Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 31-го

Псалом Давиду, разума.

И сей псалом содержит в себе ту же мысль: потому что и он изречен по грехопадении среди постигших бедствий. Пророческими же очами провидя благодать нового завета и оставление грехов, посредством всесвятого крещения даруемое верующим, Давид ублажает их, как без трудов приемлющих избавление от грехов, и говорит в начале псалма:

1) Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. 2). Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Истощившись в сетованиях и непрестанных слезах о грехе, и впадши за оный в бедствия всякого рода, достойными удивления и блаженными называю тех, которые, по человеколюбию Владыки, без тру-

146

 

 

да прияли оставление согрешений. Ибо столько щедр к ним Бог, что не только оставляет, но и покрывает грехи, и не остается даже следов их.

3). Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. Давид, когда соделал оный грех, не тотчас воспользовался врачевством покаяния, но по обличении Нафаном. Потому и взывает здесь: поелику не показал я врачу струпа в ту же минуту, как был уязвлен, но умолчал, покушаясь его скрыть; то состарелся, вопия и обвиняя грех.

4). Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя. Сетую же и плачу, подвергшись истязаниям и наказаниям всякого рода. Ибо выражение: отяготе на мне рука Твоя, Пророк в переносном смысле берет с человека, который рукой наносит удары, и долго не перестает наносить.

Возвратился на страсть, егда унзе ми терн. Но наказание Твое, говорит Пророк, не несправедливо, а напротив того весьма справедливо; потому что причиной бед моих грех, который возрастил я вместо грозда, и уязвляюсь им непрестанно. Ибо грех назвал он терном, как произрастание негодное, для того и возросшее, чтобы язвить.

5). Грех мой познах, и беззакония моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви; и Ты оставил еси нечестие греха моего. Хотя и умолчал я, как скоро согрешил; но после того день и ночь обвиняю сам себя. И пожал уже великие плоды сего обвинения; потому что даровал Ты мне оставление грехов. Надлежит же заметить, что не сказал Пророк: оставил еси мне грех, но оставил еси нечестие греха, то есть, не наказал по достоинству беззакония, но чрезмерность греха простил и соразмерным наказанием уврачевал оный. Сие показывает и история. Ибо Давиду, когда сказал он: согреших ко Господу, ответствовал На-

147

 

 

фан: и Господь отъя согрешение твое, не умреши (2 Цар. 12, 13); хотя и угрожал, что дом его наполнит Господь бедствиями всякого рода. Так и здесь говорит: и Ты оставил еси нечестие греха моего, то есть, меня, отважившегося на это, по закону должно было немедленно предать смерти: но Ты, явив человеколюбие, смерти меня не предал, уврачевал же умеренными наказаниями.

6). За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно. Пророк временем благопотребным называет жизнь новозаветную, в которой уверовавшие по всей земле и на море чествуют Бога Давидовыми песнопениями. Посему предвещает здесь это, и говорит Владыке: не один умоляю Тебя о грехе сем, но и все во вселенной приявшие Боговедение, принесут о мне молитву сию; потому что, произнося Давидовы изречения, как будто и Давидов язык усвояем себе, чтобы песнословить Бога.

Обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Симмах перевел сие так: о сем помолится всякий преподобный, улучив время, чтобы не приблизились к нему многие потопляющие воды. Кто приносит Тебе усердное моление, тот воспользуется всевозможным о нем промышлением, так что, если и впадает в различные бедствия, наподобие вод его потопляющие, то преодолеет их и препобедит все скорбное.

7). Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: Радосте моя, избави мя от обышедших мя. Сказав выше о грехе, умоляет об избавлении от нанесенных им бедствий, и удостаивается ответа; потому что говорит ему Господь:

8). Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои. То есть, тебя, совратившегося и познавшего заблуждение, сно-

148

 

 

ва изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение оного; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А сие выражение: утвержу на тя очи Мои, — взял Пророк с человека, который расположен к кому нибудь благоприязненно, и желает непрестанно смотреть на него. Ибо, как гневающийся отвращает, по-видимому, лице, так и благосклонность свою изъявляет человек внимательностью. Посему и в другом месте Пророк сказал: призри на мя, и помилуй мя (Пс. 85, 16); и еще: не отврати лица Твоего от мене (Пс. 26, 9). И сам Бог говорит чрез пророка Иеремию: обратитеся ко Мне, и обращуся к вам (Зах. 1, 3). После сего пророческое слово предлагает совет, живущим беззаконно не подражать неразумию скотов, а праведным — иметь всегда божественное веселие. Говорит же так:

9). Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе: то есть, даю вам совет не соревновать в неразумии коню и меску. А если не послушаетесь, то, подобно им, и вы будете иметь на себе брозды и узду. Означает же ими наказание, почему и присовокупил:

10). Многи раны грешному. Так, предложив им сие наставление, переходит к другому сонму.

Уповающаго же на Господа милость обыдет; потому что всякий человек, хотя и украшен преспеянием в добродетели, имеет нужду в Божией благодати. Почему и божественный Апостол взывает: благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар (Ефес. 2, 8).

11). Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем. Посему никто да не радуется собственным своим преспеяниям, но да высокомудрствует о Боге, и в сем почерпает

149

 

 

для себя услаждение. И сие подобно апостольским изречениям: хваляйся же, о Господе да хвалится (2 Кор. 10, 17); и: мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12). Посему и вразумлять повелевает Апостол духом кротости. Блюдый себе, говорит, да не и ты искушен будеши (Гал. 6, 1).


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.