смиренномудрия; потому что просит она исправить путь не ради ее правды, но по причине врагов, живущих в злочестии и несправедливо на нее нападающих. Потом Пророк подробно описывает лукавые их начинания.

10). Яко несть во устех их истины; то есть, непрестанно оскверняют язык ложью.

Сердце их суетно. Словам их соответствуют и помыслы, с устами в согласии и мысль.

Гроб отверст гортань их. Закрытые гробы в себе таят зловоние, а гробы отверстые распространяют из себя великое зловоние. И они изрыгают таковые слова, исполненные всякого нечестия и зловония. А под сим разумеет Пророк хулы их на Бога, и слова непотребные и вольномысленные.

Языки своими лщаху. 11). Суди им Боже. Произносимого устами их еще хуже то, что таят они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовят тысячи замыслов против ближних.

Да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я. Поэтому пусть будут приведены на суд Твой, Владыка, не успеют в том, что злоумышляют на нас, дознают же на опыте, что ткут они паутинную ткань, и понесут наказание достойное их замыслов.

Яко преогорчиша Тя Господи. Ибо против Тебя воздвигли они брань, ополчившись на преданных Тебе.

12). И да возвеселятся ecu уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них. А сие, то есть, не гибель врагов их, но Твое промышление,

32

 

 

исполнит веселия уверовавших в Тебя, доставит им вечное наслаждение; они убедятся чрез сие, что Ты в них обитаешь, и ходишь, и делаешь их освященным храмом.

И похвалятся о Тебе любящий имя Твое. 13). Яко Ты благословиши праведника Господи. Поелику Твое благословение и промышление ограждают служителей Твоих; то посвятившие себя на то, чтобы им быть любителями имени Твоего, высоко ценя Твою попечительность, поведают могущество Твое. Так говорит и блаженный Павел: хваляйся, о Господе да хвалится (1 Кор. 1, 31).

Яко оружием благоволения венчал ecu нас. Благоволением божественное Писание именует благую Божию волю. Таково изречение: благоволил ecu Господи землю Твою (Псал. 84, 2), то есть, земле Твоей ниспослал блага; и у блаженного Павла сказано: по благоволению хотения своего (Еф. I, 5), то есть, по благому своему изволению. Посему и здесь говорит: благое Твое изволение и великая Твоя к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.