Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 35-го

1) В конец отроку Господню Давиду. Божественный Давид, имев в руках Саула, не только сам не умерщвлял его, но и воспрещал это покушавшимся умертвить; с наступлением же дня, взошедши на одну высоту, выговаривал Саулу, и обличал в несправедливой неприязни, давая знать, что, ночью нашедши его спящим, не убил как врага, но спас как благодетеля, при чем показывал край одежды, и сосуд для воды, и копье, взятые им в доказа

166

 

 

тельство истины сих слов. Саул отвечал на это словами, которые прикрашены были благоволением и облечены в вид приязни; к словам же сим присоединили клятвы, притворяясь раскаявающимся. В сие-то время блаженный Давид изрек псалом сей, осуждая живущих порочно, и возвещая на все простирающийся Божий Промысл. Привнес же в слова свои и богословие и пророчество; почему надписание и отсылает читателя к концу.

2) Глаголет пребеззаконный согрешати в себе. Воспитанный в пороке, говорит Давид, думает в себе, что никто не видит сокровенных совещаний души его. Ибо слово: глаголет употребил вместо слов: думает и предполагает.

Несть страха Божия пред очима его. А причиною такого в нем безчувстия то, что не боится все назирающего Владыки.

3) Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети. По своему же собственному изволению пребывает он в сем неведении; потому что не хочет пересмотреть сделанного и возненавидеть, что сделано худо.

4) Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети, еже ублажити. 5) Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. В словах, какие употребляет он, нет истины, соплетены же они лестью. Не хочет знать, что прилично; ночью слагает лукавые умыслы на ближнего, и днем приводит в исполнение свои умыслы. Причиною сего то, что не гнушается лукавством, и вовсе не отвращается от разных родов оного. Ибо слова: о злобе не негодова Пророк употребил вместо сего: не возгнушался; потому что и идолов божественное Писание называет достойными то омерзения, то ненависти (Втор. 7, 26). Акила перевел сие: не отринул, а Феодотион: не отверг.

167

 

 

6) Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: 7) Правда Твоя яко горы Божия. Они замышляют делать подобные дела, как будто никто не надзирает над ними; а у Тебя, Владыка, и милость безмерна, и истина не изследима, и правда уподобляется высочайшим горам. Истина Твоя достигает и до человеков посредством Пророков, как бы посредством облаков, подавая им спасительный дождь.

Судьбы Твоя бездна многа. Но почему долготерпишь, имея столько истины и правды, сего не знаю. Суды Твои уподобляются необозримости бездны. Как ее глубина недостижима человеческому взору; так неизследимо разумение судов Твоих.

Человеки и скоты, спасеши, Господи. Что же сему причиною?

8) Яко умножил ecи милость Твою, Боже. Человеколюбие Твое простирается и на скотов; не человеков только питаешь, но и сотворенных ради человека, и через них благодетельствуя людям.

Сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Слово сие заключает в себе предречение о перемене, произшедшей по вочеловечении Спасителя нашего. Ибо Пророк не сказал; надеялись, но: надеятися имут.

9) Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши Я. К Тебе прибегнет естество человеческое, узрев в дому Твоем возрастающее обилие благ. Подразумевает же в этом Пророк не только струи Божественного учения, но и вкушение таинственной Снеди. А подаяние стольких благ уподобил потоку, во-первых потому, что не было дано сего людям в начале; а еще и потому, что приглашает всех человеков приидти и пить, не как из реки, непрестанно текущей, но как из потока, лиющагося временно. Ибо непристу

168

 

 

пающие в настоящей жизни, по переселении отсюда не вкусят уже священных вод. И показывая, что, хотя обилие благ по естеству вечно, однако же делается потоком, по домостроительству, кстати присовокупил:

10) Яко у Тебе источник живота. Здесь ясно открывает нам Пророк тайну святый Троицы: потому что источником жизни наименовал Единородное Божие Слово. Так и Сам Единородный называет Себя через Пророка Иеремию: Мене оставиша Источника воды живы, пошли, и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже невозмогут воды содержати (Иер. 2, 13). Посему Пророк сказует, что сей источник у Отца, согласно с евангельским учением, сказующим: Аз во Отце, и Отец во Мне есть (Иоан. 14, 10).

Во свете Твоем узрим свет: потому что, просвещаемые только всесвятым Духом, усматриваем мы лучи Твоего Единородного. Сказано: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым(1 Кор. 12, 3); и: нам Бог открыл есть Духом Своим (1 Кор. 2, 10).

11) Пробави милость Твою ведущим Тя, и правду Твою правым сердцем. Причастниками кроткой и праведной Твоей попечительности  соделывай всегда сподобившихся Боговедения и избравших дела благие. Ибо Пророк то и другое сказал об одних и техже, сделал же разделение по особенному свойству языка. И не иных разумея подведущими Бога, а иных под правыми сердцем, одним просил милости, а другим правды; но определив, что совершенная добродетель есть хранение истинных догматов и совершение благих дел, приобретшим оную обещает и милость и правду.

12) Да не придет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. 13) Тамо падоша

169

 

 

вcи делающий беззаконие, изриновени дыша, и не возмогут стати. Сие: тамо падоша ecи делающий беззаконие, Симмах перевел так: где падают делающие беззаконие, там останутся поверженными, и не возмогут востать. Пророк же просит хранить меры естества, и, по наветам беззаконных, не совращаться с правого пути; потому что знает конец пути противоположного. Те, говорит он, которые напали на сей последний путь, не возмогут уже востать и вступить на другой путь. С сим сходно сказанное в псалме шестом: яко несть в смерти поминали Тебе, во аде же кто исповестся Тебе (Псал. 6, 6)?


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.