Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 4-го

1). В конец в песнех, псалом Давиду. Вместо в конец Акила и Феодотион перевели: Победодавцу, а Симмах: победный. Выражение же: в конец означает, что предсказываемое пророчеством исполнится после в отдаленные времена. И Пророк в конце псалма предвозвестил воскресение мертвых, сказав: в мире вкупе усну и почию: яко Ты, Господи единаго на уповании вселил мя ecu (9). Согласно же с переводом прочих, настоящий псалом в победную песнь Победодавцу Богу приносится блаженным Давидом по одержанной победе над Авессаломом. Ибо думают, что псалом сей изречен по окончании оной войны. В предыдущем псалме блаженный Давид сказал: мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его (3); а в сем говорит: сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету, и ищете лжи (3)? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего (4). Посему в настоящем псалме недугующих безбожием, которые не полагают, что есть над всеми Назирающий и всем Управляющий, научает, что Бог промышляет и управляет делами человеческими.

2). Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея. To-есть, познайте из того, что было со мною, как бдительно Бог всяческих печется о судьбе человеческой, и выслушивает призывающих Его искренно. Едва принес я молитву свою, как получил уже просимое. Выражение: правды моея Пророк употребил вместо слов: справедливого моего прошения. Ибо Давиду, по его образу мыслей, не свойственно было бы свидетельствовать о своей правде и добродетели. Далее, слова сии сходны с тем, что сказано Богом чрез Исаию: тогда воззовеши, и ус-

25

 

 

лышу тя, и еще глаголющу ти, реку: се приидох (Иса. 58, 9).

В скорби распространил мя ecu. Хотя Бог всяческих попускает, обыкновенно, святым встречать горестное, однако же по упражнении и испытании прославляет подвижников, даже во время искушений доставляет им всякое утешение. Сему и здесь научает великий Давид, а именно, что в самых скорбях пользовался он Божиею помощию и утешением. Подобно сему изреченное Богом всяческих божественному Павлу: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9).

Ущедри мя, и услыши молитву мою. Праведный не знает сытости в молитве; но, когда и в нужде он, когда и благоволением пользуется и пожинает плоды молитвы, все продолжает приносить моления, как знающий, какая будет от сего польза.

3). Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи? Из совершившегося со мною познайте, люди, что Правитель всяческих и надзирает над делами человеческими, и подает просимое тем, которые приступают к Нему со тщанием, отринув суетные свои помыслы.

4). Уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего, Господь услышит мя внегда воззвати ми к Нему. Ибо не только избавил меня от постигших бедствий, но соделал чрез победу славным и знаменитым (сие Пророк выразил словом: удиви), и продолжает непрестанно внимать молитвам моим. Опять слово: преподобный употребил здесь вместо: неповинный и несделавший никакой обиды нападающим на него, но от них терпящий обиду. Справедливо же неверующих, которые не желают возвести взор к Богу, не хотят усматривать Божественного домостроительства, назвал тяжкосердыми, уподобляя их людям, у которых голова отягчена

26

 

 

в опьянении парами поднимающимися снизу вверх, и которые принуждены смежать очи, и не могут открыть их.

5). Гневайтеся. Здесь должно остановиться, и потом читать остальное: и не согрешайте. Вы гневаетесь и негодуете, видя, что несправедливо востающие на вас благоденствуют; но не увеличивайте зла злом, покушаясь уверить и других, будто бы все происходит без порядка и управления. Надобно поступать противным сему образом, и самим себе давать ночью отчет в грехах, совершенных днем.

Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Поелику ночное время, свободное от внешних беспокойств, много доставляет тишины помыслам; то не без причины повелел в это время производить испытание того, что сказано или сделано днем, и узаконил врачевать раны врачевством умиления.

6). Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа. И сими словами отметает подзаконное служение, как излишнее, узаконяет же приносить жертву правды; потому что приобретение правды с присоединенным к ней упованием на Бога приятнее Богу и ста и тысячи волов. Многие язычники и Иудеи и противомудрствующие еретики, упражняются иногда и в целомудрии, и в правде, но, будучи лишены благочестия, не получают оттого никакого плода. Посему-то Всесвятый Дух чрез божественного Давида повелевает, не только приносить жертву правды, но и уповать на Господа. Так и Владыка Христос говорит ученикам Своим: Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю (Иоан. 15, I. 2). Сказал не просто: не творящую плода, но: о Мне не творящую плода, то-есть, по Моим заповедям, по Моим законоположениям, с верою в Меня, потому что

27

 

 

иные, и не исповедуя Его, ради славы человеческой, заботятся, повидимому, о добродетели.

7). Мнози глаголют: кто явит нам благая? Подразумевает тех, которых назвал тяжкосердыми; потому что негодуют они при встречающихся с ними горестях, не веруют в промышление Божие, и осмеливаются говорить это. Знаменася на нас свет лица Твоего Господи. 8). Дал ecu веселие в сердце моем. Хотя так рассуждают они и говорят, но мы, прияв озарение Твоего Боговедения и просвещенные лучами Твоего света, даже в самых постигших нас бедствиях имеем достаточное утешение—надежду на Тебя.

От плода пшеницы, вина, и елеа своего умножишася. Снова обвиняет тех, которые говорят: кто явит нам благая? Потому что, столькими благами наслаждаясь еще в настоящей жизни, страждут неблагодарностию. Но у Пророка мысль сия прервана; мнози глаголют: кто явит нам благая? От плода пшеницы, вина, и елеа своего умножишася, то-есть, те, которые говорят это, наслаждаются всякого рода земными плодами. Ибо под сими тремя видами, полезными для человеческого рода, необходимо разумел он и прочие блага, обличая их неблагопризнательность; потому что, в руках у себя имея Божии дары и обильно наслаждаясь благами от Бога, как бы ни чем не пользуясь, осмеливаются говорить: кто явит нам благая? Но я, воспользовавшись Твоим светом и приобретши ведение.

9). В мире вкупе усну и почию: яко Ты Господи единаго на уповании вселил мя ecu. Отгнав от себя всякий мятеж и раздвоение помыслов, и приведя их в мирное положение, научив таким образом мудрствовать о благом Твоем Промысле, в надежде воскресения, приму я и смерть. Ибо сном назвал здесь смерть. Весьма кстати, ведя речь о Промы-

28

 

 

сле, с памятованием о смерти совокупил надежду. Поелику многие, подвергшись злоключениям в настоящей жизни, терпя обиды от лукавства живущих с ними, достигают конца жизни, не получив ни малого пособия; то великий Давид учит не огорчаться, потому что с смертию соединена надежда, и по смерти будет воздаяние.


Страница сгенерирована за 0.57 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.