Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 43-го

1). В конец, сынов Кореовых, в разум. И сей псалом, содержа предречение о делах будущих, дает совет ожидать конца их. К надписанию же присовокуплено: в разум, чтобы те, о которых предвещает пророческое слово, уразумев написанное, извлекли из сего пользу. А псалом предсказывает жестокость Македонян, злочестивый и зверский нрав Антиоха Епифана, а также мужество и благочестие Маккавеев. Ибо блаженный и треблаженный Маттафиа, исполнившись с сыновьями божественной ревности, и многие тьмы Македонян со множеством слонов признав бессильными, как не пользующихся Божественным промышлением, ополчившись против них с малым числом воинов, победили притом неоднократно, и разорив идольские жертвенники, очистил Божественный храм и восстановил у соплеменников обычное их богослужение. И не только сам он, но и сыновья его, по кончине его, принесши молитву Богу, обратили в бегство неприятелей, и при Божией помощи воздвигли победные знамения. От их-то лица пророчественная благодать изрекла псаломсей, предварительно научая, какие слова надлежит произносить им во время опасностей.

2). Боже, ушима нашими услышахом, и отцы наша возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних. Хотя и не были мы самовидцами чудес Твоих, Владыка; однако же от отцев наших дознали, сколько чудес сотворил Ты в

203

 

 

те времена, исполняя обетования, данные нашим предкам.

3). Рука Твоя языки потреби, и насадил я еси: озлобил еси люди, и изгнал еси я. 4). Не бо мечом своим наследиша землю, и мышца их не спасе их: но десница Твоя и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них. Ты, Владыка, говорит Пророк, вместе с другими народами изгнал отсюда Хананеев, и вместо их поселил отцев наших. Ибо, не на свою понадеявшись силу и не своим действуя оружием, стали они победителями столь многих врагов, но, водимые Твоею благодатью, одних избили, а других поработили; потому что Ты сподобил их стать присными Твоими. Сие и выразил Пророк словами: благоволил еси в них. Десницею же называет помощь, а просвещением лица — пришествие Господне.

5). Ты еси сам Царь мой, и Бог мой, заповедаяй спасения Иаковля. Таков же Ты и ныне, Владыка, говорит Пророк, также царствуешь, также могуществен, такую же имеешь силу. Естество Твое не допускает никакого изменения. Тебе и слова достаточно для нашего спасения; нужно только мановение Твое, и народ будет спасен. Так перевел и Симмах: «заповедуй спасение Иакова».

6). О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающия на ны. Животные рогатые вместо оружия получили от природы рог; а для нас рогом спасения и победоносным оружием — имя Твое; им преодолеем врагов.

7). Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене: (8) Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси. Ибо не на луки и не на другие оружия возлагаю надежду; потому что на опыте изведал Твое могущество, Тобою одолев уже противников.

204

 

 

9). О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во век. Но всегда молимся о том, чтобы пользоваться Твоею помощью и непрестанно возвещать множество Твоих благодеяний. Пророк сказал: весь день вместо: всегда. Так перевел и Симмах, — вместо: весь день сказал: «всякий день».

10). Ныне же отринул еси, и посрамил еси нас, и не изыдеши Боже в силах наших. Сие совершено было Тобою во времена древние; а в настоящее время оказываемся лишенными Твоего о нас промышления, и живем в стыде, уже не водительствуемые Твоею благодатью. Сказано же: не изыдеши в силах наших — в том смысле, что не будешь вождем нашим, и не даруешь нам, как было обычно Тебе, того, чтобы одолеть нам врагов.

11). Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящий расхищаху себе. Не пользуясь Твоим о нас промышлением, обратили мы хребет, и предаемся бегству; а враги опустошают наше достояние.

12). Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех разсеял ны еси. Подобно как овец, не имеюших пастыря, поядают нас враги Твои; а избегших смерти продают туда и сюда, где и принуждены мы рабствовать.

13). Отдал еси люди Твоя безцены, и не бе множество в восклицаниих наших. Симмах перевел сие так: отдал Ты народ Свой за ничто, и не великую назначил им цену. Подобно сему говорит Бог и чрез Пророка Исаию: кая книга отпущения? Или коему заимодавцу продах вы? Се беззакониями вашими продастеся, и грехов ради ваших отпустит матерь вашу (Иса. 50, 1). И еще туне проданы бысте, и не сребром избавитеся (Иса. 52, 3). И божественный Апостол говорит: вемы бо, яко закон духовен есть: азже плотян есмь, продан под

205

 

 

грех (Рим. 7, 14). Посему и здесь чудные мужи сии говорят: никакой не взяв цены со врагов, отдал Ты нас, предал же нас за грехи.

14). Положил еси нас поношение соседом нашим о. подражнение и поругание сущим окрест нас. Соседями, живущими окрест, Пророк называет Филистимлян, Идумеев, Моавитян, Аммоннтян и другие сопредельные народы, от которых Иудеи терпели нападения, и для которых служили они предметом посмеяния.

15). Положил еси нас в притчу во языцех. покиванию главы в людех. И разсказывая и слыша о великих бедствиях, обыкновенно киваеммы головою, невольно делая это от изумления. Имеем также обыкновение одни страдания сравнивать с другими и говорить: такой-то потерпел подобное тому, что было с таким-то. И здесь сетуют Иудеи на это, говоря: стали мы притчею для людей; смотря на нас кивают головами; одним это приятно, другие дивятся чрезмерности постигших нас бедствий.

16). Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя. 17). От гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго. А я. смотря на враждующих, смеющихся и издевающихся, исполняюсь стыдом, и весь день болезную. Потом избегшие Антиоховых сетей и спасшиеся от мрежей нечестия указывают на собственную свою добродетель.

18). Сия вся приидоша на ны. и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем. 19). И не отступи вспять сердце наше. Погруженные во столько бедствий, не забыли мы Твоих заповедей, не осмелились нарушить закона Твоего, и не отступили от прежних правил жизни.

И уклонил еси стези наша отпути Твоего. 20) Яко смирил еси нас на месте озлобления, и прик-

206

 

 

ры ны сень смертная. Слова: уклонил еси стези наша от пути Твоего. Симмах перевел так «не отклонено направлявшее нас от пути Твоего». Чтобы объяснить мысль заключающуюся в сих словах по переводу семидесяти, примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многия всякаго рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего: предал же нас в рабство людям злочестивым, которые обходятся снами жестоко и налагают на нас смертоносныя наказания. Ибо смертною сению Пророк назвал опасности, доводящия до смерти.

21). Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему: 22). Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца. 23). Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения. Добродетель сию показали в себе Маккавеи, Маттафий и семь юношей с матерью и священником Елеазаром. Не обольстились они ласковыми словами, не поколебались при виде казней, но не прикосновенным соблюли чествование истинного Бога, и служением идолам возгнушались как мерзостью. И сие ведаешь Ты, Владыка, говорит Пророк, потому что явны для Тебя не дела только, но и движения мысли. Надлежит же заметить, что в слове сем подразумеваются два лица. Сказав: не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца,—Пророк присовокупил: зане Тебе ради умерщвляемся весь день. Сия перемена вместо имении имеется и в еврейском, ее удержали и прочие переводчики.

24). Востани, вскую спиши Господи? Воскресни, и не отрини до конца. Сном называет Пророк долготерпение. Как спящий не чувствует того, что делается, так долготерпеливый переносит, когда над ним смеются и ругаются. Воскресением же имену-

207

 

 

ет возбуждение себя к отмщению. Потом сие же самое выражает иначе.

25). Вскую лице Твое отвращавши? Забываеши нищету нашу и скорбь нашу? Не обращаешь Ты, Владыка, и внимания на то, что снами делается, и уподобляешься отвратившемуся, который не смотрит, забыл, и потому не заботится; а мы обнищали не обогащаемые Твоею помощью.

26). Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша. До самой земли согбены мы, так что утроба наша касается почти земли. А сим Пророк означает великое уничижение Иудееви могущество врагов.

27). Воскресни Господи, помози нам, и избави нас имене ради Твоего. Посему умоляем Тебя, Владыка, прийдти, положить конец нашим бедствиями соделать нас победителями неприязненных. Все же сие предрекла благодать Духа, научая тех, которых постигнут сии бедствия, мужественно переносить встречающееся, и избавления от сего просить у Бога всяческих. Таки поступили оные чудные мужи. Ибо сими молитвенными словами умилостивили Бога, и Им водительствуемые, обратили в бегство врагов, а соплеменникам своим приобрели прежнюю свободу.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.