Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 37-го

1) Псалом Давиду, в воспоминание о субботе. О ревностном покаянии божественного Давида возвещает самое превосходство исповедания. Ибо как во многих псалмах, не терпя греховного струпа, упоминает он о грехе, а вместе выставляет на вид и болезнь, и врачевание, обращая сие в повод сделать наставление людям; так и в сем псалме упоминает и о грехе, и о наказании, наложенном для уврачевания греха. Постигли же его многие и различные огорчения: убиение Амнона, самовластие Авессалома, совет, поданный противн его Ахитофелем, злословие Семея, и все прочее, о чем извещает нас история.

2) Господи да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Сими словами начал он шестым псалом, умоляя вразумить его как свойственно врачу, а не Судии, и уврачевать, не сильно, но легко действующими врачевствами.

3) Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил ecи на мне руку Твою. Прошу о сем, говорит Пророк, не без причины, но видя, что падает на меня град стрел, что рука Твоя крайне тяготеет на мне и сильно поражает меня. Слова: утвердил ecи на мне руку Твою, в смысле переносном взяты с человека, который не оказывает пощады и наносит многие удары.

4) Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Поражаемый наказанием, воспоминаю о грехе: а воспоминание о грехе производит, что проливаю слезы и сетую; от этаго же увеличивается мое злострадание и бедствие.

5) Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко

178

 

 

бремя тяжкое отяготеша на мне. 6) Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. 7) Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Согбенным сделало меня, говорит Пророк, тяжкое бремя греха; печалит меня зловоние тех согнивших язв, какие приял я, отложив благоразумие и поработившись неразумию. Почему, лишенный всякой радости, непрестанно скорблю, беспокоюсь и не нахожу никакой перемены в скорбном моем положении.

8) Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Под словом лядвия1) дает разуметь похотение; потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания. Посему говорит: причиною сих бедствий было то, что обращал я вожделение не на то, на что должно, но на похотливость.

9) Озлоблен бых, и смирихся до зела: рыках от воздыхания сердца моего. Следствием сего вожделения, говорит Пророк, стало для меня то, что согбен я до земли, и непрестанно сетую по причине жестоких мучений сердца. Посему-то, дав иное направление вожделению, соделал я оное служителем Божией воли. Ибо присовокупил Пророк:

10) Господи пред Тобою все желание мое. Поелику однажды худо употребил его; то всегда буду подчинять Твоим повелениям.

И воздыхание мое от Тебе не утаися. 11) Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Видишь, Владыка, мои рыдания и слезы, говорит Пророк, видишь, что я смущен, утратил крепость, лишен обычного света, и среди дня пребываю как во тме. А сим означает как чрезмерную боязнь, по причине которой и свет

_________________

1) Лядвия по греч. ___- чресла

179

 

 

ему кажется не светом, так и оставление без Божественного попечения, которое справедливо наименовано светом очей.

12) Друзи мои и искреннии мои прямо мне при близишася и сташа. 13) И ближнии мои отдалече мене сташа. Симмах перевел сие так: друзья и искренние мои, во время поразившего меня удара, стали против меня, т. е. одни из друзей, видя поразивший удар, стали поступать враждебно и явно мне противостали, а другие из страха отделились от меня, не подав мне своей помощи. И в числе первых дает разуметь Ахитофела, который не только отделился, но и предлагал пагубные советы. Но и другие вероятно также поступили с Давидом, вернее же сказать, большая часть Израиля, и самое Иудино колено, вооружились на него с Авессаломом. А потому, вскоре по убиении покушавшегося на жизнь отца, стали советовать друг другу, предупредить другие колена и возвратить Царя Давида в царский дом.

И нуждахуся ищущий душу мою, и ищущий злая мне глаголаху суетная, и льстивным весь день по учахуся. Враги, видя меня оставшимся без друзей, продолжали строить мне козни, желая моей смерти.

14) Аз же яко глух не слышах, и яко нем, не отверзаяй уст своих. 15) И бых яко человек не глышай, и не имый во устех своих обличения. Сие яснее показывает история. Ибо, когда Авессалом осуждал приговоры отца, и привлекал к себе искавших суда у Давида и не успевших в суде, блаженный Давид сносил сие великодушно. И когда злословил Семей, поражая Давида и языком и руками, молча принял сии оскорбления, и Авессе, который покушался наказать преступника, воспретил сие, сказав: оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида (2 Цар. 16, 10).

180

 

 

16). Яко на тя Господи уповах, Ты услышиши Господи Боже мой. 17). Яко рех, да не когда порадуются врази мои: и внегда подвизатися ногам моим, на Мя велеречеваша. Продолжал, говорит Пророк, оказывать сие терпение, на Тебя имея надежду, Тебе предоставив суд надо мною, и прося о том, чтобы не стать мне посмешищем для врагов, и чтобы поражение мое не обратилось для них в повод к высокомерию.

18) Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Грех соделал меня достойным ран. Посему подвергаю себя наказаниям; ибо желаю уврачевания от болезней, какими мучит меня грех.

19) Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Посему-то сам себя обвиняю, и приложу все попечение о здравии.

20). Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящий мя без правды. 21). Воздающий ми злая возблагая. ПротивТебя одного согрешил я, Владыка, и пред Тобою сотворил лукавое. Они же, многократно видев от меня много благодеяний, воздают мне противным, и приобрели большую нежели я силу.

Оболгаху мя, зане гонях благостыню. Сим опять указывает на Авессалома, который в худом виде представлял судебные Давидовы определения, и называл их несправедливыми. И поелику он был сын, злоумышлявший отцеубийство, то справедливо присовокупил Пророк: и отринули меня возлюбленного, как мертвецем возгнушались 1). Ибо кого по естественным законам должно было любить, того возненавидели как смердящего мертвеца. Сие можно прилагать и к неблагодарному народу, ко-

___________________

1) Слов сих не читается ни в греч перев. 70-ти. ни в еврейском тексте.

181

 

 

торый, получив от Давида тысячи благодеяний и многократно быв чрез него победителем иноплеменников, оказался неблагодарным к благодетелю.

22). Не остави мене Господи Боже мои, не отступи отмене. 23). Вонми в помощь мою, Господи спасения моего. Утопая в столь многих скорбях, умоляю Тебя Бога и Владыку моего, не лишить меня обычного Твоего о мне промышления, но оказать мне помощь и даровать спасение.

 


Страница сгенерирована за 0.51 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.