Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. Оглавление или краткое повторение содержащегося в Панарие

ОГЛАВЛЕНИЕ

или краткое повторение содержащегося в Панарие.

 

Поелику мы приняли намерение объявить вам названия ересей и открыть беззаконные деяния еретиков, как яд и пагубу, но вместе с тем предложить и противоядие, целительное для уязвленных и предохранительное для имеющих подвергнуться уязвлению: то мы назовем свою книгу Панарий, или ящик с врачествами для уязвленных оными змиями. Эта книга состоит из трех частей и содержит восемдесят ересей, которые суть как бы подобия зверей или змей. После рассмотрения восмидесяти ересей представлено и единое основание истины, и вместе спасительное учение, правило веры и невеста Христова святая Церковь, существующая от века, но с пришествием Христовым во плоти с течением времен открывшаяся среди вышесказанных ересей, и нами рассмотренная в воспоминаниях о проповеди Христовой *). О ней мы кратко и много возвестили, согласно

___________________

*) См. творений св. Епифания ч. 1, стр. 94.

 

 

с учением апостольским, после рассмотрения нечестия ереси и это сделали как бы для освежения предпринявших труд чтения сочинения о ересях. Просим всех вас, добротолюбивые читатели, обратить внимание и на предисловие, и на следующее за тем изложение о ересях, и исповедание истины, и учение о истинной вере святой вселенской Церкви.

Содержащееся во всем нашем творении изложено в трех вышесказанных книгах: первой, второй и третьей, каковые три книги разделили мы на семь отделений, в каждом отделении заключается некоторое число ересей и расколов, а всех их вместе восемьдесят. Наименования и учения их следующие: варварство, скифство, эллинство, иудейство, самарянство. От них потом произошли остальные секты. Прежде пришествия Христова от варварства и скифского суеверия, эллинства и прочих произошли следующие: пифагорейцы, перипатетики, платоники, стоики, эпикурейцы. Кроме того, от иудейства произошла самарянская ересь и четыре ее толка: горофины, севуеи, досифеи, ессины. Следует вышепоименованное иудейство, которое отличительную черту свою приняло от Авраама и распространилось посредством данного Моисею закона и от Иуды сына Иаковлева или Израилева чрез Давида, царствовавшего над ними и от того же колена произшедшего унаследовало прозвание

360

 

 

иудейства. От этого иудейства произошли следующие семь ересей: книжники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назореи, иродиане. Вслед за сими ересями с течением времени явилось спасительное домостроительство Господа нашего Иисуса Христа, или пришествие Его во плоти, евангельское учение и проповедь царствия, этот единственный источник спасения и истинная вера вселенской и апостольской Церкви. От нее отторглись и отделились ереси, содержащие только имя Христово, а не веру: симониане, менандриане, саторнилиане, василидиане, николаиты, гностики, они же и стратиотики, а также фивиониты, называемые у некоторых коддианами и ворворианами, у других сократитами, а у иных закхеями; карпократиты, керинфиане, они же и меринфиане; назореи, евионеи, валентины, секундиане, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор; птолемеи, маркосии, колорвасии, ираклеониты, офиты, кайяне, сифиане, архонтики, кердониане, маркиониты, лукианисты, апеллиане, севириане, татиане, энкратиты; ересь у фригов, состоящая из монианистов и таскодругитов; пепузиане, они же и прискиллиане и квинтиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; четыренадесятники, в один и тот же день года совершающие пасху; алоги, не принимающие Иоаннова Евангелия и Апокалипсиса; адамиане, сампсеи, они же и елкесеи; феодотиане,

361

 

 

мелхисидекиане, вардисионисты, ноетиане, валисии, кафары, они же и новатиане, ангелики, апостолики, они же апотактики; савеллиане, ориге- нисты, они же и срамники; оригенисты, они же адамантики; ересь Павла Самосатского, манихеи, они же акуаниты; иеракиты, мелетиане, египетский раскол, ариане, они же ариоманиты; раскол авдиан, фотиниане, маркеллиане, полуариане, духоборцы, хулящие Святого Духа Божия; аэриане, аэтиане, они же и аномеи, с которыми в связи Евномий; димвриты, не исповедающие совершенного Христова вочеловечения, они же и аполлинариты, утверждающие, что святая Мария Приснодева по рождении Спасителя со- жительствовала с Иосифом, которых мы назвали антидикомарианитами; во имя той же Марии Богородицы приносящие жертву, которые называются коллиридианами; массалиане, с которыми состоят в связи мартириане, от эллинов произшедшие, а также евфимиты и сатаниане.

Теперь, возвращаясь назад и разобрав ереси по книге, я покажу в сем оглавлении, сколько из этих восьмидесяти ересей содержится в первой книге, затем по порядку во второй и в третьей; а также относительно каждого из семи отделений, заключающихся в трех книгах, сколько в них помещено ересей. Именно, в первой книге отделений три, а ересей сорок шесть с их именованиями, разумею варварство, скифство, эллинство, иудей-

362

 

 

ство и самарянство. Во второй книге отделений два, ересей двадцать три. В третьей книге отделений два, ересей одиннадцать. В первом отделении первой книги ересей двадцать, которые суть: варварство, скифство, эллинство, иудейство; различные секты у эллинов: пифагорейцы или перипатики, платоники, стоики, эпикурейцы; самарянская ересь, происходящая от иудейства; у самарян четыре следующих толка: горофины, севуеи, ессины, досифеи; иудейских ересей семь, а именно: книжники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назареи, иродиане. Во втором отделении первой книги тринадцать следующих ересей: симониане, менандриане, саторнилиане, василидиане, николаиты, гностики, они же и стратиотики, те же и фивиониты, у некоторых называемые секундианами, у иных сократитами, а у других закхеями; кариократиты, керинфиане, они же и меринфиане; назореи, евионеи, валентины, секундиане, с которыми состоят в связи Епифаний и Исидор; птолемеи. В третьем же отделении той же первой книги тринадцать следующих ересей: маркосии, колорвасии, ираклеониты, офиты, кайяне, сифиане, архонтики, кердониане, маркиониты, апеллиане, лукианисты, севириане, татиане. Вот оглавление трех отделений первой книги. Во второй книге два отделения. И в первом отделении второй книги, а в четвертом по порядку счета от начала, ере-

363

 

 

сей осмнадцать, именно: энкратиты; ересь у фригов состоявшая из монтанистов и таскодругитов; пепузиане, они же и квинтиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; четыренадесятники, в одинъ и тот же день года совершающие пасху; алоги, не принимающие Иоаннова Евангелия и Апокалипсиса; адамиане, сампсеи, они же елкесеи; феодотиане, мелхисе- декиане, вардисионисты, ноетиане, валисии, кафары, ангелики, апостолики, они же и апотактики, савеллиане, оригенисты срамники, оригенисты адамантики. Во втором отделении той же второй книги, а по вышесказанному счету в пятом, ересей пять следующие: Павла Са- мосатского, манихеи, они же и акуаниты; иеракиты, мелетиане, произведшие раскол в Египте; ариане. Вот оглавление отделений второй книги. Равным образом в третьей книге отделений два. В первом отделении третьей книги, в шестом же по счету, сказанному нами выше, следующие семь ересей: авдиане, фотиниане, маркеллиане, полуариане, духоборцы, хулящие Святого Духа Божия; аэриане, аэтиане, они же и аномеи. А во втором отделении той же третьей книги, седмом по сказанному нами разделению, ересей четыре, именно: димириты, не исповедующие совершенного Христова вочеловечения, они же и аполлинариты, утверждающие, что святая Мария Приснодева по рождении Спасителя сожительствовала с Иоси-

364

 

 

фом, которых мы назвали антидикомарианитами; во имя той же Марии приносящие жертву, которые называются коллиридианами; массалиане. Наконец защищение правой веры и истины с сокращенным словом о том, что есть святая вселенская и апостольская Церковь.

Вот оглавление и описание всего сочинения о восьмидесяти ересях и защищения истины, то есть единой вселенской Церкви. Предлагаемое сочинение составлено из трех книг и разделено на семь отделений. Сделаем же теперь еще иное оглавление первого отделения первой книги, содержащего в себе обличение двадцати ересей. Во-первых, всех ересей родоначальницы и первообразные именования, от которых произошли другие, суть следующие:

Варварство. Эта ересь держалась от дней Адамовых в десяти родах до Ноя. Варварством же названа от того, что тогдашние люди не имели какого- либо началовождя или одного согласия, но всякий сам распоряжался собою, и закон для него состоял в предпочтении собственной воли.

Скифство,— существовавшее от дней Ноевых и после того до построения столпа и Вавилона и после столпотворения немного лет, то есть до Фалека и Рагава (Быт. 11, 18 и дал.). Уклонившись в страну Европы, скифы поселились в области скифской между тамошними племенами со времен Фарры (ст. 26), от которого

365

 

 

произошли фракияне, и позднее. Еллинство, со времен Серуха начавшееся идолопоклонством: и как тогда каждый водился каким-нибудь суеверием, то при большей образованности, при установившихся обычаях и законах, племена человеческие начали составлять постановления об идолах, которых обязательно обоготворяли; в начале расписывали красками и делали изображения чтимых ими издревле властителей или чародеев, сделавших в жизни что-либо достопамятное, уважаемых за силу и телесную крепость, а потом, со времен Фарры, отца Авраамова, ввели в идолопоклонство делание кумиров, почтили праотцев своих изваяниями, стали выделывать подобия умерших, сперва с помощью скудельного искусства, а потом применительно ко всякому искусству: строители домов обтесывали камень, серебряники же, золотари, а также столяры и прочие обделывали каждый свое вещество. Египтяне, а вместе с ними вавилоняне, фригийцы и финикийцы сделались первыми учредителями сего богопочтения, делания кумиров и совершения таинств; от них большая часть учреждений перешла к эллинам со времен Кекропса и после него. А впоследствии и гораздо позднее провозгласили богами Кроноса, Рею, Зевса, Аполлона и прочих.

Еллины получили имя от некоего Еллина, одного из жителей Еллады, давшего название

366

 

 

и самой стране, а другие говорят,— от маслины (ἐλαία), росшей в Афинах. Вождями эллинов, как показывает действительная история, были ионяне, названные от имени Иона*), сына одного из построивших столп. По причине разделения (μεμερισμένη) языков они названы также меропами. Впоследствии, гораздо в позднейшие времена, эллинство перешло в ереси, разумею пифагорейцев, стоиков, платоников, эпикурейцев и прочих. Но вместе с тем у этих народов существовало богопочтение и закон естественный, от сложения мира и до последних времен, сохраняясь в особом отдельном виде среди варварства, скифства и эллинства, пока они не вошли в единение с богочестием Авраамовым. После того иудейство, со времен Авраама получив особый характер и распространившись чрез Моисея, седмого от Авраама, посредством данного ему Богом закона, от Иуды, четвертого сына Иакова, прозванного Израилем, чрез Давида, первого царя из колена того же Иуды, унаследовало полное свое имя.

Различные секты у эллинов следующие:

Пифагорейцы или перипатетики. Они учили о монаде и о промысле, запрещали приносить богам жертвы, принимать в пищу существа одушевленные и употреблять вино. Утверждали,

___________________

*) По славянской библии: Іована, Быт. 10, 2.

 

 

что, начиная от луны и выше, все бессмертно, а что ниже, то смертно. Учили о переселении душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей. Хранивший молчание учитель их Пифагор наименовал себя богом.

Платоники полагали, что существуют Бог, вещество и вид; что мир произведен и подвержен тлению, а душа не рождена, бессмертна и божественна; что в ней три части: разумная, раздражительная и вожделевательная. Учили, чтоб жены были у всех общие, и чтобы никто не имел одной собственной супруги, но желающие вступали в союз с произволяющими. Они также учили о переселении душ в разные тела, даже в тела диких зверей, а равно и о том, что от одного произошли многие боги.

Стоики учат, что все есть тело, и чувственный сей мир признают Богом. Некоторые утверждают, что естество Его состоит из огненной сущности. Они учат, что Бог есть ум и как бы душа всего существующего пространства, неба и земли; что тело Его, как я сказал, есть вселенная, а очи—светила; что плоть у всякого гибнет, и душа у всякого переходит из тела в тело.

Эпикурейцы об атомах и неделимых телах, состоящих из подобных неопределенного числа частей, утверждали, что они суть

368

 

 

начало всех вещей; учили, что высшее блаженство в удовольствии, и что ни Бог, ни Промысел не управляют вселенной.

Самарянство, и от него самаряне. Эта ересь получила начало от иудейства прежде, нежели у эллинов появились ереси, и прежде нежели образовались их учения, однако же по установлении богопочитания у эллинов, именно со времен Навуходоносора и плена иудейского. Будучи переселенцами из Ассирии в Иудею, самаряне приняли одно Пятокнижие Моисеево, когда царь прислал им оное из Вавилона чрез священника именуемого Ездрою. Они имеют все общее с иудеями, кроме того, что гнушаются язычниками и к иному не прикасаются, и кроме отрицания воскресения мертвых и других пророчеств бывших после Моисея. Толков самарянских четыре: горофины, совершающие праздники в иные, нежели севуеи, времена; севуеи, по поводу тех же праздников разнящиеся с горофинами; ессины, не противящиеся ни тем, ни другим, но безразлично празднующие, с которыми придется; досифеи, водящиеся теми же обычаями, как и самаряне: хранят обрезание, субботу и иные уставы, пользуются Пятикнижием, строже других соблюдают правило воздерживаться от употребления в пищу одушевленного, проводить жизнь в непрестанных постах. Некоторые из них хранят и девство, а другие — воздержание. Ве-

369

 

 

руют также в воскресение мертвых, что чуждо для самарян.

У иудеев ересей семь:

Книжники, которые были законниками и блюстителями вторичных законов или преданий так называемых у них старцев, с излишней ревностью соблюдающие произвольно принятые богослужебные обряды, которые не из закона узнали они, но сами для себя составили обряды как бы законные и праведные.

Фарисеи, что значит отделенные, ведущие самую высокую жизнь и более других казавшиеся праведными. Они, также как и книжники, признают и воскресение мертвых, и бытие ангелов, и Святого Духа. Жизнь их особенная: они соблюдают воздержание до известного времени, также девство, два раза в неделю пост, очищение кружек, блюд и чаш, а равно, как и у книжников, одесятствование, начатки, непрерывную молитву, произвольным суеверием предписанный наружный вид одеяния, состоявшего из ризы, похожей на стихарь и далматика, или одежды без рукавов, с разширением хранилищ (Матф. 23, 5), то есть, полос из багряницы, воскрилий и пуговиц на воскрилиях ризы, что служило знаком хранимого ими до времени воздержания. Они ввели учение о рождении и о судьбе.

Саддукеи, что значит правдивейшие, род вели и от самарян, и вместе от священника

370

 

 

Садока. Они отрицали воскресение мертвых, не признавали ни ангела, ни духа, по всему же прочему были иудеи.

Имеробаптисты, которые по всему были иудеи, но утверждали, что никто не получит жизни вечной, если не будет совершать омовения каждый день.

Оссеи, что значит самые смелые. Они исполняли все по закону, но пользовались и другими писаниями, явившимися после закона, однако большую часть позднейших пророков отвергали.

Назареи, что значит необузданные, запрещают всякое мясоястие, вовсе не вкушают одушевленного, в Пятикнижии святые имена патриархов до Моисея и Иисуса Навина принимают и верят в них, разумею Авраама, Исаака, Иакова и старейших, а также самого Моисея, Аарона и Иисуса. Учат, однако же, что Пятикнижие не Моисеево писание, и утверждают, что вместо сего есть у них другие писания.

Иродиане по всему были иудеи, но Христом признавали Ирода и сему последнему воздавали честь и приписывали имя Христа.

Вот первое отделение, содержащее в себе обличение всех двадцати ересей; тут же и рассуждение о пришествии Христовом и изложение исповедания истины, единой и единственной истинной веры Божией.

371

 

 

Доселе излагаемо было опровержение бывших до Христа двадцати ересей и слово о вере и о пришествии Христа во плоти. Когда вскоре последовало пришествие во плоти Господа нашего Иисуса Христа, оно застигло вышеупомянутые семь ересей в Иерусалиме, и сила Его угасила и рассыпала сии ереси. Все прочие ереси произошли уже после Его пришествия,— после благовещения Марии в Назарете и зачатия Слова, сшедшего с неба из недр Отчих, рожденного предвечно и безначально, пришедшего же в последние дни, Бога Слова, истинно рожденного от Бога Отца, единосущного Отцу и ни в чем не инакового со Отцем, но непреложного и неизменяемого, всецело бесстрастного, но состраждущего нашему роду, сошедшего с неба, зачатаго во утробе не от семени мужеского, но истинно от Духа Святого, возимевшего тело от Марии, создавшего Себе плоть от святых ложесн, принявшего душу человеческую и ум, и все, что есть человек, соединившего в Себе со Своим Божеством. Сей Бог—Слово, рожденный в Вифлееме и обрезанный, был принесен в Иерусалим, принят здесь в обьятия Симеоном, исповедан Анною пророчицею, дочерью Фануиловою, и отнесен был в Назарет. В следующий год пришел (в Иерусалим), чтобы явиться пред Господом, ради родства отнесен был Матерью в Вифлеем, потом опять взят был в

372

 

 

Назарет. В течение второго года снова приходил в Иерусалим, носимый Своею Матерью; в Вифлееме со Своею Матерью и Иосифом, уже старцем, но не оставлявшим Марии, вошел в дом и здесь во второй год по Своем рождении был обретен (волхвами), принял дары, и в ту же ночь, по откровению от Ангела Иосифу, взят был в Египет и оттуда снова, по прошествии двух лет, возвратился, когда Ирод умер, преемником же его сделался Архелай.

Спаситель рождается в Вифлееме иудейском в тридцать третий год Ирода, и в сорок второй царя Августа, удаляется же в Египет в тридцать пятый год Ирода, а возвращается из Египта по кончине Ирода. Поэтому в тридцать седьмой год того же правления Иродова Господь был отроком четырех лет, когда Ирод, по исполнении тридцати семи лет, кончил жизнь. Архелай же царствуетъ девять лет; в начале его царствования Иосиф с Мариею и Отроком, услышав, что царствует Архелай, удалился в страны галилейские и поселился в Назарете. Архелай же родил Ирода младшего, и Ирод по преемству воцаряется в девятый год царствования отца Архелая. От пришествия Христова во плоти считалось тогда тринадцать лет. В восемнадцатый же год Ирода, прозваннаго Агриппою, начал Иисус проповедь и тогда приемлет кре-

373

 

 

щение от Иоанна, и проповедует лето приятно (Лук. 4, 19), не встречая прекословия ни от кого (2, 34), ни из иудеев, ни из эллинов, ни из самарян, ни из другого какого народа; потом во второй год проповедывал, встречая прекословие, когда правлению того же Ирода был девятнадцатый год, а Спасителю тридцать второй. В двадцатый же год Ирода, называемого четверовластником, совершается спасительное страдание и бесстрастие, вкушение смерти крестной, когда Господь пострадал воистину, но пребывал бесстрастным по Божеству. Христу пострадавшу за ны плотию,- говорит Божественное Писание (1 Петр. 4, 1), и еще: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом (8, 18), и так далее. Пригвождается ко кресту, погребается, Божеством и душею сходит в преисподнюю, пленяет плен, и восстает тридневен с тем же святым телом *), соединив тело с Божеством, уже не страждущее, не обладаемое смертью, как говорит Апостол: смерть Им ктому не обладает (Рим. 6, 9). Тоже по истине тело, туже плоть, туже душу, тоже все, и не иное какое тело, но тоже самое Господь облек силою и соединил в едином единстве, в едином Божестве, плотское соделав нетленным, те-

___________________

*) Хотя с подлиника нужно было бы перевести: «духом», однако и по смыслу и по соотношению с параллельным настоящему местом части 1, стр. 97, требуется перевести: «телом. »

374

 

 

лесное духовным, грубое тонким, смертное безсмертным, вовсе невидевшим истления, так как не оставися душа Его во аде (Деян. 2, 31); тело Его не уклонилось хотя и отчасти ко греху, ум не осквернялся обращением к худшему; напротив того, Он воспринял на себя все человеческое, но все сохранил совершенным, так как Божество истинным потребностям, телесным и душевным, и от ума человеческого получающим удостоверение, дало место в истинном вочеловечении: разумеются голод и жажда, плач и скорбь, слезы и сон, утомление и упокоение. Это—не вид греха, но признак самого истинного человечества, причем истинно соприсущее человечеству Божество не терпит того, что свойственно человечеству, а напротив, Божество соизволяет на то, что благословно и состоит вне греха и обращения к худшему. Но Он и воскрес, и вошел дверем заключенным, дабы предъявить утонченным тело грубое, имевшее мясо и кости. Вошедши Он показал руки и ноги, и прободенные ребра, кости и жилы, и прочее, в доказательство, что видимое—не призрак. Так Собою Он исполнил обетованное нашей вере и надежде, все совершив, и вкушая и пребывая с учениками не призрачно, но истинно; и наставляя, учил проповедовать воистину Царство Небесное, давая разуметь великую и самую главную тайну ученикам, и говоря: научите

375

 

 

языки (Матф. 28, 19), то есть, обратите народы от порока к истине, от ересей к единому Божеству, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, в Господне именование Троицы, святую и царскую печать, дабы показать этим именованием, что нет никакого изменения в едином единстве. Ибо крещаемым повелевается креститься во имя Отца (несомненное славословие), во имя Сына (наименование неимеющего ни в чем недостатка), во имя Святого Духа (неразрывное единение, не отчужденное от единого Божества).

Он вознесся на небеса с тем же телом и душою, и умом, соединив их в одно единство и в одну духовную Ипостась, и совершив их обожение, воссел одесную Отца. Он послал во всю вселенную проповедниками— Симона Петра, Андрея брата его, Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, которых давно избрал, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иуду и Фаддея, Симона Зилота и Иуду Искариота, сделавшегося предателем Его, равно как и иных семьдесят два, из которых семь были поставлены для призрения вдовиц: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай. Кром них Матфий, вместо последнего Иуды сопричислен был к двенадцати апостолам; после же всех этих Марк, Лука, Иуст, Варнава и Аполлос, Руф, Нигер и прочие из семидесяти двух. А после

376

 

 

всех их Павла, святейшего апостола, избрав собственным Своим гласом с неба, послал как апостола и вместе проповедника язычников и совершителя апостольского служения. Павел встречает Луку, одного из семидесяти двух рассеявшихся, и делает его своим спутником и сотрудником в благовествовании. Так совершалось дело благовествования даже до сего времени.

Этим да будет у меня окончено слово о двадцати ересях и об изложенном по порядку в сокращении евангельском просвещении мира, совершенном чрез Христа и учеников Его. Можно было бы собрать и еще подобное сему и приложить предречения и пророчества из закона и псалмов, и других книг, усмотреть всю последовательность и связь, и в точности уразуметь, что неложны, но истинны и предвозвещены во всем Ветхом Завете, и несомненны — пришествие Христово и евангельское учение. Но чтобы из сего сочинения не вышло чего-либо слишком обширного, удовлетворюсь сделанным доселе.

Идя далее, я опишу также мнения, явившиеся в мире с худою целью.

Вот что содержится во втором отделении первой книги, в котором разбирается тринадцать ересей. Из них первая ересь — Симона волхва, который явился вскоре после Христа, когда еще проповедовали апостолы, и от

377

 

 

которого приверженные к его ереси названы симонианами. Он вышел из Самарии, из селения Гитфы, и принял на себя имя Христа. Учил студодеянию, гнусному совокуплению, без различения жен. Воскресение тел отвергал и говорил, что мир не от Бога. Изображение свое и бывшей с ним блудницы Елены, как бы Зевса и Афины, передал ученикам своим для поклонения. Называл себя самарянам — Отцем, а иудеям — Христом.

Менандриане происходили от некоего Менандра, который кое-чем отличался от симониан и говорил, что мир сотворен ангелами.

Саторнилиане усилили в Сирии студодеяние симониан, но к большему изумлению проповедуют нечто иное против симониан, они получили начало от Саторнила, который и сам, подобно Менандру, утверждал, что мир приведен в бытие ангелами, но только семью, вопреки воле Вышнего Отца.

Василидиане в тоже студодеяние посвящены Василидом, который вместе с Саторнилом учился у симониан и менандриан, держится одинакового с ними образа мыслей, но кое в чем и разнится от них. Он говорит, что небес триста шестьдесят пять, и придает им ангельские имена. Поэтому, говорит он, и год состоит из стольких дней, и имя аврасакс *)  содержит в себе тоже число 365 и есть священное имя.

___________________

*) В объяснение имени см. ч. 1, стр. 103 примеч.

378

 

 

Николаиты — от Николая, поставленного апостолами при вдовицах. По ревности к супруге своей он вместе с другими учил последователей своих совершать студодеяние и ввел в употребление имена: Кавлаках, Пруник и другие варварские имена.

Гностики, принявшие теже самые ереси, сами более всех с неистовством предаются срамоте, в Египте называются они стратиотиками и фивионитами, в верхних частях Египта — секундианами, а в других частях сократитами, у иных же — закхеями, другие называют их коддианами, иные зовут их ворворитами.

Карпократиане от какого-то азиатца Карпократа, который учил совершать всякое студодеяние и всякое греховное дело. Если кто, говорил он, не пройдет всего, и не выполнит воли всех демонов и ангелов, то не может взойти на небо и превзойти начала и власти. Говорил также, что Иисус восприял на себя душу разумную, знал и возвещал здесь горнее, и если кто в состоянии поступать подобно Иисусу, такой не ниже Его. А закон, вместе с воскресением мертвых, Карпократ отрицал, также как и еретики произшедшие от Симона. Его последовательницею была в Риме Маркеллина. Втайне сделав изображения Иисуса, Павла, Гомера и Пифагора, Карпократ кадил и покланялся им.

Керинфиане и меринфиане, от Керинфа и Ме-

379

 

 

ринфа происходившие иудеи, которые хвалились обрезанием и говорили, что мир приведен в бытие ангелами, а Иисус за преспеяние назван Христом.

Назореи исповедуют Иисуса Сыном Божиим, но во всем живут по закону Моисееву.

Евионеи близки к упомянутым выше керинфианам и назореям, к ним примыкают кое в чем ереси сампсеев и елкесеев. Они говорят, что Христос и Святой Его Дух созданы на небе, что Христос пришел на землю сперва в Адаме, и по временам совлекался сего Адама и опять облекался в него. Это, говорятъ они, совершил Он и при Своем пришествии во плоти. Будучи иудеями, они однако же пользуются Евангелиями. Мясоястием гнушаются. Воду почитаю за Бога, а о Христе, как уже сказал я, утверждают, что в плотском Своем пришествии Он облекся в человека. Часто омываются в водах, летом и зимой, именно для освящения, как самаряне.

Валентиниане отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет и пророков, хотя читают оный, и что можно протолковать сообразно с их ересью, то принимают. Но привносят некие другие баснословия, измышляя именования тридцати эонов обоего пола, в совокупности приведенных в бытие Отцем всяческих, и их почитают и богами, и эонами. А о Христе говорят, что Он принес тело

380

 

 

с неба и прошел чрез Марию как чрез трубу.

Секундиане, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор, и сами допускают теже четы, мудрствуя подобно Валентину, а иное толкуя несколько отлично от него. Кроме того, учат и студодеянию. Воплощение и они отрицают.

Птолемеи — также ученики Валентина, в связи с ними состоит Флора. И они говорят о четах тоже, что Валентин и секундиане, но кое в чем и эти разнятся с ними.

Вот оглавление тринадцати ересей второго отделения первой книги.

В третьем отделении той же первой книги содержится тринадцать других ересей следующих:

Маркосии. Некто Марк был соучеником Колорваса. Он также вводит два начала. Отвергает воскресение мертвых. Как-то призрачно, при помощи колдовства, изменяя жидкость в сосудах в синий и багряный цвет, посвящал в свои тайны обольщаемых женщин. Подобно Валентину он также хотел производить все от двадцати четырех стихий.

Колорвасии. И этот Колорвас, точно также излагая тоже самое, но несколько и различествуя от других ересей, разумею ереси Марка и Валентина, иначе учил о порождениях эонов и осмерицах.

381

 

 

Ираклеониты. Они также баснословят об осмерицах, но иначе нежели Марк, Птолемей, Валентин и другие. Кроме того, над головою умирающих у них совершают, подобно Марку, очистительное возлияние из елея, бальзама и воды, произнося над головою очищаемого от грехов какие-то еврейские слова.

Офиты, прославляющие змея и его почитающие Христом. Пресмыкающееся они держат в каком-то ящике.

Кайяне также вместе с предшествующими ересями отметают закон и Глаголавшего в законе, отрицают воскресение плоти, прославляют Каина, говоря, что он имел величайшую силу, вместе с тем обожают Иуду, также и сонм Корея, Дафана и Авирона, и даже содомлян.

Сифиане. Эти, наоборот, прославляют Сифа, утверждая, что он произошел вследствии раскаяния вышней Матери, после отвержения Каина и убиения Авеля вошедшей в союз (с вышним Отцом) *) и произведшей чистое семя—Сифа, от которого потом произошел весь род человеческий. И они сами учили о началах и властях, и о всем, о чем учат другие.

Архонтики. Эти опять все возводят ко многим началам, и говорят, что все существующее приведено ими в бытие. Уличаются и в

___________________

*) Срав. творений св. Епифания ч. 2, стр. 2.

382

 

 

некоторых срамных делах. Воскресение плоти отвергают и Ветхий Завет извращают. Пользуются же Ветхим и Новым Заветом каждое речение лукаво приспособляя к своему образу мыслей.

Кердониане происходят от Кердона, принявшего участие в заблуждении Ираклеона, но переселившегося из Сирии в Рим и предлагавшего свою проповедь во времена епископа Игина. Этот еретик допускает два противоположных одно другому начала, говорит, что Христос не есть рожденный, и, подобно другим, отвергает воскресение мертвых и Ветхий Завет.

Маркиониты. Маркион, происходя из Понта, был сын епископа, но, растлив девицу, бежал, потому что отлучен был отцем своим от Церкви. Пришедши же в Рим, просил покаяния у начальствовавших в то время над Церковью, но не получил; восставши против веры, стал учить, вводя три начала: доброе, справедливое и злое; учил также, что Новый Завет чужд Ветхого и Глаголавшего в нем. Воскресение плоти отвергает. Допускает не одно только крещение, но два и даже три после падений. За тех, которые умерли оглашенными, дает крещение другим. И женщинам безбоязненно дозволяет преподавать крещение.

Лукианисты. Лукиан, некто древний, а не тот, который был ныне во времена Константина,

383

 

 

о всем учил согласно с Маркионом, а об ином учил и излишне против Маркиона.

Апеллиане. И этот Апеллес, подобно Маркиону и Лукиану, учит, охуждая все творение и Сотворившего. Но не о трех началах, подобно им, учит он, а об одном начале и об одном высочайшем и неименуемом Боге, сотворившем другого. А этот, приведенный в бытие, оказавшийся злым, сотворил мир по своей злобе.

Севириане. Некто Севир, следуя также Апеллесу, отвергает вино и виноград, баснословя, будто они произошли от драконовидного сатаны; и женщину отвергает, говоря, что она имеет начало от злой силы. Вводит также какие-то именования князей и некоторые тайные книги. Подобно другим отвергает воскресение плоти и Ветхий Завет.

Татиане. Татиан процветал в одно время со святым Иустином мучеником, а по кончине мученика и философа Иустина, испорченный учением Маркиона, сделался его учеником и учил одинаково с ним и еще иное против него. Говорили, что он происходил из Мессопотамии.

Вот оглавление первой книги в трех отделениях, заключающей обличение сорока шести ересей.

В первом же отделении второй книги, в

384

 

 

четвертом по порядку счета от начала отделений, содержится восемнадцать ересей, именно:

Енкратиты, составляющие отрасль ереси Татиана. Они отвергают брак, признавая его делом сатанинским, запрещают также употребление в пищу животных.

Еретики фригийские, они же и монтанисты, принимают Ветхий и Новый Завет, но кроме пророков вводятъ других пророков: похваляются некиим Монтаном и Прискиллою.

Пепузиане, они же и квинтиллиане, с которыми состоят в связи артотириты. Частью они из фригийских же еретиков, а частью учат другому сравнительно с ними. Чтут как святыню какой-то запустелый город Пепузу между Галатиею, Каппадокиею и Фригиею и признают его Иерусалимом (есть впрочем и другая Пепуза). Женщинам предоставляют начальство и священнослужительство. При посвящении в свои таинства умерщвляют какое-нибудь дитя. Баснословят, что там, в Пепузе, Христос открылся Квинтилле или Прискилле в виде женщины. Употребляют также Ветхий и Новый Завет, переделывая его по собственному разумению.

Четыренадесятники. Они в один и тот же день года совершают пасху, и в какой день ни придется четырнадцатый день луны, в субботу ли или в день Господень (воскресенье), в тот день и постятся и вместе совершают бдение.

385

 

 

Названные у нас алогами — это те, которые отвергают Евангелие от Иоанна и проповеданного в нем свыше от Отца пришедшего и предвечно рожденного Бога Слово, не принимая Евангелия Иоанна и его Апокалипсис.

Адамиане, у некоторых называемые ересью живого Адама, содержат учение более достойное смеха, нежели серьезное. Нагими, как из чрева матери, сходятся в одно место мужчины и женщины и таким образом совершают чтения, молитвы и все такое. Как будто ведут жизнь монашескую и воздержническую, не принимают брака и церковь свою почитают раем.

Сампсеи или елкесеи еще доселе обитают в Аравии, — стране, лежащей выше Чермного (Мертвого) моря. Они введены в обман некиим лжепророком Елкесеем, из рода которого еще доселе существовали две женщины Марфус и Марфина, которым еретики покланяются как богиням. У этих еретиков все весьма близко к учению евионеев.

Феодотиане, последователи Феодота, византийского кожевника. Он стоял высоко по эллинской образованности. Во дни тогдашнего гонения схвачен был вместе с другими, и один отпал, тогда как те приняли мученичество. Поскольку за уклонение от сего был он в поношении, то по причине обвинения в том, что отрекся от Бога, он умыслил

386

 

 

говорить о Христе, что Он простой человек, и так учил.

Мелхиседекиане. Эти чествуют Мелхиседека, утверждая, что он — некая сила, а не простой человек, и все дерзнули возводить к его имени.

Вардисианисты. Этот Вардисав происходил из Месопотамии, сперва держался истинной веры и блистал мудростью, но уклонившись от истины, учил весьма близко к Валентину, за исключением некоторых частей, в которых разнится от Валентина.

Ноетиане. Этот Ноет был из Смирны Асийской. Превознесшись гордостью, с некоторыми иными стал учить, что Христос — Сыноотец, и что один и тот же есть и Отец, и Сын, и Святой Дух. Себя же самого называл Моисеем, а своего брата — Аароном.

Валисии. Эти, как дошло до нас, населяют Вакафу, главное селение Филадельфии аравийской. Приходящих к ним и пользующихся у них гостеприимством они оскопляют. Да и из них самих большая часть — скопцы. Учат и кое-чему другому, исполненному ереси, уничтожают закон и пророков и вводят некоторые другие студодеяния.

Кафары состоят в связи с римлянином Новатом. Они совершенно отвергают второбрачных и не принимают покаяния.

Ангелики. Этих совсем теперь не стало.

387

 

 

Они похвалялись тем, что состоят в ангельском чине и носили имя ангелов.

Апостолики, они же и апотактики, находятся в Писидии. Они принимают только отрекшихся от мира, и сами дают в том обет. Приближаются же к енкратитам, но мудрствуют иначе, нежели те.

Савеллиане. Во мнениях сходны с Ноетом, кроме того только, что говорят, будто Отец не пострадал.

Оригенисты, происходящие от некоего Оригена. Это срамники, которые делают то, о чем и говорить непозволительно, и предают свои тела растлению.

Оригенисты другие, от писателя Оригена, прозванного адамантовым. Они отвергают воскресение мертвых, учат, что Христос и Святой Дух — твари; рай, небеса и все иное толкуют иносказательно и дерзают говорить, что царство Христово будет иметь конец.

Вот восемнадцать ересей, заключающихся в первом отделении второй книги.

А во втором отделении той же второй книги, в пятом по вышесказанному счету, содержатся следующие пять ересей:

Павла Самосатского, бывшего епископом Антиохии великой. Он утверждает, что Христа почти нет в действительности, вообразив, что Он есть произносимое устами слово и здесь произошел от Марии. Хотя о Нем

388

 

 

и возвещено было пророчески в Божественных Писаниях, однако Он не существовал и только начал бытие от Марии посредством воплощения.

Манихеи и Акуаниты, ученики перса Манеса. Они называют Христа призраком, почитают солнце и луну, молятся звездам, силам и демонам; вводят два начала — злое и доброе. Говорят, что Христос призрачно явился и мнимо пострадал. Ветхий Завет и Бога, в нем глаголавшего, хулят; о мире же утверждают, что не весь он, но часть его произошла от Бога.

Иеракиты — от Иеракса, из Леонтополя египетского, какого-то учителя, отвергавшего воскресение плоти. Они пользуются Ветхим и Новым Заветом, но брак совершенно отвергают, принимают монашествующих и девственниц, воздержников и вдовствующих, а о детях, еще не достигших зрелого возраста, говорят, что они не причастны Царствию Небесному, как не подвизавшиеся.

Мелетиане, составляющие в Египте раскол, а не ересь. Они не молились вместе с падшими во время гонения, а теперь соединились с арианами.

Ариане, они же и ариоманиты. Они называют Сына Божия тварью, а Духа Святого тварью твари; утверждают, что Христос Спаситель принял от Марии только плоть, а не душу. Был же этот Арий пресвитер Александрийской церкви.

389

 

 

Вот оглавление пяти ересей второго отделения второй книги, а от начала по порядку пятого.

В первом отделении третьей книги, в шестом же по вышесказанному счету, содержится семь ересей с расколами, а порядок следующий:

Авдиане, отщепенство и раскол, а не ересь. Они ведут благоустроенный образ жизни, во всем держась веры, как и вселенская Церковь. Большая часть их живут в монастырях. Неумеренно пользуются многими апокрифами, не молятся вместе с нами, порицая наших епископов, богатых людей и других. Пасху совершают особо, в то же время, как и иудеи. В учении есть у них нечто своеобразное, любят спорить, весьма грубо изъясняя выражение: по образу (Быт. 1, 26. 27).

Фотиниане. Этот Фотин, будучи родом из Сирмии, в наше уже время бродивший здесь, мудрствовал подобно Павлу Самосатскому, но кое-чем и различается от него. Он также утверждает, что Христос получил начало от Марии.

Маркеллиане, от Маркелла из Анкиры в Галатии. Шла молва, что в начале он мудрствовал очень сходно с Савеллием. Не смотря на то, что он часто защищал себя и защищал письменно, многие обвиняли его в том, что он остался при тех же мнениях.

390

 

 

Вероятно, впрочем, что, переменив свои мнения, он или его ученики исправились, потому что за него или за учеников его выступали на защиту некоторые православные.

Полуариане. Они признают Христа тварью, но называют Его так не в точном смысле и не как одну из тварей. Мы называем Его, говорят, Сыном, но, чтобы чрез рождение Сына не приписать Отцу страдания, мы называем Его сотворенным. Точно также и о Святом Духе прямо учат, что Он тварь, отрицая единосущие Сына, хотят называть Его подобосущным, иные же из них отвергали и подобосущие.

Духоборцы. Они о Христе правильно мыслят, но хулят Святого Духа, уча, что Он тварь, и не будучи Богом, а сотворенным, получил это наименование в несобственном смысле, по своей деятельности; Он, говорят они, есть только освящающая сила.

Аэриане. Этот Аэрий происходил из Понта и до сих пор еще жив на искушение людям. Он был пресвитером при епископе Евстафие, обвиненном в арианстве и лишенном епископства. Когда Аэрий не был поставлен епископом вместо Евстафия, то стал учить многому вопреки Церкви. По вере он совершеннейший арианин, но учит и излишнему против них. Не должно, говорит он, делать приношений за усопших, ни поститься в сре-

391

 

 

ду, пяток и четыредесятницу, возбраняет праздновать Пасху, и хотя проповедует отречение от мира, однако безбоязненно допускает всякого рода мясоядение и наслаждения. Если же из его учеников кто желает поститься, тот, говорит он, пусть постится не в установленные дни, но когда хочет. Говорит также, что епископ ничем не отличается от пресвитера.

Аэтиане, от Аэтия киликийца, бывшего диаконом при Георгие, арианском епископе в Александрии; они же называются и аномеями, а у некоторых евномианами, от некоего Евномия, бывшего учеником Аэтия и находящегося еще в живых. С ними в связи был также и Евдоксий, арианствующй, но он по страху пред царем Константином отделился от них, и отлучен был только один Аэтий. Евдоксий хотя и остался арианствующим, однако не следовал Аэтию. Эти аномеи, они же и аэтиане совершенно отчуждают Христа и Святого Духа от Бога, утверждая, что Сын Божий есть тварь, и говорят, что Он даже не имеет никакого подобия Отцу. Они хотят изъяснить природу Бога Отца при помощи Аристотелевских и геометрических умозаключений и таким образом доказать, что Христос не мог произойти от Бога. А произшедшие от Аэтия так называемые евномиане, перекрещивают всех приходящих к ним, не только православных, но и ариан. Перекрещивают

392

 

 

же, как идет молва, обращая ноги крещаемых кверху, а голову вниз. Впасть в блуд или в другой грех они почитают за ничто, ибо ничего, говорят они, не требует Бог, кроме только пребывания в их вере.

Вот ереси первого отделения третьей книги, шестого по общему порядку.

Во втором же отделении той же третьей книги, в седьмом по вышесказанному разделению, каковое отделение есть и конец всего творения, содержатся четыре ереси, а порядок такой:

Димириты, они же и аполлинаристы, исповедующие несовершенное вочеловечение Христа. Из них некоторые называют тело единосущным Божеству. А некоторые из них дерзнули сказать даже и то, что Христос не воспринял душу и отрицали это, некоторые же, опираясь на изречение: Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), отрицали, что Он принял плоть от созданной плоти, то есть от Марии, но упорно говорили одно, что Слово плоть быстъ; напоследок же, по какому соображению не знаю, начали утверждать, что Он не воспринял ума.

Антидикомарианиты, говорящие, что святая Мария Приснодева, после рождения Спасителя, сожительствовала с Иосифом.

Коллиридиане, во имя той же Марии приносящие в один назначенный день года некоторые печенья (коллириды). Соответственно такому действию их мы и дали им имя, наименовав их коллиридианами.

393

 

 

Массалиане, что значит молящиеся. К ним примыкают и из прежде бывших эллинских ересей так называемые евфимиты, мартириане и сатаниане.

Это есть и оглавление седьмого отделения, и конец трех книг. Всех же ересей вместе 80. А на самом конце третьей книги, отделения же седьмого, в заключении присоединены: исповедание веры вселенской Церкви, защищение истины, проповедь евангелия Христова и образ вселенской Церкви, которая, от века существуя, по преемству времен, яснее всего открылась в пришествии Христа во плоти.

Как много ум человеческий может собрать великих примеров, и между теми, которых восхваляют, показать, какие разности юнот, имже нестъ числа! Ибо одни из них достойны похвалы, а другие недостойны. Одни по собственному соображению избирают себе суровый образ жизни и закон и публично ходят в длинных волосах, иные во власянице, а иные братия сидят дома во власянице и посыпанные пеплом; еще иные проводят жизнь в чрезвычайных пощениях и в труде, с юношескою ревностию и совершенною в отношении к Жениху совестью; другие же, как я сказал выше, не правильно, но по какому-то предубеждению ума, упрямо, с юношескимъ безрассудством поступают вопреки истине. Так Закхей, недавно скончавшийся в горной стра-

394

 

 

не около Иерусалима, провел жизнь ни с кем вообще не молясь вместе. При этом он, будучи мирянином, дерзновенно касался святых тайн и безрассудно решался на священнодействие. Другой некто, который некогда был мужем, по-видимому, отличавшимся высотою жизни, живший в монастыре в египетской пустыне, и еще инок, обитавший на горе Синайской, — оба они сновидениями увлечены были до того, что, не приняв рукоположения епископского, решались сами восседать на кафедре и совершать дела епископские. Иные же, — и таких не мало, — по юношескому безрассудству дерзнули, вопреки постановлениям закона, оскоплять себя. Другие, по-видимому также юношески смелые, из православных, вопреки правилам церковным, дерзают собирать у себя собрания и даже без разрешения вселенского собора перекрещивать приходящих к ним из ариан, когда дело это, как я сказал выше, еще не решено собором, так как люди еще доселе живут смешанно, и из них многие православные лицемерно совершают свойственное священникам, доколе не последует отлучение таковой богохульной ереси, и состоится против нее определение. Из этих таким образом собственною властью перекрещивающих дошло до нашего слуха сведение об одном пресвитере, находящемся стране ликийской. Есть и в других местах не-

395

 

 

которые, из коих каждый молится сам по себе, а вовсе не с кем-либо. Иные, вопреки постановлению Церкви, надевают цепи на шею. Поэтому в конце моего рассуждения я сказал о юнотах, неимеющих числа и по собственному соображению юношески поступающих, не ко благу или совершенствованию себя в различных видах мудрости: в благоразумии, мужестве, целомудрии и справедливости. Из них некоторые поступают юношески упрямее других и отвращают себя самих от истины, так что и таким нет числа.

Но единая голубица и святая дева — Церковь исповедует Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Отца совершенного, Сына совершенного, Духа Святого совершенного, Троицу единосущную — Сына истинно от Отца рожденного, и Святого Духа не чуждого Отцу и Сыну; Троицу всегда сущую и никогда не приемлющую прибавления, не имеющую в Себе чего-либо подчиненного, но возводимую к единому единству и одному началу Бога и Отца. Этой Троицей, Отцем и Сыном и Святым Духом все создано, некогда не сущее, ни существующее вместе с Богом, ни прежде Его бывшее, но приведенное из небытия в бытие Отцем и Сыном и Святым Духом. Сей Отец и Сын и Святой Дух удостоил являться святым Своим в видениях, насколько каждый мог вмещать по дарованию всемогущего Божества,

396

 

 

какое даровало Оно каждому из удостоиваемых, как например созерцать Отца, насколько кто мог слышать глас Его и вмещать. Так устами Исаии он говорил: се уразумеет Отрок Мой возлюбленный (Ис. 52, 13). Это глас Отца. Так и Даниил видел Ветхого денми (Дан. 7, 13. 9). Это видение Отца. Так и еще у пророка сказано: Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12, 10). Это глас Сына. А у Иезекииля сказано: и взя мя дух Божий, и вывел меня на поле (3, 12. 22). Это сказано о Святом Духе. И много подобного можно сказать, но мы привели по памяти немногое только отчасти, мимоходом, а для показания свойств Церкви предложим два изречения, из безчисленного множества изречений, заключающихся в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета. Церковь исповедует, что Сам Господь создал тело Адаму и вдунув в него дыхание жизни (Быт. 2, 7), сотворив ему душу живую, и что дал закон Моисею Сам Бог Отец, Сын и Святой Дух, едино Божество; что пророки были посланы тем же самым Божеством; что Сам Бог наш есть Бог иудеев и христиан, призвавший к оправданию иудеев, не отрицавших пришествия Господа нашего Иисуса Христа, спасающего всех живущих по истинной вере Его и не отрицающих истины проповеди истинного и евангель-

397

 

 

ского Его учения. Ибо пришел, истинно пришел Единородный: так содержит матерь наша Церковь. Она есть тихое пристанище мира, веселие, дышущее благовонием кипра в виноград (Песн. Песн. 1, 13); она приносит нам лозу благословения и дарует нам на каждый день избавляющее от болезней питие — кровь Христову, чистую и истинную.

Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы, что не от семени мужа, но от самой святой Девы Он приял тело воистину, а не призрачно, — плоть истинно, тело истинно, с костями, жилами и со всем тем, что есть у нас, ничем от нас не отличаясь, разве только славой Своей святости и Божества и тем, что Он есть сосуд святыни. Все в Нем совершенно безгрешно, и Он имел душу человеческую воистину; при этом мы не утверждаем, будто ум Его есть ипостась. В Нем не было никакого пятна греховного, уста Его не солгали, губы Его не произнесли лести (I Пет. 2, 22), сердце не склонилось к раздражению, ум не совратился к тому, о чем непристойно мыслить, плоть не сделала того, что относится к плотскому. Он есть Бог совершенный от вечности, не пришедший только пожить в че- ловеке, но есть Само Слово вочеловечившееся, не изменившееся по естеству, но совосприявшее в Божество собственное человечество. Он

398

 

 

был в утробе Девы воистину, носим был во чреве определенное время, рожден путями рождения непостыдно, чисто, нескверно. Затем был воспитан и взят на руки Симеоном и Анной, был носим Марией, и начав ходить, отправлялся в путешествие, стал отроком, укрепился возрастом и все имел в Себе в совершенстве, считался по числу лет и по числу месяцев. Он носим был во чреве, родился от жены, был под законом (Гал. 4, 4); пришел на Иордан, крестился от Иоанна, хотя и не нуждался в омовении, но сделал это ради порядка требуемого истинным вочеловечением Его, не желая нарушить правды законной, дабы исполнена была, как Он Сам сказал (Матф. 3, 15), всякая правда, и дабы показать, что Он облекся в истинную плоть, в истинное человечество, Он сошел в воду, более давая, нежели приемля, скорее доставляя, нежели нуждаясь Сам, освящая ее и облекая силой во образ имеющего в Нем совершиться, дабы воистину уверовавшие в Него и имеющие веру истинную познали, что Он истинно вочеловечился, истинно крещен был, и таким образом чрез Его снисхождение и сами приступая к Нему, принимали в себя силу Его схождения и просветились Его световодительством, в чем исполнилось бы пророческое изречение: в изменение силы, в дарование спасения от силы хлеба, от Иеруса-

399

 

 

лима получаемой, и от крепости воды. Здесь во Христе утверждается сила хлеба и крепость воды, чтобы не хлеб для нас был силой, но сила, происходящая от хлеба; хлеб есть пища, но в нем заключается сила к оживотворению. И вода не для того только, чтобы делать нас чистыми, но чтобы силой воды, посредством веры, деятельности, надежды, совершения таинств и призывания имени освящающего мы достигли совершения спасения. Христос вышел из Иордана, услышал глас Отца (Матф. 3, 17), произнесенный в слух бывших тут учеников, дабы показать, Кто есть свидетельствуемый, между тем как Дух Святой сошел в виде голубя, как мы говорили о том в рассуждениях о многих ересях. Чтобы Троица была признаваема неслиянной, Дух принял вид голубя в собственной ипостаси; и Дух воссел на Иисуса и приник к Нему, чтобы виден был свиде- тельствуемый, дабы плоть Его, как святая и боголюбезная, была засвидетельствована Отцем и Духом, дабы Отец проповедан был как благоволивший и возвестивший пришествие Сына во плоти, дабы Сын яв- лен был, как истинный Сын, и дабы исполнилось сказанное: и посем на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3, 38). После того, как Он вышел из Иордана, Он несомненно и истинно был искушаем от диавола

400

 

 

в пустыне и последи взалка (Матф. 4, 2), сообразно порядку и истине плотского пришествия. Затем избрал учеников, проповедал истину, исцелял болезни, спал, алкал, путешествовал, совершал Божественные знамения, воскрешал мертвых, подавал зрение слепым, укреплял хромых и расслабленных. Как Он проповедал благовествование истины, Царствие Небесное, человеколюбие Свое, и Отца и Святого Духа: так Он же истинно претерпел за нас страдание, во плоти и в совершенном вочеловечении, пострадав воистину на кресте, при чем Божество пребывало с Ним, но не превратилось в страдательное состояние, а осталось безстрастным и неизменным. При этом ясно уразумеваются две стороны дела: Христос страждет за нас плотью, но безстрастен пребывает в Божестве; не так впрочем, чтобы человек был сам по себе, а Божество Само по Себе, но Божество соприсутствовало, однако не страдало по причине чистоты и несравнимости Своего существа. Христос страдал во плоти и умерщвляем был во плоти, но в Божестве всегда жив и воскрешает мертвых. Тело Его погребено было воистину и пребывало три дня бездушным, бездыханным и неподвижным, обвитое плащаницею, положенное во гробе, заключенное под камнем, с наложением печатей; Само же Божество не было заключено, или погребено, но

401

 

 

Оно со святой душой снизошло в преисподнюю, извело оттуда пленные души, сокрушило жало смерти (1 Кор. 15, 55—56), расторгло запоры и вереи несокрушимые и разрешило болезни смертные собственной властью; вышло вместе с душой из ада, при чем не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления (Деян. 2, 31; сн. 27 и Псал. 15, 10). Божество воскресило эту плоть, всегда соприсутствуя ей, или воскрес с ней Господь и Бог и Слово Сын Божий, с душой и телом и всем сосудом; так что наконец этот сосуд соединился с духом, и стало духовным самое тело, некогда подлежавшее осязанию и преданное бичеванию по свободному изволению Божества, допущенное до искушения от сатаны и подвергавшееся алчбе, сну, утруждению, печали и сетованию.

Это самое святое тело наконец соединилось с Божеством, так что Божество навсегда соединилось с потерпевшим таковые страдания телом. Ибо воскрес Иисус и соединил его в Себе, в один дух, в одно единство, в одно словословие, в единое Божество Свое. Он являлся воистину и был осязан Фомой (Иоан. 20, 27 и дал.), вместе с апостолами ел и пребывал с ними сорок дней и сорок ночей (Деян. 1, 3). Он вошел в дом дверем затворенным (Иоан. 20, 19. 26), и вошед, показывал свои жилы и кости, язву гвоз-

402

 

 

динную и место прободения копием, и тем давал разуметь, что самое тело было истинное, но только соединено было с единым Божеством, уже не ожидая страдания, уже не умирая, как говорит святой апостол: воста Господь, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает (Рим. 6, 9). Таким образом подвергавшееся страданию всегда пребывает бесстрастным, Божеством — с телом и душой и со всем свойственным человеку, кратко сказать: Само-Богом. Возшед на небеса, Он седе одесную Отца во славе (Евр. 1, 3; 8, 1), не отложив свягого тела, но образовав его в духовное, в совершенстве единого Божества. Так и наши тела: сеемые ныне душевными, имеют восстать духовными, сеемые ныне в тлении, имеют восстать в нетлении, сеемые ныне в смерти, имеют восстать в бессмертии (1 Кор. 15.42. 44. 53). Если же таковы будут наши тела, то насколько преимуществует то святое, неизъяснимое, несравнимое и чистое, с Богом соединенное, наконец единственное и единообразное тело? Об этом свидетельствует апостол, говоря: аще и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем (2 Кор. 5, 16); говоря это Он не отделяет плоти от Божества, но представляет ее как существующую и с Богом соединенную, но существующую уже не по плоти, а по духу святыни из воскресения от мертвых Ии-

403

 

 

суса Христа Господа нашего (Рим. 1, 4, 8, 1). Его то Церковь исповедует вместе и Богом безстрастным и пострадавшим, погребенным и воскресшим, и возшедшим во славе, грядущим судити живым и мертвым, какъ сказано, воистину, Его же царствию не будет конца (Лук. 1, 33).

И тому верует святая сия матерь наша Церковь, как и ей самой истинно проповедано и истинно заповедано было, что все мы умрем и воскреснем с этим телом с этою душой, со всем нашим сосудом, да приимет кийждо яже содела (2 Кор. 5, 10). Что воскресение мертвых, вечное осуждение, Царствие Небесное, упокоение для праведников, наследие верных и лик общий с ангелами, соблюдшими веру, чистоту, надежду и заповеди Господни, — что все это есть истинно, — это и проповедано и утверждено, и служит предметом веры, потому что одни воскреснут в живот вечный, а другие — в вечное осуждение, согласно написанному в евангелиях (сн. Іоан. 5, 29 и Матф. 25, 46). Что говорит апостол и все Писания, то является истинным, хотя бы неверующими и худо разумеющими и было принимаемо иначе. Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь, спасающая верой, поддерживаемая надеждой и совершаемая любовью Христа в исповедании, в таинствах и в очистительной силе крещения, как сказано: шед-

404

 

 

ше крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28, 19), во имя Божественной Троицы, не имеющей ничего различного в наименовании; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан, возвещен и служит предметом веры, Отец, и Сын и Святой Дух, не Божество, представляющее в Себе какое-либо слияние, но Троица истинно совершенная, совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святой, единое Божество, единый Бог, Которому слава, честь и держава ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

 

_______________


Страница сгенерирована за 0.43 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.