Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Предварительные сведения

ТОЛКОВАНИЕ

 

НА СТО ПЯТЬДЕСЯТ ПСАЛМОВ.

_______

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

 

Желательно мне было прежде других Божиих словес истолковать пророчество великого Давида; потому что питомцы благочестия, и в городах и в селах, все преимущественно со вниманием изучают оное, особенно же возлюбившие подвижническую жизнь день и ночь имеют его во устах, песнословя Бога всяческих и усмиряя телесные страсти. Ибо Божественная благодать, срастворив пользу с приятностию сладкопения, предложила людям сие превожделенное и достолюбезное учение. И не трудно приметить, что большая часть людей о других божественных писаниях, или никогда не упоминают, или и упоминают, но редко; а напротив того многие и многократно, и в домах, и на стогнах, и на дорогах, приводят себе на память духовные песнопения Богодухновенного Давида, сами себя пленяя песненною стройностию, и в этом наслаждении находят для себя пользу. Посему хотелось мне прежде всего истолковать это пророчество, и во глубине его сокрытую пользу предложить благоразумным торжникам, чтобы, воспевая и вместе проникая в смысл воспеваемого, получали они сугубое приобретение. Но желание сие привести в ис-

5

 

 

полнение не дозволили нам требовавшие у нас изъяснения других божественных Писаний. Ибо одни желали объяснения Песни Песней, а другим желательно было узнать пророчество мужа желаний, иные же требовали, чтобы сделаны были для них ясными и понятными сокровенные по своей неясности предречения или двенадцати Пророков, или божественного Иезекииля. Итак, поелику Бог всяческих, Который умудряет слепцев, открывает тайны, даде уста человеку, сотвори нема и глуха, и видяща и слепа (Исх. 4, 11), даровал мне окончить истолкование сих Божественных Его словес, то, призвав в помощь Божественную благодать, которая, по словам пророчества, наводит слепыя на путь, егоже невидеша, и творит ходити по стезям, ихже не знаша (Иса. 42, 16), издавна глухим дает слышание Божественых словес, и очам, пребывающим во тме и мгле, отверзает зрение, осмелимся приступить и к сему пророчеству. Но никто да не почитает сего труда нашего излишним - потому, что истолкование псалмов прежде нас предложили другие. Прочитав разные толкования, и нашедши, что одни с великою неумеренностию вдавались в иносказание, а другие прилагали пророчества к каким-либо прежним событиям, почему толкование их выгодно более для иудеев, нежели для питомцев веры, полезным признал я избежать крайностей тех и других, и что приличествует древним событиям, то и ныне к ним применять, проречения же о Владыке Христе, о церкви из язычников, о евангельском житии, о проповеди апостольской, не прилагать к каким либо другим событиям, как угодно делать сие Иудеям, которые пребывают в своей злобе и соплетают оправдания своему неверию. Ибо достаточно свидетельства самых дел, чтобы к истинному истолкованию привести желающих найти оное.

6

 

 

Почему и не очень трудно для нас истолкование пророчества; потому что явственным делает оное одно воззрение на дела. Постараемся также, сколько можем, избегать многословия, излагать же кратко для желающих полезного. И сперва объяснив цель псалмов, потом будем приступать к истолкованию.

Должно знать, что пророчеству свойственно не только предрекать будущее, но также описывать настоящее, даже и прошедшее. Ибо божественный Моисей ясно преподал нам, что древле и в самом начале сотворено и получило бытие от Бога всяческих, не от людей прияв сие учение, но от благодати Духа. Но повествовал он и о настоящем, как-то о казнях, посланных на Фараона, о даянии Израильтянам манны, о вкушении ими мяс; предрек также и будущее пришествие Владыки Христа, рассеяние Иудеев и спасение язычников. Так и божественный Давид, первый по Моисее написав пророчество, как напоминает о бывших уже благодеяниях Бога всяческих, так предвещает и то, что будет в отдаленные напоследок времена. Не пророчества только изрекает, но и увещания, и законоположения, и предлагает, то нравственное, то догматическое учение, иногда оплакивает бедствия Иудеев, а иногда пророчественно воспевает спасение язычников, во многих местах предсказывает страдание и воскресение Владыки Христа, и разнообразием пророчеств желающим вникать в оные доставляет великое услаждение.

Иные говорят, что не все псалмы принадлежат Давиду, но есть написанные и иными. Почему, так разумея и надписания, одни псалмы приписали Идифуму, другие Эфаму, иные же сынам Кореевым, и еще иные Асафу, дознав из истории Паралипоменон, что и они были Пророки. Я ничего о сем не утвер-

7

 

 

ждаю. Ибо увеличится ли для меня польза от того, что или все псалмы Давидовы, или отчасти принадлежат и упомянутым пред сим, когда очевидно, что все они написаны по действию Божественного Духа? Знаем, что и божественный Давид Пророк, и тех история Паралипоменон именует Пророками. Пророку же свойственно предоставлять язык свой в орудие благодати Духа, по изреченному в псалмах: язык мой трость книжника скорописца (Пс. 44, 2). Впрочем пусть превозмогает приговор большинства, а болшая часть писателей утверждали, что псалмы принадлежат Давиду.

Поелику же иные и надписания псалмов назвали ложными, то признаю необходимым кратко сказать и о сем. Мне смелым кажется делом отвергать надписания, которые существовали издавна, еще при Птоломее, царствовавшем в Египте после Александра, и которые, как и все прочее божественное Писание, преложены на греческий язык всеми седмидесятью старцами. А до сего перевода за сто пятьдесят лет чудный Ездра, исполнившись Божественной благодати, составил исправный список священных книг, поврежденных в древности по нерадению Иудеев и злочестию Вавилонян. Если же и Ездра, при содействии всесвятого Духа, возобновил память сих книг, и старцы не без Божия вдохновения так согласно преложили их на греческий язык, кроме же других божественных Писаний перевели и сии надписания; то смелым и крайне дерзким почитаю называть их ложными, и о собственных своих умозаключениях предполагать, что они премудрее внушений Духа. Но сие в большей ясности покажет изъяснение каждого псалма в отдельности.

Различно также толковали слово: диапсалма. Им означается, по предположению одних, прекращение действия Духа, а по предположению других, пере-

8

 

 

ход от одного пророчества к другому, и еще, по мнению иных, перемена напева. Некто же, воспользовавшись переводом Акилы, вместо слова: диапсалма ставил слово всегда, включая оное в одну связь с предшествующим стихом. Так например в третьем псалме после слов: гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея, находим приданное слово: диапсалма. Акила же поставил оное в такой связи: и услыша мя от горы святыя Своея всегда. Так и далее связывает слово сие с предыдущим стихом, составляя из них одну мысль. Но находя, что седмьдесять и все другие переводчики божественного Писания употребляют слово: диапсалма, признаю несправедливым пренебречь многих достойных уважения, поверить же разумению кого-либо одного. А потому полагаю, что Писание словом: диапсалма означает перемену напева. Поелику великий Давид, составив лики, возносил песнопения Богу, не своей какой-либо удовлетворяя потребности, но имея в виду пользу народа, и именно, употреблял меры, чтобы и лики певцов пели с некоторою стройностию, и играющие на музыкальных орудиях издавали согласные звуки, а песнопения имеют много перемен в напеве, также Псалтирь и гусли имеют перемены в напряженности звуков, даже и в свирелях можно примечать подобную сему разность; то, по моему мнению, как сказал уже, диапсалма означает перемену напева. Но точное истолкование сей приписки знает один тот, кто употребил оную, и еще разве тот, кто, подобно ему, приял озарение Святого Духа.

Должно же знать прилежно читающим псалмы, что в них не сохраняется порядок времени, и псалмы, содержащие в себе повествование о событиях более давних, поставлены на втором месте,

9

 

 

а содержащие повествование о событиях позднейших, заняли первое место. Ибо псалом третий имеет надписание сказания об Авессаломе, а сто сорок первый о Сауле. Но бегство от Саула за сколько прежде было бегства от Авессалома, известно всякому знающему историю. Думаю же, что псалмы изречены самим божественным Давидом; а в настоящий порядок привел их кто-либо из живых в последствии. Заметил же я сие с тем, чтобы не прерывать толкования, будучи принужденным писать о сем среди оного. По этому, заключив сим предварительные сведения, (скажем так с Богом), коснемся истолкования каждого псалма.

__________

 


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.