Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 16-го

Молитва Давиду.

Гонимый Саулом, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь Бога всяческих.

1) Услыши Господи правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою, не во устнах льстивых. И здесь опять называет правдою не совершенную добродетель, но справедливое прошение. Другие переводчики не присовокупили местоимения: мою·. Симмах же и Ѳеодотион Бога наименовали Господом правды, а Акила сказал так: услыши Господи праведного, вместо: правдиво и не равнодушно. Слова: не во устнах льстивых Симмах выразил так: не устами льстивыми, то есть, устами чистыми приношу моление, не иное держу в мыслях, а иное изрекаю, но язык согласен у меня с сердцем.

2) От лица Твоего судьба моя изыдет: очи мои да видита правоты. Умоляю Тебя рассудить мои дела, потому что знаю справедливость Твоего приговора.

3) Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию: разжег * мя eси, и не обретеся во мне неправда.

4) Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих. Здесь научает, что, неоднократно имея в руках Саула, не согласился умертвить его, но за обиду воздал благодеянием. Посему упомянул и о ночи, в которую сделал это, спасши спавшего ночью Саула, и никому не дозволив нанести ему смертный удар. В переносном же смысле и бедствия называет ночами по омраченью малодушия, равно как в след за сим и искушение именует разж- жением. Ибо говорит: разжег мя eси, и не обретеся во мне неправда. Ибо, как некое золото, под-

73

 

 

вергнув меня искушению, найдешь, Владыка, беспримесным. В такой мере воздерживался я от того, чтобы сделать вред врагу, что даже и язык сохранил свободным от злословия на него.

За словеса устен Твоих аз сохранит пути жестоки. Не легкое и трудное дело это совершил я. покорствуя Твоим заповедям.

5) Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Посему умоляю о том, чтобы не изменять мне своего намерения; а сие будет, если воспользуюсь Твоею помощью. Ибо стопами Пророк назвал решительное намерение в поступке.

6) Аз воззвах, яко услышал мя eси Боже. Не напрасно произнес я слова сии, имея опыты Твоего человеколюбия; потому что многократно Ты внимал мне взывавшему.

Приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя.

7) Удиви милости Твоя, спасаяй уповающия на Тя. Посему прими моление, подвигни язык мой к песнопению. Ибо видя, что обиженный помилован Тобою, будут песнословить Твой промысл. Тебе же обычно, подавать помощь уповающим на Тебя.

8) От противящихся деснице Твоей сохрани мя Господи, яко зеницу ока. Противящимися деснице Божией назвал враждующих на него, и весьма справедливо, потому что помазан был Богом, и от Него сподобился поставлению на царство. Посему, говорит, предприняв ратоборство со мною, противятся они Твоему определению; и умоляет охранять его, как зеницу ока, которой, как бы вместо неких окопов, служат вежды, и вместо тычин— ресницы, и которая ограждается бровями, влажность пота отводящими на виски и избавляющими зрение от вреда, какой мог быть от этой влажности. Пророк умоляет сподобить его такого же попечения.

В крове крилу Твоею покрывши мя: 9) от лица

74

 

 

нечестивых острастших мя. Употребив опять новое подобие, молит сподобить его промышления. Ибо слышал сказанное великим Моисеем: простер криле Свои, и прият их, и подъят их на раму Свою (Второй. 32, 11). И Господь говорил Иерусалиму: коль краты восхотел собрати чада твоя, яко же собирает коком птенцы своя под криле, и не восхотесте (Матѳ. 23, 37). Крилами же называет скорое и мгновенно совершающееся покровительство промысла: потому что движение крил совершается весьма легко.

В рази мои душу мою одержаша: 10) тук свод затвориша, уста их глаголаша гордыню. Под туком иные разумели благоденствие и телесное здравие; а мне кажется, что Пророк называет так благорасположенность и братолюбие. Сие дает видеть последовательность речи; ибо говорит, что, заключив всякое естественное чувство жалости, и не дав никакого места помыслам человеколюбия, говорят высоко и надменно, а мне расставляют всякого рода сети и засады.

11) Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Они изгнали меня из отечественной земли, и опять устремляются туда и сюда, желая захватить меня; потому что не хотят смотреть прямо, но в сторону уклонено око их. Так перевел и Симмах: постановили для себя; в сторону уклонять очи свои, на землю.

12) Объята мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитали в тайных. Отринув разумность естества, подражают зверям, которые желают пищи, высматривают оную, и внезапно кидаются на нее.

13) Воскресни Господи, предвари я, и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое, от враг руки Твоея. Воспрепятствуй стремлению их, Владыка, какими Сам Ты ведаешь препятствиями. Ибо

75

 

 

сие выразил Пророк словом: запни, заимствовав образ речи от тех, которые скрытным образом низлагают бегущих, а меня освободи от их злоумышления, употребив в дело против них меч Твой. Ибо так выразил Симмах: мечем Твоим.

Господи от малых от земли. Ибо определением Твоим предаешь людей смерти. Ты сказал: земля eси, и в землю отойдеши (Быт. 3, 19).

Раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их. Хотя и легко Тебе предать их смерти, но я умоляю, рассыпать их живых, разрушить злое их согласие, и соделать их причастными уготованных у Тебя казней. Так и в песни великого Моисея говорит Сам Бог: не се ли вся сия собрашася у Мене, и запечатлитися в сокровищах Моих: В день отмщения воздам, во время егда соблазнится нога их (Втор. 32, 34. 35).

Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. И сие Симмах перевел так: насытятся сыны, и оставят останки свои младенцам своим, то есть, знаю, что праведное наказание Твое наложишь не только на них, но и на сынов и на внуков, подражающих лукавству предков. Сказано же: насытятся, вместо: до сытости приобщатся зол.

15) Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитися славе Твоей; то есть, Сыну Твоему. Ибо они столько будут наказаны, а я, по Твоему праведному Промыслу, наслаждусь благами, увидев самый великий опыт Твоего благодеяния.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.