Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 40-го

1). В конец, псалом Давиду. Иные прилагали настоящий псалом к Давиду, а иные к Езекии; но

192

 

 

ни того ни другого не дозволяет нам принять Божественное Евангелие, потому что Владыка Христос, водной беседе Своей с священными учениками, присовокупили сие: аще сия весте, блажени есте, аще творите я. Не о всех вас глаголю. Аз бо вем, ихже избрах: но да писание сбудется, ядый со мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою. Отселе глаголю вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете, яко Аз есмь (Иоан. 13, 17-19). Посему, когда Господь говорит: да Писание сбудется, и показывает, что настоящий псалом идет к Нему, а не к другому: то смелым и дерзким почитаю придумывать для псалма другое не принадлежащее ему содержание.

2). Блажен разумеваяй на нища и убога. В некоторых списках нашел я и слово: убога, но нет его в еврейском, а также у сирского и у других переводчиков. Нищим же называет Пророк Господа всяческих, потому что богат сый, как говорит божественный Апостол, нас ради обнища, да ми нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9); и: во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (Фил. 2, 6-7), владычествуя над видимым и невидимым, не имел где главы приклонить, и родившись от Девы, за недостатком ложа, положен был в яслях. Посему пророческое слово ублажает Того, Кто может уразуметь сию нищету, и усердствует, по мере сил, прославлять приявшего на Себя оную. Потом Пророк показывает плоды сего ублажения.

В день лют избавит его Господь. Слова: день лют, Симмах перевел: день озлобления. Дает же сим Пророк разуметь, как думаю, день суда, который страшен и пагубен для беззаконных, и обещает, что ясное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшного дня.

193

 

 

3) Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаст его в руки врагов его. Не только насладится будущими благами, но и в жизни настоящей удостоится Божественного промышления, соделавшись знаменитыми славными избегнув козней людей неприязненных. И поелику имеющему тленное тело естественно впасть в болезнь; то обещает освобождение и от оной.

4) Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его. Освободит его, говорит Пророк, от всякого недуга, и болезнь применит в здравие. Слова: обратил еси в болезни ложе, употреблены в значении: переменил. Так, описав воздаяния уразумевшему оную досточудную нищету, Пророк показывает нам, Кто обнищавший, как Он приял на себя нищету, и представляет, что Он Само Себе возвещает и сказует.

5) Аз рех: Господи помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти. Я, говорит, — нищий, Я — приявший на Себя вольную нищету, Я — агнец Божий, вземлющий грех мира, Себе присвояю человеческие немощи, и хотя не сотворил греха, но приношу моление за человеческое естество, как начаток сего естества. Надлежит впрочем заметить, что Симмах не сказал: яко согрешихТи, но: если согрешил Тебе.

6) Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнети мя его? Врагами называет Иудеев, завидующих и умышляющих смерть. Тоже показывает и священная евангельская история. Сказано: и совет сотвориша, како Его погубят (Матф. 12, 14). После сего начинает Пророк предречение об Иуде.

7) И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его, собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше. Таки божественные Евангелисты извещают нас,

194

 

 

что Иуда говорил Иудеям: что дадите мне, и аз вам предамЕго? - и искаше времене, да Его предаст (Мат. 26, 15. 16). То же говорит и предречение. И вхождаше видети всуе. Исхождаше вон и глаголаше. Ибо, входя и исходя, вместе с Иудеями замышлял смерть. А потом Пророк предсказывает это злое их соумышление.

8). Вкупе на Мя шептаху вси врази мои, на Мя помышляху злая Мне. 9). Слово законопреступное возложиша на Мя. О сем свидетельствует конец событий; потому что, в тишине рассуждая между собою, искали способа исполнить злоумышление. Потом сложили обвинения в присвоении Себе власти, сказав Пилату, что именует Себя Царем, и возбраняет Кесареви дань даяти (Лук. 23, 2). То же говорити пророчество: слово законопреступное возложиша на Мя, то есть, составили против Меня беззаконное обвинение.

Еда спяй не приложит воскреснути? Если и смерть претерплю; то разве не воскресну и не рассею уготовавших оную? И сие сходно с евангельским изречением: разорите церковь сию, и тремя денми воздвигну ю (Иоан. 12. 19); и еще: се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет в руки грешников; и убиют Его, и в третий день воскреснет(Матф. 20, 18. 19). Посему справедливо смерть наименовал сном.

10). Ибо человек мира Моего, на него же уповах, ядый хлебы Моя. возвеличи на Мя запинание. Акила и Феодотион выразили сие яснее: муж мира Моего, которому Я вверился; а Симмах перевел так: но и человек, который был со Мною в мире и которому Я вверился. Ибо не только враги Мои уготовляли Мне смерть, но и человек близкий ко Мне, притворно показывавший доброе и мирное расположение, за одною со Мной трапезой вкушавший хлеб,

195

 

 

обнаружил скрывавшееся в нем лукавство. Лукавство назвал Пророк пятою в переносном смысле, взятом с состязующихся вскорости бега, которые стараются пятою бегущих с ними запнуть и уронить. То же сказали Исав, обманутый Иаковом: праведно наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже сторицею, и первенство мое взя, и благословение мое (Быт. 27, 36).

11). Ты же Господи помилуй мя, и возстави мя, и воздам им. 12). В сем познах, яко восхотел Мя еси, яко не возрадуется враг Мой о Мне. И сие все изречено от воспринятого естества, которое и пострадало. Так и в священном Евангелии слышим, что Владыка Христос молится: Отче, спаси Мя от часа сего (Иоан. 12, 27); и еще: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Матф. 26, 39).

13). Мене же за незлобие приял, и утвердилМя еси пред Тобою в век. И сие приличествует рабию зраку, восприятому Единородным Божиим. Не от ангел бо приял, как говорит божественный Апостол, но от семени Авраамова восприял: отнюду же должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу (Евр. 2, 16. 17). Итак, поелику воспринятое естество пребыло свободным от всякого порока, то справедливо говорит: Мене же за незлобие приял, и утвердил Мя еси пред Тобою в век. Ибо приял Я твердое единение; и союз неразделен, и слава вечна.

14). Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди буди. Божественный Пророк, предвозвестив сие, удивившись неизреченному Владычнему человеколюбию, и уразумев, Кто восприявший на Себя сию вольную нищету, произносит Ему языком своим песнь, чтобы и самому приять блаженную кончину. Справедливо же произнес песнь после стра-

196

 

 

даний, научая, что Тот, о Ком пророчествует он не человек только, но и превечный Бог, имеющий не гиблющее и нескончаемое бытие.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.