Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 2-го

Не надписан у Евреев.

 

Заключив первый псалом упоминанием о нечестивых, им опять начинает Давид и второй псалом, научая, что предсказанный пред сим конец нечестивых постигнет воставших с неистовством против Спасителя, царей и князей, Иудеев и язычников. Ибо во втором псалме предрекает страдания по человечеству и царство Владыки Христа, а вместе и предвещает призвание язычников, и оплакивает неверие Иудеев. Ибо слова: вскую шаташася

15

 

 

языцы приличны сетующему о неразумии и порицающему оное. К изъяснению же псалма не нужно нам многих слов, когда богомудрый Петр, первоверховный из Апостолов, дал на него толкование в книге Деяний, царями и князьями наименовав Ирода, и Понтия Пилата, первосвященников и книжников; потому что Пилат послан был римским царем действовать его властию, и Ирод был в то время правителем Иудеев; и как один в подчинении у себя имел Иудеев, так другой—воинов из язычников. Но, сошедшись вместе и злоумыслив Вла- дычнюю смерть, совещались они вотще и суетно, быв не в силах соделать забвенным Распятого ими; потому что, воскреснув в третий день, стал Он обладателем вселенной. Весьма же кстати и совершенно справедливо Пророк слова: поучишася тщетным сочетал с словом: людие 1), потому что Иудеи составили лукавый умысел на Спасителя, и о сем свидетельствует священное Евангелие, научая, что изшедше Фарисеи совет прияша нань, како Его погубят (Марк. 3, 6). Свидетельствует и Каиафа, говоря: уне есть, да един человек умрет, а не весь язык погибнет (Иоан. 11, 49). А слово: шаташася Акила перевел: восшумели, Симмах же: мятутся. Поелику слово это отнесено к лицу язычников, то сие подает мысль, что поелику Иудеи представили Иисуса Пилату как бы некиим похитителем царской власти, и неоднократно говорили, что должно предать Его смерти, то Пилат против воли произнес смертный приговор, боясь вероятно отпустить Иисуса, чтобы за это не возникло против него самого какого либо обвинения. Ибо, как сказал блаженный Лука: начаху нань вадити глаголюще: Сего одретохом развращающа язык наш, и возбраняюща Кеса-

_________________

1) To-есть народ Божий (ὁ λαὸς)

16

 

 

реви дань даяти, глаголюща Себе Христа быти (Лук. 23, 2).

1). Вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? 2). Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его? Слово: языцы употребляет Пророк не с членом (τὰ ἔϑνη), чтобы не подать тебе мысли, будто бы включает сюда всех, но без члена (ἔϑνη), наводя мысль твою на нечто частное. Поелику Иудеи, взяв Иисуса Христа, предали Его язычникам, то Давид спрашивает: какая была тому причина, или что такое сделалось, почему народ Божий пришел против Него в движение, и предал Его в руки язычникам?

3). Расторгнем узы Их, и отвержем от нас иго Их. Ибо сказано: иже не чтит Сына, не чтит и Отца (Иоан. 5, 23). И не без причины за игом Сына свергают с себя иго Отца. Но мне кажется, что Пресвятой Дух уверовавшим повелевает сказать это: расторгнем узы их. т. е. узы нечестивых язычников, и отвержем от себя иго их, т. е. иго беззаконных Иудеев, восприимем же на себя благое иго Христово; потому что таково Господне слово; возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матф. 11, 29. 30).

4) Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им; потому что пригвожденный и преданный ими смерти, как сущий на небесах и все содержащий, соделает тщетными и суетными советы их. Отец же Его и Владыка всех предаст их достойному наказанию.

5). Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростию Своею смятет я. И сих слов истолкованию научает самое исполнение на деле; потому что римское войско, напав на Иудеев, опустошило город, сожгло храм, большую часть из них предало смерти, а тех, которые избежали убийства,

17

 

 

сделав пленниками, поработило. Надлежит же обратить внимание на то, что Пророк здесь упоминает одно за другим два Лица, и во первых Лице Господа и Христа; ибо сказано на Господа и на Христа Его, а потом Лице Живущего на небе и Господа; ибо сказано: живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. Да и в последствии Пророк соблюл тот же образ представления.

6). Аз же поставлен есмь Царь от Него. Здесь должно остановиться, и потом присовокупить: над Сионом горою святою Его.

7). Возвещаяй повеление Господне. Потому что царствует не над горою только Сионом, но над видимым и невидимым, и над всею тварию. На горе же Сионе и в Иудее приходящим к Нему предложил Божественное Свое учение, и приявшие сие учение, повинуясь Божественным Его повелениям, потоки оного излияли в целую вселенную. Ибо сказано; шедше научите вся языки (Мф. 28, 19). Сие же: Аз поставлен есмь Царь от Него, говорит по человечеству; ибо как Бог, Он имеет царство по самой природе; а как человек, приемлет помазание на царство. А что, как Бог, имеет Он безначальную державу, сему научает тот же самый Пророк, говоря: престол Твой Боже в век века, жезл правости, жезл царствия Твоего (Пс. 44, 7). Блаженный Павел говорит, что псалом сей изречен о Сыне (Евр. 1, 8). Впрочем, как Бог, имеет Он царство, а как человек, приемлет оное. Подобно сему, именуясь Вышним, как Бог, вознесен Он, как человек. И Давид, провозглашая Божественную высоту, говорит: и да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един вышний по всей земли (Пс. 82, 19). И Захария говорит Иоанну: и ты отроча, Пророк Вышняго наречешися (Лук. 1, 76). О высоте же по человечеству учит блаженный

18

 

 

Павел, говоря: темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имени (Филип. 2, 9). И имя: Сын единородный прежде веков имел Бог—Слово как сродное Ему по существу, однако же, имея, как Бог, наименование Сына, приемлет оное и как человек. Посему и в настоящем псалме Пророк присовокупил, говоря:

7). Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя. Изречение сие всякий верующий учению Божественного Духа да не относит к божеству Владыки Христа; потому что об оном, как слышим, Бог всяческих вещает чрез Давида: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 102, 3). Посему, как человек, приемлет и сказанное выше, как человек, слышит и присовокупляемое:

8). Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Ибо, как Бог, Он Творец всего: вся Тем быша, и без Него ни- чтоже бысть (Иоан. 1, 3); и: Тем создана быша всяческая видимая и невидимая (Колос. 1, 16). А если Он—Владыка и Творец всяческих; то Он—Владыка и Господь сотворенного Им. Впрочем, и по естеству будучи Владыкою, как Бог, приемлет владычество над всем, как человек. И поелику древле промышлял, по видимому, только об Иудеях, как сказано: и бысть часть Господня людие Иаков, уже наследия его Израиль (Втор. 32, 9); народ же иудейский отвержен, как ни мало не воспользовавшийся Божиим о нем попечением; то справедливо промыслительность Свою обращает на язычников не как нерадевший о них древле, но как исполняющий Моисеево пророчество; потому что Моисеево это изречение: возвеселитеся языцы с людми Его (Втор. 32, 43). Можно найти и событие, соответствующее пророчеству. Ибо уверовавших из Иудеев, не двенадцать только Апостолов, но седмдесят учени-

19

 

 

ков, и тех сто двадесять собранных вкупе, к которым обращал речь Свою блаженный Петр (Деян. 1, 16), и тех пятьсот, которым Господь по воскресении, по словам божественного Павла, явился в одно время (1 Кор. 15, 6), и те три тысячи, и те пять тысяч, которых мрежею своей проповеди уловил верховный из Апостолов (Деян. 2, 41; 4, 4), и те многие тмы, о которых говорил великий Иаков: видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших (Деян. 21, 20), всех этих и сверх того всех Иудеев уверовавших в целой вселенной, наименовав людьми святыми, и чрез них уловив все народы, Господь исполняет пророчество, в котором сказано: веселитеся языцы с людми Его, а сверх того исполняет и собственное Свое проречение, которое изрек Иудеям, сказав: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести. И глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един пастырь (Иоан. 10, 16). Сие сказано и в настоящем псалме: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Но мне приходит на мысль плакать о неверии Иудеев, которые, слыша пророчество, ясно упоминающее о концах земли, и зная, что, кроме единого происшедшего от Давида по плоти Владыки Христа, ни один из царей их не приобретал такого владычества, слепотствуют очами ума своего, изрекающее о сем пророчество осяжут яко слепии стену, и яко суще без очес осязати будут (Иса. 59, 10). Потому и угрожает им пророческое слово:

9). Упасеши я жезлом железным, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я. то-есть сокрушишь римским царством, которое Даниилово пророчество в переносном смысле называет железным, по его крепости и несокрушимости. Сокрушает же на подобие сосудов, сделанных из брения. Ибо, когда

20

 

 

отреклись иметь Его Единого царем, и громогласно вопияли, говоря: не имамы царя токмо Кесаря (Иоан. 19, 15), поставил над ними просимого ими Кесаря, и от воинства Кесарей понесли они наказание за нечестие. Если же кто думает, что сказано это не об Иудеях, но об язычниках; то надобно разуметь так: упасет язычников жезлом железным, Своим крепким и несокрушимым царством, и сокрушит их как сосуды скудельника, растворяя и воссозидая банею пакибытия (Тит. 3, 5), сообщит им крепость огнем Духа. Так, предрекши о сем, блаженный Давид увещавает наконец и царей, и подчиненных, прибегнуть к Спасителю, с любовию принять спасительные законы, и в изучении и преподавании оных находить для себя пользу. Ибо говорит:

10). И ныне царие разумейте: накажитеся ecu судящий земли; потому что над всеми нами царем Тот, о Ком древле думали, что обладает Он только Иудеями.

11). Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Ибо должно не на одно человеколюбие надеяться, но веселясь и радуясь о спасении, страшиться и трепетать соединенного с человеколюбием правосудия. Ибо сказано: мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12). Когда, имея страх владычний, будем делать, что должно, больше причин к веселию будем иметь в сделанном нами; потому что приобретем благую совесть, которая доставит нам великую радость. Сказано же: с трепетом, то-есть, с сокрушением, чтобы радость Божия не превратилась в радость мирскую.

12). Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибните от пути праведнаго. Ибо для совершенства не достаточно одно приобретение Бого-

21

 

 

ведения, но надобно упражняться и в деятельной добродетели, прилепившись к которой, пойдете путем непогрешительным.

Егда возгорится вскоре ярость Его, блажени ecu надеющийся на-Нь. Ибо во время суда, когда пороки ваши, подобно удобовозгарающемуся веществу, как огнь воспламенят Божественный гнев, будете вы вдали от пути праведных, неся наказание за то, в чем согрешили во время сей жизни. Но истинно и твердо возложившие упование на Бога приимут тогда плод надежды—блаженство. Ибо Пророк говорит: блажени ecu надеющийся на-Нь. Если подвижники добродетели ублажаются и в настоящей жизни, тем несомненнее приимут блаженство в тот день, в который жившие в лукавстве привлекут на себя Божий гнев.


Страница сгенерирована за 0.51 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.