Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 26-го

Псалом Давиду прежде помазания. Надписания сего в Екзаплах я не нашел; но есть оно в некото-

122

 

 

рых списках. Иные взяли сие за повод отвергать все надписания, как неистинные. Ибо говорят: как мог Давид писать пророческие псалмы, когда не был еще помазан и не приял благодати Всесвятаго Духа, и притом был еще молод, пас овец, а не царством управлял, и никем еще не был гоним? Но им надлежало знать, что, по сказанию истории царств, Давид помазан был двукратно, и даже троекратно: в первый раз в Вифлееме Пророком Самуилом; во второй раз в Хевроне коленом Иудиным после погибели Саула, и в третий всеми коленами по смерти Мемфивосфея. О втором же помазании сказуется так: и вопроси Давид Господа, глаголя: вниду ли в един от градов Иудиных? и рече Господь к нему: вниди. И рече Давид: камо вниду? и рече: в Хеврон (2 Цар. 2, 1). Потом бытописатель, рассказав, как он взошел, присовокупил: и приидоша мужи от Иудеи, и помазаша тамо Давида, да царствует над домом Иудиным (4). О третьем помазании опять сказуется так: и приидоша вся племена Израилева к Давиду в Хеврон (2 Цар. 5, 1), и чрез несколько слов: и положи им царь Давид завет в Хевроне пред Господем, и помазаша Давида на царство над всем Израилем (3). А посему видно, что псалом сей изречен прежде, нежели Давид приял второе поставление на царство, и вступил в управление делами. Итак, изрек он слова сии, гонимый Саулом, когда пришел к священнику Авимелеху, и помолясь в скинии Божией, прияв благословение святых хлебов, избежал от рук врага. О сем и говорит он в этом псалме: яко скры мя в селении своем в день зол моих (5). Тогда и Доик Идумеянин, пасший там царских месков, известил Саула о бегстве Давидовом; почему и говорит Пророк в псалме: яко возсташа на мя свидетеле

123

 

 

неправеднии (12). Но яснее покажет сие подробное изъяснение.

1). Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Просвещаемый Тобою, говорит Пророк, и озаряемый умным Твоим светом, пренебрегаю я всех в совокупности врагов.

2) Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Не обманулся я, говорит, в надежде, возложив упование на Твою помощь. Ибо, и постигнув меня наподобие зверей преследующие и покушавшиеся сделать из меня снедь, не причинили мне вреда, но сами потерпели конечную пагубу. А что сие бывало неоднократно, — показывает история. Ибо раз и два уловленный Саулом избегал сетей, лучше же сказать, мог предать смерти самого гонителя, если бы только захотел. Но он показал свое любомудрие, а гонитель от иноплеменников понес наказание за лукавство. И поэтому сказанное в псалме есть предречение будущего.

3). Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. После такого опыта Божией помощи, если двукратно и трекратно покусятся напасть на меня многочисленные враги, вооруженный сей надеждой, не убоюсь бед.

4). Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его. 5). Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. А я, говорит Пророк, изведав такое благодеяние, прошу у моего Благодетеля не богатства и власти, не царства и славы, но того, чтобы постоянно пребывать в божественном храме, созерцать там божественную лепоту и наблюдать за всем

124

 

 

совершаемым по закону. Ибо опытом дознал я пользу, приобретши уже там спасение и избегнув от рук гонителей. Сего и просил великий Давид, сие и приял от великодаровитого Бога; потому что перенес божественный кивот, поставил другую, более прежней чудную скинию, и учредил разные лики певцов. И это всякий подробнее может узнать из книги Паралипоменон. Сказано же: едино просих от Господа — в том значении, что просил единой благодати: так должно разуметь сие.

6). И ныне се вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения. Здесь переменено время; сие дал видеть и Акила; потому что вместо слов: вознесе главу мою, поставил: вознесется глава моя. Посему слова сии имеют тот смысл, что окруженный ныне врагами воцарится и одолеет неприязненных ему, и сам окружит их, Богу же принесет в скинии не жертвы предписанные законом, но жертву хваления, какую во всех церквах по вселенной и приносит день и ночь чрез уверовавших в Бога. В некоторых списках читается: жертву хваления и воскликновения; но смысл остается тот же; потому что воскликновение есть воинский клик отважнейших для воодушевления робких; а таково и песнопение: оно есть клик благодушествующих и песнословящих Бога. Сказано: благодушествует ли кто в вас? да поет (Иак. 5, 13).

Пою и воспою Господеви. И отсюда видно, что в сказанном выше переменено время; потому что Пророк дает только обещание петь и вознести песнопение.

7). Услыши Господи глас мой, имже воззвах, помилуй мя, и услыши мя. Просит милости, впрочем, не милости несправедливой, но милости весьма справедливой.

125

 

 

8). Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Не слова, лишенные истины, произнес я, но совершил дело при согласии и сердца с словами.

Взыска Тебе лице мое. Недостаточно того, что уже сделано, но буду делать сие и в последующее время.

Лица Твоего Господи взыщу. Посему, не отринь меня желающего, и не лиши желаемого.

9). Не отврати лица Твоего от мене, и не уклонися гневом от раба Твоего. Сказал сие Пророк, заимствовав образ речи от тех, которые гневаются, отвращаются от приближающихся к ним и покушаются уклониться другим путем.

Помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене Боже Спасителю мой. Слова: не отрини (μὴ ’αποσχοραχίσης) мене другие переводчики заменили словами: не отвергни меня. Слово же это Семьдесят составили, научившись у внешних; потому что выражение: к воронам тебя! у древних составляло некоторое ругательство, основанное на какой-то басне.

10). Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя: потому что гонимый Саулом принужден я был жить вдали от родителей. Но вместо всего этого для меня довлеешь Ты, Владыка.

11). Законоположи ми Господи в пути Твоем, и настави мя на стезю правую. Вместо слов: законоположи ми Акила и Феодотион употребили: просвети, а Симмах: покажи мне путь Твой. Поелику, говорит, принужден я жить вдали от соплеменников; то Сам будь моим Законодателем и путеводителем, указав мне ведущую к Тебе стезю.

Враг моих ради. 12). Не предаждь мене в души стужающих ми. Речения сии суть порождения смиренного образа мыслей. Ибо выражают: хотя недостоин я спасения, однако же изгнан несправедливо, не причинив ни малой обиды враждующим на меня. Поэтому не предай обидевшим меня обиженного.

126

 

 

Яко возсташа на мя свидетели неправеднии, и солга неправда себе. Акила же выразил это яснее: противостали мне свидетели лживые, и обнаружилась неправда. Они, говорит, употребили против меня клеветы, но, при Твоей помощи, не потерпел я от того никакого вреда, вред же сей обратился на самих обидчиков, и брошенные ими в меня стрелы на них также обратились. И сие заимствовано из общего словоупотребления; потому что о замышляющих, но не делающих вреда в обычае у нас говорить: себе самому, а не мне, повредил, Так и блаженный Давид сказал: солга неправда себе.

13). А я верую видети благая Господня на земли живых; потому что не только преодолею врагов в настоящей жизни, но наслажусь и ожидаемыми благами. Потом Пророк предлагает увещание всем людям.

14). Потерпи Господа. А как сие возможно? Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Вооруженный мужеством ум и им преодолевающий приражающиеся страдания, говорит Пророк, укрепляется, препобеждает и ожидает Божественных обетований, наследником которых делается при содействии тела. Землей же живых называет Пророк жизнь ожидаемую, как изъятую смерти, свободную от тления и печали.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.