Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 29-го

1). Псалом песни обновления дому, в конец Давиду 1). Блаженный Давид не строил божественного храма, и слова псалма не приличествуют строившему. Посему обновлением дома называется воссоздание человеческого естества, какое совершил Владыка Христос, прияв за нас смерть, и смерть сокрушив, а нам даровав надежду воскресения. Но сей же самый псалом изречен и о блаженном Езекии. Ибо, по избиении Ассириян и по избавлении от болезни, Езекия, как вероятно, совершил великое торжество, свидетельствуя благодарность свою Богу, что и им даровал спасение, и святый храм Свой избавил от вражеского огня. Итак, поелику совершенное им было подобно празднику обновления, то псалом справедливо получил сие надписание. Должно же знать, что прилагается он к Езекии прообразовательно, а ко всему человеческому роду по самой истине. Ибо, как Езекия, впав в высокоумие (сие открывает нам история Паралипоменон), услышал смертный приговор, но по Божественной благодати сподобился жизни: так праотец Адам, понадеявшись быть богом и возгордившись пред Сотворшим, предан смерти, но по Божию человеколюбию улучил воскресение.

___________________

1) По Слов. переводу: обновления дому Давидова.

136

 

 

2). Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне. Восприяв на Себя, Владыка, наш начаток, все естество сподобил чрез Него спасения, и не попустил, чтобы издевались над нами враги и неприязненные демоны.

3). Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. 4) Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров. В этом слышим вещание человеческого естества. Слова же: воззвах к Тебе, и исцелил мя еси, по простому смыслу приличествует Езекии, но не столько человеческому естеству; потому что оно не умоляло Бога и не искало избавления от тления, а предавалось только плачу и сетованию, видя смерть, и не ожидая воскресения. Поэтому слезы и сетования, какие бывают над болящими и умершими, принял вместо молитвы, указуя на неизреченное Божие человеколюбие; потому что Бог и непризываемый, но видя только слезы, умилосердился и сокрушил смерть. Пророк и здесь опять рвом назвал смерть.

5). Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его; 6) Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его. Справедливо Пророк песнопение и засвидетельствование благодарности приписывает преподобным. Поелику, хотя дар воскресения уделен и всем людям; но не все достойны сей благодати; то весьма прилично поступает, посвящая для песнопения достойных. Весьма искусно сделано им и другое разделение; ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь — воле; потому что сего хочет Бог, а не первого, гнев же навлекаем мы сами на себя. Сказано: Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых. Созда бо во еже быти всем, и спасительны бытия мира (Прем. 1, 13. 14). Слышим же, что и Сам Бог говорит

137

 

 

через Пророка Иезекииля: еда хотением восхощу смерти грешника, а не еже обратитися ему и живу быти (Иезек. 18, 23)?

Вечер водворится плачь, и заутра радость. Так и было сие и при Езекии, и при совершении общего спасения. Ассирияне, своими угрозами подвигшие город к плачу, ночью восприяли наказание, и наутро исполнили благодушия тех, кого заставляли плакать. И божественный Исаия, по вечеру принесший Езекии смертный приговор, поутру принес ему паки благовестие жизни. Так было и при совершении общего спасения: когда священные Апостолы, а с ними и все верующие, сетовали о страдании Господнем, рано утром пришли жены, и принесли радость воскресения.

7). Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век. Сего надеялся и Адам, до обольщения жительствовавший в раю, и Езекия, победивший Ассириянина, о чем ясно извещает книга Паралипоменон, говоря, что вознесеся сердце царя Езекии (2 Парал. 32, 25).

8). Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен. Подобно и сие приличествует и Езекии, и всему естеству человеческому; потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением, и преодолел Ассириян, и также лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели и не подлежал тлению, но за преступление лишившись Божественного о нем промышления, претерпел жизненную бурю. Весьма ясно выразил сие Симмах: Господи, благоволением Твоим дал Ты могущество праотцу моему; из чего явствует, что от лица человеческого естества вещает сие Пророк Владыке Христу, который даровал нам этот великий дар жизни.

138

 

 

9). К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся. 10). Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? еда исповестся Тебе персть? или возвестит истину Твою? Сии же слова произнесены были и блаженным Езекиею, как извещают нас четвертая книга царств и пророчество божественнейшего Исаии (Иса. 38, 18); да и человеческое естество, если и не все вопияло, то чрез святых возопило к Богу сими же словами, потому что справедливо песнословить Тебя, Творца и благопризнательными словесами воздавать Тебе благодарение. Но сие свойственно живым; а разрешившиеся в прах и пепел, и утратившие способность трудиться телесно, как могли бы воспевать Твои благодеяния?

11). Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой. 12). Обратил еси плач мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием. 13). Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся. И Езекия, облекшись во вретище, приносил Богу молитву на Ассириян, и естество человеческое облеклось в плачевное одеяние. И ныне иные неразумные, сидя на вретище, сетуют об умерших, и к несчастию не хотят внимать пророческим словам, ясно взывающим: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием, и обратил еси плач мой в радость мне. Ибо как Езекия, услышав обетование о пятнадцатилетнем продолжении жизни, исполнился великого веселия; так и нам, приявшим надежду воскресения, справедливо не плакать об умерших, но благодушно ожидать воскресения. Сия же: яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся Симмах перевел так: да поет Тебя слава, и не умолкнет, то есть, за сие благодеяние надлежит непрестанно воспевать и песнословить сподобившимся такой славы, не умолкая ни на одно

139

 

 

мгновение. А умиление производит молчание. Поэтому Семьдесят вместо слава: употребили слово: умиление. И Езекия приял славу, когда ради его столько тысяч подпало ниспосланному на них Богом наказанию, и вспять возвратилось солнце. И мы имеем повод к великому прославлению; потому что толикую любовь оказал нам Бог всяческих. Сказано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3, 16).

Господи Боже мой, во век исповемся Тебе. Ибо не только в настоящей жизни, но и по воскресении буду возносить Тебе песнопения, непрестанно поведая о преестественных и неизреченных дарах Твоих.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.