Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 13-го

В конец, псалом Давиду. И сей псалом отсылает нас к концу; потому что предвозвещает будущее. Содержание же его таково: царь ассирийский Сеннахирим наступил некогда с воинством на Иудею и овладел многими городами, из которых иные сдались добровольно, а другие взяты силою. В надежде же овладеть и Иерусалимом к владычествовавшему тогда над Иудеями Езекии послал он Рапсака с богохульными и злочестивыми словами. Ибо говорит он: скажите Езекии, да не обольщает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей. Где есть Бог Емапа и Арфадаи где есть Бог града Сепфаруимаи. Не могли они избавить от руки моей, и измет ли Господь Иерусалима из руки моей (4 Цар. 18, 34. 35)? Но так говорил Рапсак, а Езекия, пренебрегши и великое воинство, и безумие речей, водясь же собственным своим благочестием, призвал в помощь Божественное споборничество, и вскоре воспользовался оным. Ибо праведный Судия, возгнушавшись нечестием одного, и прияв благочестие другого, чрез единого Ангела умертвил сто восемьдесят пять тысяч Ассириян, а прочих обратил в бегство, и осажденным даровал чудное спасение.

1) Гене безумен в сердце своем: несть Бог. Начало псалма соответствует словам Сеннахирима и Рапсака.

Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню. Основание и корень нечестия, го-

63

 

 

ворит Пророк, есть растление жизни; потому что, предав себя самих невоздержанию и зверской жизни, изринули вы из разума памятование о Боге, а безумию вождя последовали и подданные.

2) Господь с небесе приниче на сыны человеческие, видети, аще есть разумеваяй или взыскали Бога. 3) Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творити благостыню, несть до единого. Тех, которые так делали и говорили, не оставил без внимания на высоких живый и на смиренные призираяй (Псал. 112, 5. 6); но подвергнув точному исследованию помыслы их, усмотрел, что все одержимы злочестием и вместе беззаконием жизни. Сие подобно тому, что сказано Аврааму: вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне, совершаются (Быт. 18, 20).

4) Ни ли уразумеют вси делающий беззаконие, снедающий люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша. 5)Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. Вы, снедающие народ Мой, не хотели уразуметь сего; поэтому из самого опыта дознаете, что этот народ неудобоуловим, и что вы не можете, подобно какому - то снедаемому хлебу, расточать его, пренебрегая Мое промышление. Ибо сие выражает Пророк словами: Господа не призваша. Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать. Ибо сие означают слова: тамо убояшася страхи, идеже небе страх. А слова: ни ли уразумеют вси делающий беззаконие должно читать с особенною выразительностью. Сие же: Господь с небесе приниче на сыны человеческие, видите аще есть разумеваяй, или взыскали Бога, сказал Пророк человекообразно, показывая, что с небеси наслал Бог наказание на Ассириян. Ибо

64

 

 

явно, что Бог всяческих повсюду пребывает, и, по пророческому слову, содержит круг земли и живущие на ней аки пруги (Исх. 40, 22).

Яко Бог в роде праведных. 6)Совет нищего посрамисте: Господь же упование его есть. Творит же сие Господь всяческих ради добродетели царя Езекии и благочестно им пасомого рода, который вы, злочестивые, пренебрегли, как ничего нестоющий, и посмеялись его твердому на Меня упованию. Ибо сие упование Пророк назвал советом, а не целью. Надежда на Меня как бы священным якорем служила роду сему, и он улучил спасение, как надеялся. Ибо сие присовокупил Пророк:

7) Кто даст спасение Израилево? В сем заключается сугубое пророчество. Ибо предвозвещается не только тогда бывшее спасение осажденным, но и по истечении многих времен там же бывшее спасительное явление нашего Спасителя.

8) Внегда возвратит Господь пленение людей своих возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль. Поелику десять колен и жители многих городов иудейских были уже отведены в плен; то Пророк молится, чтобы они улучили тоже спасение, и возвратили себе свободу, и говорит, что тогда будет вящщее веселие у народа, имеющего сугубое именование, потому что наименован не Иаковом только, но и Израилем, наследовав и сие имя, данное Богом праотцу.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.