Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 48-го

1). В конец, сыном Кореевым, псалом. Божественный апостольский лик и язычникам повелевал уже возгласить Богу победную песнь, также и теперь подает совет тем же язычникам присовокупить к вере и добродетельную жизнь, и поучает суете богатства и тщете мирской мудрости, предсказывает будущий суд и достойное воздаяние. Потому псалом и надписуется: в конец, как предвещающий о конце целой жизни.

227

 

 

2). Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней. Что Пророки преподавали учение одним Иудеям, известно это всякому; но здесь пророческое слово целую вселенную возбуждает к слушанию; сие же свойственно апостольской благодати; потому что Владыка Христос Апостолам поручил спасение всех народов. Им говорит Он: шедше научите вся языки (Матф. 28, 19). Посему явно, что от лица Апостолов произносятся слова сии не Иудеям только, и не тем или другим народам, но всему человеческому роду.

3). Земнороднии же и сынове человечестии. Пророк как бы так говорит: внимайте словам моим все жители городов и сел, люди образованные и грубые, все вообще и каждый порознь. Так перевел и Симмах, и вместо слов: земнороднии и сынове человечестии сказал: человечество, а также и сыны каждого мужа, то есть, весь род вообще да внемлет словам моим, и каждый в частности да извлечет из них пользу.

Вкупе богат и убог. Приимите совет мой вкупе и изобилующие богатством и живущие в нищете; потому что поучительное слово не различает ни богатства, ни нищеты.

4). Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. 5) Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое. Произносимые мною слова, говорит Пророк, исполнены премудрости, Изучил я сие, вняв слухом моим в глубине сокровенным словесам Господним; и что приял слухом, то, как на органе, изглашаю языком. А сим хочет сказать: не собственное что-либо поизношу я, а служу только органом Божией благодати. Притчами же называет иносказания. Ибо и Господь, с народом беседуя в притчах, объяснял сии притчи Апостолам дома. Пророк ска-

228

 

 

зав сие как бы в виде предисловия, начинает потом увещание.

6)        Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя. Боюсь и трепещу дня воздаяния, в который праведный Судия воздаст каждому по делам его. Причиною же моего страха беззаконная жизнь, к которой уклонялся я от пути правого; потому что пятою иные именовали путь жизни. А я думаю, что Пророк подразумевает обольщение, заимствовав образ речи, как говорили уже мы прежде, от состязующихся в скорости бега, которые часто низлагают противников, подставляя им пяту. Сему научает нас и сетующий Исав. Ибо говорит: праведно наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и ныне взя благословение мое (Быт. 27, 36). День же суда наименовал Пророк днем лютым, по утвердившемуся у нас обычаю; ибо многие обыкли называть худым тот день, в который случается им сретить что либо прискорбное. Так день суда называет и божественный Апостол: по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева, и откровения, и праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2, 5. 6).

7). Надеющиися на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиися. Страшусь и трепещу ожидаемого дня, говорит Пророк; а у вас, изобилующих богатством, нет никакой о нем заботы; тщеславясь чрезмерным обилием, возлагаете твердую надежду на скорогибнущее, как на нечто постоянное.

8) Брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся, 9) и цену избавления души своея. Надлежало же вам знать, что, как добродетель и благочестие предков и братий не приносят пользы тем, которые сами лишены их, так и по

229

 

 

отшествии отсюда не возможно приобрести спасения за деньги. Ибо в настоящей жизни, как говорит Премудрый, избавление мужа свое ему богатство (Притч. 13, 8). Предложив этот совет тем, которые во зло употребляют свое богатство, Пророк обращает речь к делателям добродетели, и говорит:

И утрудися в век, (10) и жив будет до конца.(11) И не узрит пагубы, егда увидит мудрыя умирающия. Кто проливал пот ради благочестия и правды, нес труды ради вечных благ, тот плодом трудов имеет не гибнущую жизнь, и с мудрецами мира, которых апостольское слово именует буиими, не будет разделять вечной гибели и нескончаемого мучения.

Вкупе безумен и несмыслен погибнут: потому что сии, так именуемые, мудрецы, не нашедши никакой пользы в своей мудрости, подвергнутся одинаковой с невеждами гибели. Так перевел Симмах: несмысленный и невежда вкупе погибнут. И несмысленным называет он, так именуемого, мудреца, потому что не восхотел знать должного: а невеждою – и мудрости непричастного и живущего порочно.

И оставят чуждому богатство свое (12). И гроби их жилища их во век: селения их в род и род. Лишенные не только мудрости, но и владычества и всякого имущества, приимут они конец жизни, и из пышных жилищ отнесенные во гроб, принуждены будут оставаться в нем на веки.

Нарекоша имена своя на землях. Правда, говорит Пророк, что их имя носит на себе и принадлежащее им: дом такого-то, поле такого-то, раб такого-то. Но вместе с владычеством изменяется и название. Ибо, как скоро другие стали господами оставленного ими, и в наименованиях происходит перемена, и снова даются названия по имени новых

230

 

 

господ. Всем же сим научает нас пророческое слово, не полагаться на настоящее, но иметь попечение о будущем.

13). И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им. Причиною же сего неразумия, говорит Пророк, бывает то, что не хотим разуметь собственной своей чести и достоинства, данных нам Богом, но любим жизнь скотскую и зверскую.

14). Сей путь их соблазн им. А впали в сие несмыслие потому, что с самого начала имели худые нравы и уклонились в дела лукавые. Ибо путем Пророк назвал дела.

И по сих во устех своих благоволят. Прибегнут же к покаянию по отшествии отсюда; и никакой не получат от того пользы.

15). Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я. Яснее перевел это Симмах: сами себя поставили в число адских овец, смерть будет пасти их; потому что сами на себя навлекали наказания, и смерть предпочли жизни.

И обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша. Те, которые ныне терпят от них обиды и пренебрежены ими, не в дальнем времени получат власть над ними: потому что, лишившись всего прежнего благоденствия, преданы они будут смерти. Согласна с сим и Господня притча, представляющая Лазаря покоющимся на лоне Авраамовом, а гордого богача жестоко мучимым и просящим милости у нищего. Так Пророк, описав конец их, приносит молитву Богу; просит же о том, чтобы не потерпеть одинаковой с ними кончины, выражая это в сих словах и говоря так:

16). Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. После сего дает наставление

231

 

 

и совет живущим в нищете и подавленным гордынею богатых.

17). Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его. (18) Яко егда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его. Настоящего благоденствия, говорит Пророк, не почитай чем-либо великим; потому что это, обращающее на себя взоры всех, богатство непостоянно. Те самые, которые, по причине своего богатства, насупливают брови и надувают щеки, вскоре после сего времени, все оставив, будут преданы смерти.

19). Яко душа его в животе его благословится. Пока обилующий богатством жив, говорит Пророк, иные ублажают его; а как скоро умер, называют его несчастнейшим.

Исповестся тебе, егда благосотвориши ему. Яснее выразил это Симмах: похвалит тебя, если будешь благотворить им. Вот и истинная хвала, не при жизни только, но и по кончине, быть славным и знаменитым. А таких похвал достоин тот, кто распорядился богатством к собственной своей пользе; потому что благодеяние другим обращается в благо самому благодетелю.

20). Внидет даже до рода отец своих: даже до века не узрит света. Вместо: внидет три переводчика употребили: внидешь, то есть, увидишь, что тот, кому говорил я: не убойся, егда разбогатеет человек, подобно отцам, подвергается смерти, и лишается не настоящего только, но и вечного света.

21). И человек в чести сый неразуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им. А причиной сему скотская жизнь, какую избрали многие из людей, отринув честь, данную им Богом. Ибо, именуясь словесными, возлюбили безсловесие.

232


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.