Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской церкви

 КРАТКОЕ ИСТИННОЕ СЛОВО

о вере вселенской в апостольской церкви.

 

   Глава 1. Разобравши в сочинение нашем многоразличные, многообразные, разделенные на много частей, исходящие из дурных намерений и безрассудные учения противников, и разделивши их по видам и родам, силою Божию мы изобличили их ничтожество и пустоту и, переплывши беспредельные волны богохулений,  злословий и отвратительнейших таинств каждой ереси и с большим трудом разрешив возникавшие отовсюду возражения и победив лукавство их, мы приблизились наконец к тихим странам истины после того, как мы переправились через все бурное пространство и выдержали всю бурю, кипения и вздымания волн, качку, так сказать, и крушение, после того, как мы видели и отмели, и выступы, и места происхождения зверей, мы подвергли все это опытному исследованию, и увидав теперь мирную пристань, в которую спешим войти, опять обращаемся с молитвою к Бо-

310

 

 

гу. Мы радуемся, что успокоились от всякого страха и трепета, и морской болезни, что находимся в наилучшем состоянии, наслаждаемся дуновением тихого ветерка и, укрепившись духом, пришли к тихому пристанищу. Мы подвергались, если сказать правду, многим несчастьям и необычайным оскорблениям, прошли, так сказать, землю и море, неровности земли, трудные места пустынные и опасности вышеупомянутых морских пучин, но узрели наконец город и спешим к нему, этому святому Иерусалиму, и Деве Христовой и невесте, твердому основанию и скале, честной матери нашей, невесте Христовой, благовременно взывая: приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля и возвѣстит нам путь свой, и прочее (Иса. 2, 3).

Гл. 2. Итак чада Христовы, сыны святой Божией церкви, благосклонно прочитавшие это сочинение о восьмидесяти ересях и вместе со мною переплывшие таковую пучину вышеупомянутых нелепых учений, и перешедшие такую страшную и безводную пустыню, призовем Господа всяческих! Давно уже мы этого желали, и в каждом месте рассуждения об этих ересях, мы чувствовали себя как будто в Мерре (Исх. 15) и в жажде, когда странствовали по этой страшной непроходимой пустыне и постоянно встречались с ложным учением еретиков. А теперь воскликнем и сами: имже

311

 

 

образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе Боже (Псал. 41, 2); и еще: когда прииду и явлюся лицу Божию (ст. 3)? Поэтому и мы скорее призовем Его, но не так, как призывал невесту Жених её и Господь, и Владыка, и Царь, и Бог, и Поборник, а призовем как рабы Его, согласно с Ним и сами говоря: гряди от Ливана невесто: потому что вся добра ecu, и порока несть в тебе (Песнь песн. 4, 8. 7). Ты рай великого Художника, град святого Царя, невеста не скверного Христа, чистая Дева, обрученная в вере одному только Мужу, славная, проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце, ужас яко вчиненны (6, 9); ублажаемая царицами, воспеваемая наложницами и восхваляемая дщерями (срав. ст. 8), восходящая от пустыни (3, 6), убелена и утвержаема о брате своем (8, 5), дышущая миром, восходящая от пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливан, от благовоний мироварца, давшего свое благовоние (3, 6)! Провидя Его, она говорила: миро излиянное имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя (1,2). Ты стала одесную Царя, рясны златыми одеяна и преиспещрена (Псал. 44, 10. 14); ты не имеешь ничего мрачного, некогда была очернена, теперь же прекрасная и убеленная (Песнь песн. 1, 4—5)! О если бы прибегши к тебе, мы отрешились от встречавшихся нам доселе ненавистных деяний еретических, успокоились

312

 

 

от бурного треволнения их и отдохнули в тебе, святая мать наша Церковь, в святом твоем учении и в святой и единственно истинной вере Божией! Но я начну поведать чудное об этом святом граде Божием; ибо преславная глаголашася о нем, как говорит пророк: преславная глаголашася о тебе граде Божий (Псал. 86,3). Это для всех людей недостижимо, для неверных чуждо, а для людей верных и следующих истине отчасти достижимо, согласно с обетованием, что это будет даровано им от их Владыки в царствии небесном, где сама святая Дева и наследница с Женихом своим на небе получила жребий и наследие.

Гл. 3. Прежде всего должно признавать, что Бог есть Бог для всех нас, рожденных от этой святой Церкви: это первое доказательство истины и утверждение веры этой единой Девы, святой и незлобивой голубицы, о которой Господь Духом открыл Соломону в Песни песней и говорил: шестьдесят суть цариц, и осмьдесят наложниц, и юнот, имже несть числа. Едина есть голубица Моя, совершенная Моя (6, 7—8), с двукратным повторением: Моя и Моя. Ибо Его голубица и Его совершенная; так как другие, хотя и называются так, но не суть Его, а она дважды так именуется. О других не сказал: восемьдесят наложниц Моих; впрочем царицам ради славного наименования уделил особенную честь; на-

313

 

 

ложниц же объявил совершенно чуждыми. Указавши какое именно число их, мы принуждены в этом месте обратиться к исследованию высшего смысла, для того, чтобы не опускать этого, как маловажного, но посредством истинных умосозерцаний исследовать слова с помощью истинных Писаний; потому что написанного числа во всяком случае не должно оставлять без внимания, и содержащееся в числе не может быть чем либо напрасным, и то, что записано, не может считаться праздным. Царицы — это души, уже ранее поименованные в родословии; ибо царю сопутствует многое множество, а поелику царь есть глава, то как в теле, хотя много членов, однако начиная от головы все тело считается за одного человека; так и зависящее от одного царя все множество подвластных царю должно быть сообразно с ним одним.

Гл. 4. Таким образом царицею назван род Христов, не потому однако же, что как бы весь род царствовал, но потому что один род, познавши Господа, под именем мужа, носит чин и самое достоинство царское. Так например Адам и весь род его вместе с ним будет считаться царицей, и его первенство и патриархальная власть, царствовавшие вместе с теми, которые соединены с ним познанием о Боге и ради того, что он удостоился быть первозданным, а равно по при-

314

 

 

чине того, что он первый явил раскаяние, как известно это из истории. За тем после него Сиф и все люди его рода, и Енос, и Каинан, и Малелеил, и Иаред, и Енох, и Мафусал, и Ламех, и Ной. Число этих святых исчисленных в отдельности по родам показано у Матфея. У него вносится шестьдесят два рода и отчества по именам знаменитейших мужей, имевших познание о Боге, или за какое либо другое отличие сделавшихся причастными царской славе и величию; исчисление доводится до пришествия Христова. От Адама до Ноя прошло десять родов, и от Ноя до Авраама других десять; от Авраама до Давида — четырнадцать; от Давида до пленения (вавилонского) — четырнадцать и от пленения до Христа — четырнадцать (Матф. 1). Таким образом от Адама до Христа — шестьдесят два рода, которые ради краткости считаются за шестьдесят. Ибо и в пустыне, хотя было семьдесят два финиковых стебля, однако Писание наименовало только семьдесят (Исх. 15, 27). И позванных на гору упоминается семьдесят, хотя их вместе с Елдадом и Модадом оказывалось семьдесят два (Числ. 11, 27). И переводивших Библию при Птоломее, хотя было семьдесят два, но ради краткости мы привыкли говорить: перевод семидесяти. Так и теперь шестьдесят цариц, думаю, названы, по исключении излишнего и недостающего чисел, средним чис-

315

 

 

лом шестьдесят для прообразования и возведения ума к совершенному созерцанию; поелику шестью десятками исполняется шестидневный период, чтобы из каждого рода составилось число святых душ, в Боге царствующих по вере. Поэтому и в Кане Галилейской оказывается шесть каменных водоносов, которые, опустевши снова наполнялись, вмещая в себе по двема или трием мерам (Иоан. 2, 6—7), что относится к мере полноты Ветхого и Нового Завета и Троицы. В этих водоносах, наполненных ради веселия брачного и сынов человеческих, вода претворена была в чистое вино. Отсюда и шестиугольником называется у математиков фигура, посредством трех и семи измеряемая в числе: двадцать одно. Шестиугольник этот обозначает полноту всего видимого пространства, потому что заключающийся в нем четырехугольник совершает, так сказать, четверичное число, а основание и вершина, в виде кровли, —  число шесть.

Гл. 5. Чтобы не делать речи обширною, я признаю достаточным то, что сказано о шестидесяти царицах, то есть о родах, исчисленных до пришѳствия Христова. Сколько же родов было после Христа и до ныне, это известно только Самому Господу. Ибо ни у кого не приведены и не расположены числа эти по родам, а между тем число цариц закончено и как бы запечатлено до времени Его плотского при-

316

 

 

шествия. За остальное же время после этого жившие писатели или составители памятных записей, или летописцы, или историки исчисляют уже не роды, но преемство царей и времена по числу лет каждого царя, так что из всего этого разумному человеку очень легко понять, что и по этому исследованию все время сокращено в числе шестидесяти двух родов до Христа, потому что после Христа, как ясно из этого рассуждения, уже не по родословиям исчисляются времена мира, который получил совершение в единстве времени, обозначаемым по неизменному определению изволения Божия; тем же изволением определяется и скончание века и переход в век будущий. Поэтому сказано: едина голубица Моя, совершенная Моя (Песнь Песн. 6, 8), так как бы до неё все оканчивается: и времена, и лета, и годы, и расстояния родов, по царям ли, или по консулам, по олимпиадам ли, или по времени управления будет считаться век. Восемьдесят же наложниц — это те, которые находятся в промежутке между временем цариц и ранее царства Христова, то есть веры, этой невесты и девы, не скверной и голубицы, единственной у матери и родительницы.

Гл. 6. Церковь и произошла от одной веры, рождена через Духа Святого, есть единая у единственной и единой родительницы. А все, какие произошли после неё и прежде, наимено-

317

 

 

ваны наложницами, которые не совсем чужды были завета и наследия, но не получили дара от Слова и не приняли в себя Духа Святого, а только возимели общение с Словом в совести своей. Прекрасно выражаются евреи о наложнице, называя ее фелегесфа: фелег, значит — половина, есфа, —жена*), так что наложница есть как бы половина жены. Ибо что касается Господа, Он всех призвал в свободный свет, сказав: так как вы свет имате в вас самих, ходите во свете (Иоан. 12, 35); и святой Апостол говорит; вы сынове дне есте и сынове света (1 Сол. 5, 5); и еще в Божественном Писании сказано: всяк делаяй злая ненавидит света, и не приходит к свету (Иоан. 3, 20). Так и наложницы не явно, не совершенно и не с приданым берутся мужьями и, хотя бы имели с ними телесное сожительство, однако не могут иметь чести, наименования, постоянства, равно как принесенного с собою приданого, брачных подарков и наград, и близости законной жены. Итак исчисленные по порядку ереси суть наложницы, как я сказал выше, и пусть никто не удивляется, что их восемьдесят, хотя

___________________

*) Евр. פִּלֶּגֶשׁ (Быт. 22, 24; 25, 6) и полнее, с добавлением אִשָּׁה —жена (Суд. 19, 1), происходит от פָּלַג —делить, откуда халд. פֵּלַג —половина (Дан. 7, 25).

318

 

 

каждая из них называется в каждой стране разными наименованиями. Но должно заметить и то, что часто какая нибудь ересь, разделившись сама на себя, распадается на многие части и наименования. И не удивительно: так действительно и бывает. Мы находим еще и число: восемьдесят одно: одно—ради одной, из всех выделенной, которая стала достоянием одного Жениха и чтится от Него таким наименованием: едина есть голубица Моя; и еще: совершенная Моя, тогда как все наложницы не благородны и не отличаются незлобием, чистотою и кротостью. Начиная от варварства и скифства и кончая выше поименованными массалианами, их числом семьдесят пять. К ним примыкают: еллинство, от которого произошли ереси еллинские; иудейство, от которого ереси иудейские, и самарянство, от которого ереси самарянские. Если приложить эти три к числу семидесяти семи, то получится полное число восемьдесят. За тем остается одна, то есть святая, вселенская Церковь, и христианство, поистине сначала так наименованное с Адамом и прежде Адама, и прежде всех веков со Христом, волею Отца и Сына, и Святого Духа, и со всеми в каком бы то ни было роде благоугодившими Богу, составлявшее предмета веры, и во время пришествия Его в мир ясно открытое, и ныне, после всех этих ересей, наложниц, нами

319

 

 

опять воспеваемое, как того требует порядок речи.

   Гл. 7. Само Слово в книге Песнь Песней так исчислило, сказавши: шестьдесят цариц, и осмьдесят наложниц, и юнот, имже несть числа. Едина же, говорит, есть голубица Моя, совершенная Моя: едина есть матери своей, избранна есть родившей ю (6, 7—8). И наконец показывает, каковою она найдена будет всеми, как честнейшая всех и всеми владычествующая и для Него единая избранная, чада которой суть наследники Царя, и истинные чада, как чада обетования, а не чада рабынина (Гал. 4, 28—31), и не дети наложницы, или других, без числа указываемых. Ибо если и Авраам имел детей от наложницы Хеттуры, то дети Хеттуры не оказываются сонаследнаками Исааку, но получили только дары (Быт. 25, 6), как бы по завещанию, чтобы этот образ вел нас к высшему смыслу речи, дабы никто не отчаивался в призвании Христовом. Дары, которые Авраам дал Измаилу и сыновьям Хеттуры, были образом грядущих благ, получаемых при обращении душ к вере и истине. Агари, рабыне (Гал. 4, 22) и изгнанной Авраамом (ст. 30), которая есть образ нижнего Иерусалима, рабствующего с чады своими (ст. 25), о котором сказано: я отверг матерь вашу (Ос. 2) и еще: я дал книгу распутную (Матф. 19,7; Втор. 24,1—3)

320

 

 

в руки ей, — этой-то рабыне, разумею Агарь, ради образного указания на надежду обращения, он дает мех воды, дабы показать силу бани пакибытия (Тит. 3, 5), данную в дар жизни неверным и для обращения всех народов к познанию истины. У сыновей же Хеттуры дарами были деньги, золото и серебро, одежда и все то, что Авраам тайно заключил в мешках их: ливан, смирна и золото, полученные им от царей Содомских и Гоморрских, когда Ходоллогомор, Варса и прочие цари взяли в плен Содомлян, Гоморрян и прочих, получили в добычу коней и множество пленных людей и расхитили имущество каждого из них, множество денег и прочего (Быт. 14). Сам Авраам когда возвратился от поражения царей, не дерзнул отвергнуть уже предназначенное Господу Богу, но дал это в дар, вместе с другими, и сыновьям своим от Хеттуры, как мы нашли о том сведения в преданиях Евреев *).

Гл. 8. Во время же пришествия Христова те же самые дети Авраама от Хеттуры, изгнанные Авраамом, отошедшие и поселившиеся в Аравийских пределах страны Магодии, то есть происшедшие через преемство родов от семени их волхвы (маги), увидевши звезду, пришли и принесли Христу в Вифлеем те-

___________________

*) См. Вегеschith rabbah in Genes. 25 cap.

321

 

 

же самые дары и даяния в сопричастие той же самой надежде (Матф. 2). Об этих дарах ясное представление дает Пророк, говоря: прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским (Иса. 8, 4); ибо все это во времена Авраама, как я сказал выше, взято было из Дамаска и Самарии пришедшими царями. Итак когда же Он принял эти дары, прежде неже разумети назвати отца или матерь, как не тогда, когда пришли волхвы и открыли влагалища свои, или сокровища, как читается в некоторых списках, и принесоша смирну, ливан и злато (Матф. 2, 11)? Видишь ли, как согласуются слова истины и последовательность событий? как и эти ереси суть наложницы, и дети их приняли дары? Они, одно имя принявшие, только названные именем Христа, лишь немного восприняли изречений от Божественного Писания, чтобы чрез них уразуметь истину, если хотят; если же не хотят, но возвратятся к Ироду (а им возвещено было не возвратитися ко Ироду, но иным путем удалиться в отечество свое, ст. 12), и если не исполнят повеленного, то тщетны для них дары, как и для тех (волхвов) пришествие (ко Христу), если возвратятся к Ироду, потому что подобно сему и те же самые ереси искажают учение Божественного слова.

322

 

 

Гл. 9. Итак вот кто восемьдесят наложниц, число которых указывается. А царицы суть исчисления по родам души, то есть, мужи и патриархи; юноты же, имже несть числа, означают рассеянные по всему миру секты философские и образ жизни каждой души, как похвальный, так и непохвальный. Но кто исчислит разнообразие мира сего? Сколько у еллинов возникло других учений после вышесказанных четырех замечательнейших! Да еще и после тех ересей и следовавших за ними различные души и умы сколько произвели, в юношеской кичливости, сект, сообразно своему произволению? Как например те, которые называются Пирронянами и другие весьма многие, имена и мнения которых я приведу по порядку и в отдельности. И хотя о многих из них дошло до моего сведения, но какая это часть из всех находящихся в мире? Из них есть еллинские, из которых первым с самого начала я приведу мнение и учение Фалеса Милетского.

Сам Фалес Милетский, один из семи мудрецов, объявил началом всего воду. Из воды, говорить он, все произошло и опять в воду разрешится.

Анаксимандр, сын Праксиада и тоже Милетский, утверждал, что началом всего служит беспредельное: из него все происходить и в него все разрешается.

323

 

 

Анаксимен, сын Эвристата, тоже Милетский, говорит, что начало всего есть воздух, и что все произошло из него.

Анаксагор, сын Игисивула, из Клазомен, утверждал, что началом всего служат подобные частицы (омиомерии).

Архелай, сын Аполлодора, а по некоторым Мильтона, Афинянин, естествоиспытатель, говорит, что все произошло из земли; ибо она есть начало всего, как он утверждает.

Сократ, сын Элвагла, или Софрониска и повивальной бабки Фенареты, учитель нравственности, говорил, что человеку должно заниматься только тем, что касается его самого, а больше ничем.

И Ферекид говорил, что земля произошла прежде всего.

Пифагор Самосский, сын Мнисарха, утверждал, что единица есть Бог и без неё ничто не произошло. Он говорил также, что не должно приносить в жертву богам животных или есть что либо из одушевленного, равно как и бобы, а мудрецам — пить вино; говорил, что все находящееся под луной, страстно; а находящееся превыше луны бесстрастно; говорил также, что душа переходить во многих животных; приказывал ученикам своим молчать в продолжении пятилетнего времени и наконец наименовал себя самого Богом.

Ксенофан, сын Ореумена, Колофонский,

324

 

 

утверждал, что все произошло из земли и воды; ничто из существующего, как он говорил, не истинно; таким образом непреложное нам неизвестно, а во всем, особенно же в невидимом, встречается лишь кажущееся.

Парменид, сын Пирита, родом Элеат, также говорил, что началом всего служить беспредельность.

Зенон Элейский, еристик *), одинаково с другим Зеноном, говорит, что земля неподвижна, и что никакое место не пусто. Он говорит так: движущееся движется или в том месте, где оно есть, или в том, в котором его нет; но оно не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, в котором его нет: следовательно ничто не движется.

Мелисс, сын Ифагена, родом Самосец, утверждал, что все есть едино и ничто по природе непрочно, но все силою разрушимо.

Левкипп Милетский, а по некоторым Элейский и также еристик, утверждал, что все заключается в беспредельном, и что все существует только призрачно и мнимо, и ничто не существует поистине, но является так, как весло в воде.

Димокрит, сын Дамасиппа, из Абдеры, утверждал, что мир беспределен и лежит

___________________

*) Еристиками (спорщиками) назывались философы Мегарской школы, у которых особенно развито было искусство спорить, диалектика.

325

 

 

над пустотой; утверждал также и то, что один конец всего, и что благодушие есть самое лучшее, а скорби — пределы зла; кажущееся справедливым не есть справедливое, несправедливое же противно природе; говорил, что законы суть злое измышление, и что мудрец не должен повиноваться законам, но жить свободно.

Митродор Хиосский утверждал, что никто ничего не знает; но то, что нам кажется, будто мы знаем, мы точно не знаем, и чувствам доверять не должны, ибо все существует только призрачно.

 Протагор, сын Менандра, из Абдеры, утверждал, что богов нет, и что вообще Бог не существует.

 Диоген Смирнский, а по некоторым Киринейский, думал также как и Протагор.

Пиррон из Элиды, сделав свод всех учений других мудрецов, написал на них возражения, опровергая их мнения, и ни к какому учению не склонился.

Эмпедокл, сын Метона, из Агригента, ввел четыре первородные стихии: огонь, землю, воду и воздух, и говорил, что прежде стихий существовала вражда. Ибо сначала, утверждает он, все было разделено, а теперь соединилось, как он говорит, по силе взаимной дружбы. Итак, по его учению, два начала и две силы:

326

 

 

вражда и дружба, из которых одна соединительная, а другая разделительная.

Гераклит, сын Влесона, Ефесский, говорил, что все состоит из огня и опять в огонь разрешится.

Некто Продик называет богами четыре стихии, за тем солнце и луну; ибо от них, говорил он, на все изливается жизненная сила.

Платон Афинянин говорил, что существует Бог, вещество и вид, а мир произведен и подвержен порче; душу же он называет не рожденной, бессмертной и божественной; говорит, что она состоит из трех частей: разумной, раздражительной и вожделевательной; говорил также, что браки и жены должны быть у всех общи, и никто не должен иметь собственною одну жену, но желающий должен сожительствовать с произволяющими.

Аристипп Киринейский, бывший чревоугодником и любострастным, утверждал, что наслаждение есть конечная цель души, и что кто наслаждается, тот счастлив, а кто совсем не наслаждается, тот весьма несчастен и злополучен, как говорят.

Феодор, прозванный атеистом, утверждал, что слова о Боге —пустословие, ибо он думал, что Божества нет и ради этого убеждал всех красть, нарушать клятву, грабить и не умирать за отечество; он говорил, что одно для всех отечество — мир; говорил, что только

327

 

 

счастливый хорош, но что несчастного должно избегать, хотя бы он был и мудрец, и что неразумного и непокорного должно считать богачом.

Игисий Киринейский утверждал, что нет ни дружбы, ни благодарности; ибо это, по его словам, не существует, но или воздает благодарность нуждающийся, или благодетельствует получивший нечто лучшее; говорил также, что и дурному человеку полезно жить, и мудрому —умереть, так что за это некоторые назвали его уговаривающим к смерти.

Антисфен, от матери Фракиянки, а сам Афинянин, прежде сократик, а потом циник, утверждал, что не должно соревновать другому в злодеяниях или перенимать одному от другого постыдное; —что городские стены ненадежны против внутреннего предателя; непоколебимы же и несокрушимы стены души.

Диоген, циник из города Синопа, лежащего при Понте, во всем был согласен с Антисфеном. Он утверждал, что доброе сносно для всякого мудреца; все же прочее или ничто, или одно пустословие.

Кратис из Фив Виотийских, тоже циник, говорил, что нищета есть свобода.

Аркесилай утверждал, что истина достижима только для Бога, для человека же нет.

Карнеад думал одинаково с Аркесилаем.

Аристотель, сын Никомаха, по мнению не-

328

 

 

которых, был Македонянин из Стагиры; а как другие говорят, родом Фракиец. Он говорил, что два начала всего; Бог и вещество; и что находящееся превыше луны управляется Божественным промыслом, а то что ниже луны существует без промысла и носится каким-то неразумным стремлением, как бы случайно; он говорить также, что есть два мира: высший и низший; высший нетленен, а низший тленен; и что душа есть ентелехия тела*).

Феофраст Ересийский думал одинаково с Аристотелем.

Стратон, из Лампсака говорил, что теплота есть причина всего; говорил также, что части мира беспредельны и что никакое животное не имеет способностей.

Праксифан Родосский думал одинаково с Феофрастом.

Критолай, Фасилит, думал одинаково с Аристотелем.

Зенон, Китиейский, стоик, утверждал, что не должно богам строить храмы, но иметь Божество в одном только уме; даже более того — считать Богом ум, ибо он бессмертен; умирающих должно бросать животным или в огонь; любимцами пользоваться беспрепятственно. Он говорил также, что всем

___________________

*) Душа называется у Аристотеля ентелехией (постоянством, непрерывностью) тела, как начало связующие все отправления органической жизни в одну общую, целесообразную деятельность.

329

 

 

управляет Божество; причины вещей заключаются частью в нас, а частью не в нас, то есть одни из дел зависят от нас, а другие не от нас; говорил и об отделении души от тела и называл душу многолетним духом; говорил также, что она не всецело нетленна, ибо от долговременности истощается до исчезновения, как он утверждает.

Клеанф говорит, что доброе и прекрасное состоит в удовольствии; человеком называл одну только душу, а боги, говорил он, суть таинственные образы и священные названия; солнце называл пламенником, мир — местом посвящения в таинства, а вдохновенных Божеством — совершителями их.

Персей учил одинаково с Зеноном.

Хризипп Солейский написал, что законы ничего не значат: сыновьям, говорил он, должно иметь совокупление с матерями, а дочерям с отцами. В остальном он согласен был с Зеноном Китиейским. Кроме того он говорил, что можно есть мясо человеческое; говорил также, что конечная цель всего есть сладострастие.

Панэтий Радосский говорил, что мир бессмертен и не стареет; прорицание он принимал за ничто и отвергал то, что говорится о богах: ибо говорил, что речь о Боге есть пустословие.

Посидон Апамейский говорить, что величай-

330

 

 

шее для людей благо есть богатство и здоровье.

Афинодор Тарсийский думал одинаково с Хризиппом и учил одинаково с Зеноном.

Епикур, сын Неоклея, воспитанный в Афинах, проводил любострастную жизнь и не стыдился публично сожительствовать с распутными женщинами. Впрочем мы прежде, сказали о нем *). Кроме того он говорил, что богов нет, но что все управляется одним случаем, и ничто в жизни не добровольно: ни учение, ни образованность, ни другое что либо, но все у всех бывает недобровольно. Поэтому не должно ни порицать кого бы то ни было, как утверждает Епикур, ни восхвалять, ибо всякий делает это недобровольно. Говорил также, что не должно бояться смерти; утверждал, как я уже сказал прежде, что все составлено из атомов и что мир находится в беспредельном пространстве.

Гл. 10. Это — еллинские философы, о которых дошло до нашего сведения. Что же касается до мнения других, живущих в земле варварской, в Елладе и в стране Римской и в иных местностях вселенной, то в племени Индийском насчитывается семьдесят две нелепых философских секты, гимнософистов и брахманов, (они одни только и стоят похвалы), затем лжебрахманов, мертвоядцев,

___________________

*) См. ч. 1, стр. 42 -43

331

 

 

студодеев и бесчувственных, о которых и о гнусных делах ими совершаемых говорить особо мы сочли излишним и нестоящим: так велика в этих людях испорченность, и столько в них худых дел. Говорят, что еще в Мидии существуют шесть различных ересей; а за тем в Эфиопии и у Персов, в Парфии, Еламитиде, Каспии, в стране Германской, в Сарматии, между Давнами 1), у Закхов 2) и Амазонок, у Лазов 3) и Ивирийцев 4), и Воспоринов 5), у Гилов 6), Серов 7) и других народов какое разнообразие законов и сколь безмерное множество философских сект и ересей! Так мужчины Серские заплетают волосы, и когда сидят дома намащают себя благовониями и нежатся, чтобы нравиться женщинам; а женщины, наоборот, остригают волосы на голове, опоясываются мужским поясом и делают все дела, относящиеся к обрабатыванию земли. У Гилов, в противность здравому смыслу, делающие худое восхваляются самими законами. А у Греков сколько таинств и обрядов! Так женщины совершаю-

___________________

1) Жителями южной Италии, в Апулии.

2) Жителей Нумидии, в Малой Азии.

3) Лазы—народ в Колхиде, на Кавказе.

4) Жителей нынешней Испании.

5) Прибрежных жителей морей Фракийского (Черного) и Киммерийского (Азовского).

6) Жителей северной Мидии, на южном берегу Каспийского моря.

7) Жителей Серики, в восточной Азии.

332

 

 

щия Мегарские празднества и Фесмофории 1) различаются между собою в обряде. Есть еще и другие таинства — Елевзинские в честь Дио 2) и Ферефатты 3), на которых в сокровенных местах происходят срамные дела и, говоря скромнее, обнажение женщин; при этом являются тимпаны, жертвенное печенье, круговое движение, корзина, выделанная шерсть, кимвал и особый напиток, приготовленный в стакане. Есть и другие таинства—Пифийския в честь Архемора 4) и Истмийския в память Афамаса 5) и Меликерта, сына Ино 6). А сколько мужчин и женщин носили мужской член из фигового дерева и сколько при этом студодейственных обрядов! А люди, совершающие служение Рее, отсекают у детей мужской детородный член и оставляют их без всякого признака детородных частей, так что, не будучи рождены женщинами, они не могут быть и мужчинами. Есть и другие — служители Диониса 7):    они посвящают Куретов в таинства и в деление жертвенного мяса, носят венок из змей и восклицают: уа, уа! 8)

___________________

1) Торжества в честь Деиетры или Цереры.

2) Дио — тоже что Деметра.

3) Церсефоны или Прозерпины.

4) Сына Ликургова.

5) Сына Эолова, царя Орхоменского, отца Фрикса и Геллы.

6) Ино — дочь Кадма.

7) Иначе — Вакха.

8) Торжественный крик в празднествах Вакха.                                                    

333

 

 

призывая ли Еву, обольщенную змием, или с густым придыханием звука произнося имя змия по еврейски. Ибо словом: Ева с тонким придыханием евреи означают имя жены, а с густым: гевиа — змея 1).

  Гл. 11. Что еще сказать? Не достанет у меня времени рассказывать о невыразимо многочисленных различиях людей по добродетели и порочности. Так, например, сколько в стране египетской совершающих таинства в честь Кроноса, которые связывают себя железными цепями, носят длинные волосы и грязную и смешную одежду, вдевают кольца в свои ноздри на каждый праздник Кроносу в так называемом Асти (это главный город между селениями в местечке, называемом Просонитидою), и это в то время, когда они совершают беззаконные торжества при всенародном собрании и рукоплесканиями и оргиями ознаменовывают неистовые священнодействия! Но это люди совершенно погибшие. И у других сколько подобного! Таковы например жители Вутийской провинции или самого городка Вуто 2), питающие Гарпократа 3), уже старики возрастом, которые в священный день месяца возбуждаются демоном совершать фантастические

___________________

1) Евр. חוח—Ева (жизнь, Быт. 3, 20), а אויח - зверь, животное, пресмыкающееся, змей (Дан. 4, 12).

2) Близ устьев Нила, в Египте.

3) Сын Изиды, Бог тишины у Египтян.

334

 

 

и уступленные обряды Ора 1). Каждый из граждан и притом уже чрезвычайно старый, вместе с юношами одинакового образа мыслей и людьми других возрастов, начиная с юношеского, а равно и жрецы самого Ора и Гарпократа, обрившие себе волосы на голове, не стыдясь принимаюсь на себя вид рабский, отвратительный и мальчишеский. Они пускаются в игры, и в глазах людей разумных, которые признают их отдавшимися демону, они представляются неистовыми, безумными и достойными смеха. Они стремительно несутся, и обмазавши сначала лица ячменною и пшеничною мукою и другими съестными предметами, погружают лицо в кипящий котел и таким образом лживым чудом возбуждают народ к исступлению, и, снявши рукою с лица муку, передают ее каждому из просивших, для получения здоровья и как врачевство от болезни.

   Гл. 12. Если бы я начал рассказывать о совершающих оргиях Мемфисянках и Илиополянках 2), тимпаном и флейтою приводящих себя в состояние изступления, о Коритидах и Триеритидах 3), в Вафии и Менуфитиде 4), выходящих из пределов стыда и женского приличия, то какое обилие слов и какое обшир-

___________________

1) Сын Озириса и Изиды (см. Герод. 1,144.156).

2) Мемфис и Илиополь — города в Египте.

3) О совершающих служение Коре и Вакху.

4) Местности в нижнем Египте.

335

 

 

ное сочинение потребовалось бы для того, что бы после изложения вышеупомянутых ересей мне можно было присоединить к тому еще несказанное множество их? Да если бы я и взял на себя этот чрезмерный труд, то я должен был бы оставить несовершенным обозрение их; поелику сказано: юнот, имже несть числа (Песнь Песн. 6, 7). Сюда относятся обряды, совершаемые в городах: Саисе, Пелузиуме, Вувасте и в Абиде 1); священные рощи Антиноя 2), и совершаемые в них таинства, затем таинства в Фарвите или обряды с козлом в Мендисе 3), таинства, совершаемые в Вусприсе, Севенните и Диосполисе 4). Так, например, одни совершают обряды над ослом в честь Сифа, или Тифона, другие совершают празднества в честь Тифрамвы, означающей Гекату, иные в честь Енеффы, иные совершают служение Фермуфи; а иные — Изиде 5). И сколько еще можно говорить о подобных вещах, на описание которых в отдельности потратится много времени. Поэтому вообще речь можно вполне заключить словами: юнот, имже несть числа. А что касается других еще многих

___________________

1) Города в нижнем Египте.

2) Антнной был красивый юноша из Вифинин, любимец императора Адриана, погибший во цвете лет и записанный в число богов, по повелению Адриана.

3) Фарвит и Мендис — города в нижнем Египте.

4) Города в нижнем Египте.

5) Имена богинь египетских.

336

и исступленные обряды Ора 1). Каждый из граждан и притом уже чрезвычайно старый, вместе с юношами одинакового образа мыслей и людьми других возрастов, начиная с юношеского, а равно и жрецы самого Ора и Гарпократа, обрившие себе волосы на голове, не стыдясь принимают на себя вид рабский, отвратительный и мальчишеский. Они пускаются в игры, и в глазах людей разумных, которые признают их отдавшимися демону, они представляются неистовыми, безумными и достойными смеха. Они стремительно несутся, и обмазавши сначала лица ячменною и пшеничною мукою и другими съестными предметами, погружают лицо в кипящий котел и таким образом лживым чудом возбуждают народ к исступлению, и, снявши рукою с лица муку, передают ее каждому из просивших, для получения здоровья и как врачевство от болезни.

Гл. 12. Если бы я начал рассказывать о совершающих оргии Мемфисянках и Илиополянках 2, тимпаном и флейтою приводящих себя в состояние исступления, о Коритидах и Триеритидах 3, в Вафии и Менуфитиде 4), выходящих из пределов стыда и женского приличия, то какое обилие слов и какое обшир-

____________________

1) Сын Озириса и Изиды (см. Герод. 1, 144.156).

2) Мемфис и Илиополь - города в Египте.

3) О совершающих служение Коре и Вакху.

4) Местность в нижнем Египте.

335

 

 

ное сочинение потребовалось бы для того, чтобы после изложения вышеупомянутых ересей мне можно было присоединить к тому еще несказанное множество их? Да если бы я и взял на себя этот чрезмерный труд, то я должен был бы оставить несовершенным обозрение их; поелику сказано: юнот, имже несть числа (Песнь Песн. 6, 7). Сюда относятся обряды, совершаемые в городах: Саисе, Пелузиме, Вувасте и в Абиде 1); священныя рощи Антиноя 2), и совершаемыя в них таинства, затем таинства в Фарвите или обряды с козлом в Мендисе 3), таинства, совершаемыяе в Вусприсе, Севенните и Диосполисе 4). Так, например, одни совершают обряды над ослом в честь Сифа, или Тифона, другие совершают празднества в честь Тифрамвы, означающей Гекату, иные в честь Енеффы, иные совершают служение Фермуфеи; а иные – Изиде 5). И сколько еще можно говорить о подобных вещах, на описание которых в отдельности потратится много времени. Поэтому вообще речь можно вполне заключить словами: юнот, имже несть числа. А что касается других еще многих

____________________

1) Города в нижнем Египте.

2) Антиной был красивый юноша из Вифинии, любимец императора Адриана, погибший во цвете лет и записанный в число богов, по повелению Aдpиана.

3) Фарвит и Мендис - города в нижнем Египте.

4) Города в нижнем Египте.

5) Имена богинь египетских.

336

 

 

таинств, ересеначальников и расколовводителей, то началовожди их у персов называются магусеями, у египтян пророками, устроителями таинств недоступных и священных и волхвами, у вавилонян - газаринами, мудрецами и заклинателями, у индийцев - эвилеями и брахманами, у эллинов же есть священнотаинники и храмоблюстители, множество циников и началовожди несказанного множества других философов.

Гл. 13. Так называемые у персов магусеи, о которых я сказал выше, гнушаясь идолами, покланяются однако же идолам: огню, луне и солнцу. Еще другие в Элладе, называемые мисы и авии, употребляют в пищу лошадиное молоко и живут в совершенно дикой стране. И как много ум человеческий может собрать великих имен и показать, как разнообразны и те юноты, которых хвалят и имже несть числа! Из них одни действительно заслуживают похвалы, а другие не заслуживают, одни по собственному соображению составляют для себя закон и строгость жития, и открыто ходят с длинными волосами, а другие святые братия сидят дома во власянице и посыпанные пеплом; еще иные прововодят жизнь в чрезвычайной строгости и постах, и в трудах ради Бога, с юношескою ревностью и совершенною в отношении к Жениху совестью; другие же, как я сказал выше,

338

 

 

не правильно, но по какому-то предубеждению ума, упрямо, с юношеским безрассудством поступают вопреки истине. Так Закхей, недавно скончавшийся в горной стране около Иерусалима, провел жизнь, ни с кем вообще не молясь вместе; при этом он, будучи мирянином, дерзновенно касался святых тайн и безрассудно решался на священнодействие. Другой некто, который некогда был мужем отличавшимся высотою жизни, живший в монастыре в египетской пустыне, и еще иной, обитавший на горе Синайской, - оба они увлечены были сновидениями до того что, не принявши рукоположения епископского, решались сами восседать на кафедре и совершать дела епископские. Иные же, - и таких не мало, - по юношескому безрассудству, дерзнули, вопреки постановлениям закона, оскоплять себя. Другие, по-видимому, также юношески смелые, из православных, вопреки правилам церковным, дерзают собирать у себя собрания и даже без разрешения вселенского собора перекрещивать приходящих к ним из ариан, когда это дело, как я сказал, еще не решено собором, так как люди еще доселе живут смешанно, и из них многие православные, но лицемерно совершают свойственное священникам, доколе не последует отлучение такой богохульной ереси и состоится определение против нее. Из этих таким образом перекре

339

 

 

щивающих собственною властью до нашего слуха дошло сведение об одном пресвитере, живущем в стране ликийской. Есть и в других местах некоторые, из коих каждый молится сам по себе, а вовсе не с кем-либо. Иные, вопреки постановлению Церкви, надевают цепи на шею. Поэтому в конце всего рассуждения я сказал о юнотах, не имеющих числа, и по собственному соображению юношески поступающих, не ко благу или совершенствованию себя в различных видах мудрости: в благоразумии, мужестве, целомудрии и справедливости; из них некоторые поступают юношески упрямее других и отвращают себя самих от истины, так что им нет числа.

Гл. 14. Но единая голубица и святая дева - Церковь исповедует Бога Отца и Сына и Святого Духа; Отца совершенного, Сына совершенного и Духа Святаго совершенного; Троицу единосущную и Троицу неслиянную; но Сына, истинно от Отца рожденного и Святого Духа не чуждого Отцу и Сыну; Троицу, всегда сущую и никогда не нуждающуюся в прибавлении, не имеющую в себе чего-либо подчиненного, но возводимую к единому единству и к одному началу Бога и Отца. Этою Троицей, - Отцем и Сыном и Святым Духом все создано, некогда не сущее, ни существующее вместе с Богом, ни прежде Его быв-

339

 

 

шее, но приведенное из небытия в бытие Отцем и Сыном и Святым Духом. Сей Отец и Сын и Святой Дух удостаивал от века являться святым Своим в видениях, насколько каждый мог вмещать по сообщенному ему от Бога дарованию какое даровал Он каждому из удостаиваемых, как например созерцать Отца, насколько каждый мог слышать глас Его и вмещать. Так устами Исаии Он говорил: се уразумеет Отрок Мой возлюбленный (Иса. 52, 13). Это глас Отца. Так и Даниил видел Ветхаго денми (Дан. 7,9). Это видение Отца. Так и еще у пророка сказано: Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12, 10). Это глас Сына. А у Иезекииля сказано: и взя мя Дух и вывел меня на поле (Иез.3, 12. 22). Это относится к Святому Духу. И много подобного можно сказать, но мы привели по памяти не многое только отчасти, мимоходом; а для показания свойств Церкви предложим два изречения из бесчисленного множества изречений, заключающихся в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета. Церковь исповедует, что сам Господь создал тело Адаму и вдуну в него дыхание жизни (Быт. 2, 7), сотворив Ему душу живую; что дал закон Моисею Сам Бог Отец и Сын и Святый Дух, едино Божество; — что пророки были посланы тем же самым Божеством; что Сам

340

 

 

Бог наш есть Бог Иудеев и христиан, призвавший к оправданию Иудеев, не отрицавших пришествия Господа нашего Иисуса, спасающего всех, живущих по истинной вере Его и не отрицающих истины проповедания евангельского Его учения. Ибо пришел, истинно пришел Единородный: так содержит матерь наша Церковь. Она есть тихое пристанище мира, веселие, дышащее благовонием кипра*) в винограде (Песнь Песн. 1, 13); она приносит нам лозу благословения и дарует нам на каждый день избавляющее от болезней питие - кровь Христову, чистую и истинную.

Гл. 15. Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы, что Он приял тело воистину, а не призрачно, — плоть истинно, тело истинно, с костями, жилами и со всем тем, что есть у нас, ничем от нас не отличаясь, разве только славою Своей святости и Божества и тем, что Он есть сосуд святыни и правды. Все в Нем совершенно безгрешно, и Он имеет душу человеческую воистину и ум человеческий воистину; но при этом мы не утверждаем, будто ум есть ипостась, как говорят иные. В Нем не было никакого пятна греховного: уста Его не солгали, губы не произнесли лести (1 Петр. 2, 22), сердце не склонилось к раздражению, ум не совратился

____________________

*) Кипр благовонное дерево.

341

 

 

к тому, о чем непристойно мыслить, плоть не сделала того, что относится к плотскому удовольствию. Он есть Бог совершенный от вечности, не пришедший только пожить в человеке, но есть Само Слово вочеловечившееся, не изменившееся по естеству, но совосприявшее в Божество собственное человечество. Он был в утробе Девы воистину и изшел из утробы путями рождения непостыдно, чисто, неоскверненно; был воспитан и взят на руки Симеоном и Анною; был носим Mapиeю, и начав ходить, отправлялся в путешествие, стал отроком, укрепился возрастом, и все имел в Себе в совершенстве, считался по числу лет и по числу месяцев. Он носим был во чреве, родился от жены, был под законом (Гал. 4, 4); пришел на Иордан, крестился от Иоанна, хотя и не нуждался в омовении, но сделал это ради порядка требуемого человечеством Его, не желая нарушить правды законной, дабы исполнена была, как Он Сам сказал, всякая правда (Матф. 3, 15), и дабы показать, что Он облекся истинною плотью, истинным человечеством. Он сошел в воду, более давая, нежели приемля, скорее доставляя, нежели имея недостаток, освящая ее и облекая силою во образ имеющего в Нем совершиться, дабы воистину уверовавшие в Него и имеющие веру истинную познали, что Он истинно во

342

 

 

человечился, истинно крещен был, и таким образом чрез Его снисхождение и сами, приступая к Нему, приняли в себя силу Его схождения и просветились Его световодительством, в чем исполнилось бы пророческое изречение: в изменение силы, в дарование спасения от силы хлеба, от Иepyсалима получаемой, и от крепости воды. Здесь во Христе утверждается сила хлеба и крепость воды, чтобы не хлеб был для нас силою, но сила происходящая от хлеба; хлеб есть пища, но в нем заключается сила к оживотворению. И вода не для того только, чтобы делать нас чистыми, но чтобы силою воды посредством веры, деятельности, надежды, совершения таинств и призывания имени освящающего мы достигли совершения спасения. Христос вышел из Иордана, услышал глас Отца (Матф. 3, 17), произнесенный в слух бывших тут учеников, дабы показать, кто есть свидетельствуемый; между тем как Дух Святый сошел в виде голубя, как мы говорили в рассуждениях о многих ересях. Чтобы Троица была признаваема неслиянною, Дух принял вид голубя в собственной ипостаси, и Дух воссел на Иисуса и сошел на Него, чтобы виден был свидетельствуемый, дабы плоть Его, как святая и боголюбезная, и богоугодная, засвидетельствована была Отцем и Духом, дабы Отец проповедан был,

343

 

 

как благоволивший и возвестивший плотское пришествие Сына, дабы Сын явлен был, как истинный, и дабы исполнилось сказанное: и по сем на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3,38). После того, как вышел из Иордана, Он несомненно и истинно был искушаем от диавола в пустыне и последи взалка (Матф. 4, 2) сообразно порядку и истине плотского пришествия. Затем избрал учеников, проповедал истину, исцелял болезни, спал, алкал, путешествовал, совершал Божественныя знамения, воскрешал мертвых, подавал зрение слепым, укреплял хромых и расслабленных. Как Он проповедал благовествование истины, царствие небесное и человеколюбие Свое и Отца и Святаго Духа: так Он же истинно претерпел за нас страдание во плоти и в совершенном вочеловечении, пострадав воистину на кресте, при чем Божество пребывало с Ним, но не превратилось в страдательное состояние, а осталось бесстрастным и неизменным. При этом ясно уразумеваются две стороны дела: Христос страждет за нас плотию, но бесстрастен пребывает в Божестве; не так, впрочем, чтобы человек был сам по себе и Божество Само по Себе, но Божество соприсутствовало, однако не страдало по причине чистоты и несравнимости Своего существа. Страдал Христос во плоти и умерщвлен был во плоти,

344

 

но всегда живет в Божестве и воскрешает мертвых. Тело Его погребено было воистину и пребыло три дня бездушным, бездыханным и неподвижным, обвитое плащаницей, положенное во гробе, заключенное под камнем, с наложением печатей; Само же Божество не было заключено или погребено; но Оно со святой душой снизошло в преисподнюю и извело оттуда пленные души, сокрушило жало смерти (I Кор. 15, 55—56), расторгло запоры и вереи несокрушимые (Псал. 106, 16) и разрешило болезни ада собственною властью; вышло вместе с душою из ада; не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления (Деян. 2,81; сн. 27 и Псал. 15,10). Божество воскресило эту плоть, или воскрес Сам Господь Бог, Слово и Сын Божий душою и телом, и всем сосудом; так что наконец этот сосуд соединился с духом, и стало духовным самое тело, некогда подлежавшее осязанию и преданное бичеванию, по свободному изволению Божества, допущенное до искушения от сатаны и подвергавшееся алчбе, сну, утруждению, печали и сетованию.

Гл. 16. Эго самое святое тело наконец соединилось с Божеством, так что Божество навсегда соединилось с потерпевшим таковые страдания телом. Ибо воскрес Иисус и соединил его в Себе, в один дух, в одно единство, в одно славословие, в одно Божество Свое. Он являлся воистину и был ося-

345

 

 

зан Фомою (Иоан. 20, 27 и дал.), вместе с апостолами ел и пил, и пребывал с ними сорок дней и сорок ночей (Деян. 1, 3). Он вошел в дом дверем затворенным (Иоан. 20, 19. 26), и вошед, показывал Свои жилы и кости, язву гвоздинную и место прободения копием и тем давал разуметь, что самое тело было истинное, но только соединено было в одно единство и одно Божество, уже не ожидая страдания, уже не умирая, как говорит святой Апостол: Христос воста, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает (Рим. 6, 9). Таким образом подвергавшееся страданию явилось бесстрастным, т. е., Божеством с телом и душой и всем свойственным человеку, кратко сказать, само-Богом. Возшед на небеса, Он седе одесную Отца во славе (Евр. 1, 3; 8, 1), не отложивши тела, но образовав его в духовное, в совершенстве единого Божества. Так и наши тела, сеемые ныне душевными, имеют восстать духовными, сеемые ныне в тлении, имеют восстать в нетлении, сеемые ныне в смерти, имеют восстать в бессмертии (1 Кор. 15, 42. 44. 53). Если же таковы будут наши тела, то насколько преимуществует то святое, неизъяснимое, несравнимое и чистое, соединенное с Богом, наконец единственное и единообразное тело? Об этом свидетельствует и Апостол, говоря: аще и разумехом по плоти

346

 

 

Христа, но ныне ктому не разумеем (2 Кор. 5, 16); говоря это, он не отделяет плоти от Божества, но представляет ее как существующую и с Богом соединенную, но существующую уже не по плоти, а по духу, как говорить он (Рим. 8, 1 ), по духу святыни из воскресенья от мертвых Господа нашего Иисуса Христа (1, 4). Его то Церковь исповедует вместе и Богом, бесстрастным и пострадавшим, погребенным и воскресшим, и возшедшим во славе, грядущим судить живых и мертвых, как я сказал, воистину, царствию Которого не будет конца (Лук. 1, 33).

Гл. 17. И тому верует святая матерь наша Церковь, как и её самой истинно проповедано и истинно повелено было, что мы умрем и воскреснем с этим телом, с этою душою и со всем вашим сосудом, да приимет кийждо, яже содела (2 Кор. 5, 10). Ибо что воскресение мертвых, вечное осуждение, царствие небесное, упокоение для праведников, наследие верных, и лик общий с ангелами, соблюдшими веру, чистоту, надежду и заповеди Господни есть истинно, это и проповедано, и утверждено, и служить предметом веры, потому что сии воскреснуть в живот вечный, согласно написанному в Евангелиях (сн. Иоан. 5, 29 и Матф. 25, 46). Что говорить и Апостол, и все Священные Писания, то является истинным, хотя бы неверующими и худо разумеющими и

347

 

 

было принимаемо иначе. Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь, спасающая верою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовию Христа в исповедании, в таинствах и в очистительной силе крещения, как сказано: шедше крестит во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28, 19), во имя Божественной Троицы, не имеющей в наименовании ничего различного; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан и возвещен, Отец и Сын и Святой Дух, не Божество, представляющее в Себе какое либо слияние, но Троица истинно совершенная: совершенный Отец, совершенный Сын и совершенный Дух Святой, едино Божество, един Бог, Которому слава, честь и держава во веки веков, аминь.

Гл. 18. Такова вера и действие нашей жизни; это утверждение истины; это дева Христова и голубица незлобивая; это жизнь, надежда и утверждение нетления. Но умоляю всех вас читателей этого сочинения быть снисходительными к моему смирению и немощи слабого ума моего, который уже оцепенел от великого яда ересей, почувствовал к нему отвращение и как бы выплевывает и извергает его. Умоляю простить меня за то, что я на словах относился к некоторым жестоко и называл некоторых бродягами,

348

 

 

шарлатанами, заблудшими и обольстителями. Хотя мы и не имеем обычая легкомысленно осмеивать кого либо, но по причине великой тяжести этого яда мы признали необходимым обращаться к ним с такими словами, дабы устранить мысль некоторых, могущих подумать, будто тем самым, что мы не обнаруживаем их явно, хотя и раскрыли их учение и действия, отчасти имеем согласие в мысли с лжеучением, заключающимся в каждой из ересей. Я сделал и небольшое предисловие в начале сочинения, предупреждая об этом самом и прося снисхождения, чтобы кто либо не напал на нас за неприятность, думая, что мы прибегаем к осмеянию, потому что нас преодолевают. В предисловии же мы показали и то, о каких ересях мы намеревались говорить, на сколько книг разделили все сочинение, о скольких и о каких именно ересях намеревались сказать в каждой книге; и здесь я снова упоминаю о том же для того, чтобы читатели отовсюду получили пользу.

Гл. 19. Написано всего три книги в семи отделениях. В первой книге заключаются 46 ересей, расположенных по числу наименований и по связи первой ереси со второй, и так далее до последней, заключающейся в книге, так что первая книга в трех отделениях содержит 46 ересей; вторая книга 23 ереси в двух отделениях, а третья книга 11 ересей в двух

349

 

 

отделениях. Итак, всех вас, участвовавших в труде нашем и великодушно раскрывавших и прочитавших это наше сочинение, увещеваю и прошу приобрести от него пользу, а дурное в ересях удалить от ума. Ибо не для вреда мы раскрыли их, но для пользы и предостережения от подпадения прелести вышеупомянутых ересей. За тем, прочитавши весь этот труд или отдельные части его, помолитесь за нас и попросите, да даст нам Бог часть во святой и единой вселенской и апостольской Церкви, истинной, животворной и спасительной и да избавить нас от всякой ереси. А если, как люди, мы но могли до конца постигнуть непостижимое и неизъяснимое Божество, но, находясь в затруднительном положении при защищении Бога, вынуждены были изъясняться по человечески и увлекаемы были смелостью,—за то, если прощает Бог, простите и вы сами. И опять молитесь, чтобы Господь дал нам ту, о которой мы просили Его, часть во святой Его вере, единой, свободной от всякого противоречия, и даровал отпущение многих моих согрешений во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым слава Отцу со Святым Духом во веки, аминь.

Гл. 20. Итак о том, что в отношении к вере содержит эта единая вселенская Церковь, незлобивая голубица, единая у мужа сво-

350

 

 

его, как сказано: единая есть голубица Моя, равным образом и о множестве юнот, имже несть числа, мы кратко сказали, а также и о единосущии Отца и Сына и Святого Духа, о плотском и совершенном пришествии Христа и о других членах веры. Теперь мне необходимо еще добавить немногое о постановлениях Церкви и отчасти о виде тех постановлений, о том, что собственно сохранялось в ней и сохраняется или по повелению, или по свободному пред избранию, так как Богу приятна добродетель, которой Он научает. И прежде всего основанием, так сказать, и ступенью в ней служить девство, в котором подвизаются, которое соблюдают и прославляют многие. Тому же самому девству сопутствует уединение, соблюдаемое весьма многими монахами и монахинями. За ним следует воздержание, поставленное на том же самом пути. Потом вдовство с осторожным и не скверным образом жизни. За этими степенями следует честный брак, пользующейся всякою честью, особенно же в единобрачии и соблюдении заповедей. Если же кто либо по смерти своей жены или какая либо жена по смерти мужа пожелали бы вступить во второй брак, то это дозволяется именно только по смерти первого мужа или первой жены. Венец же всех этих степеней, или матерь, так сказать, и родительница, есть святое священство,

351

 

 

в которое вступают по большей части из девственников; а если не из девственников, то из монашествующих; а если бы не было способных к этому служению из монашествующих, то из воздерживающихся от собственных жен, или овдовевших после единобрачия. Второбрачного не дозволяется в Церкви принимать в чин священства, хотя бы он и воздерживался от жены, или был вдов, разумею чин епископский, пресвитерский, диаконский и иподиаконский. За этим чином священства следует учреждение чтецов, в которое могут быть избираемы лица из всех состояний, то есть из девственников и монашествующих, и воздерживающихся от жен, и овдовевших и еще находящихся в честном браке; а если бы была надобность, то даже и из вступивших после смерти первой жены в брак со второю. Ибо чтец не есть священник, но как бы книжник слова Божия. Еще есть диакониссы, которые поставляются на служение при одних лишь женщинах, ради благопристойности, когда настоит нужда, при крещении, или при осмотре тел их; сами они также единобрачны и воздерживающиеся от мужей или овдовевшие после первого брака, или же приснодевы. За ними следуют заклинатели и переводчики с одного языка на другой или в чтениях, или в беседах. На конец трудящиеся, заботящиеся о телах умер-

352

 

 

ших, привратники и все другие должности благочиния.

Гл. 21. Священный собрания установлены апостолами в среду, пяток и воскресенье; в среду и пяток бывает пост до часа девятого *), поелику при наступлении среды Господь был взят, а в пяток распят на кресте. И апостолы предали нам повеление держать посты в эти дни во исполнение сказанного: егда отъят будет от них Жених, тогда постятся в тыя дни (Лук. 5, 85). И не для того, чтобы мы сделали угодное Пострадавшему за нас, установлен для нас пост, но дабы исповедывали, что страдание Господа, которое Он восприял за нас, служит к нашему спасению, и дабы посты эти были для нас пред Богом умилостивлением за наши грехи. Этот пост соблюдается во весь год во святой вселенской Церкви, разумею в среду и пяток до часа девятого, кроме пятидесяти дней одной только Пятидесятницы, в каковые дни ни коленопреклонений не бывает, ни пост не установлен. Вместо же собраний к девятому часу, бывающих по средам и пяткам, в другие дни, как и в день воскресный, собрания бывают утренние и кроме того еще в 50 дней Пятидесятницы, как я уже сказал, не бывает, а также и в день Бого-

____________________

*) По нашему исчислению до третьего часа пополудни.

353

 

 

явления, когда родился во плоти Господь, не позволено поститься, хотя бы этот день случился даже в среду или пяток. Но по доброму изволению подвижники Церкви постоянно, кроме воскресного дня и Пятидесятницы, постятся и постоянно совершают бдения; а все воскресные дни святая вселенская Церковь считает радостными и собрания в них совершает с утра, но не постится, так как непоследовательно было бы поститься в воскресный день. Четыредесятницу, предшествующую семи дням святой Пасхи, также Церковь имеет обыкновение соблюдать, проводя ее в постах, но воскресные дни не вполне, даже и в самую Четыредесятницу. Кроме того шесть дней Пасхи *) весь народ проводить в сухоядении, то есть употребляя тогда лишь хлеб, соль и воду около вечера. Более усердные усиливают пост вдвое, втрое и вчетверо, а некоторые остаются без пищи целую неделю до пения петухов при наступлении воскресного дня. Бдений совершают шесть, и собраний—тоже шесть, и притом во всю Четыредесятницу от девятого часа до вечера. В некоторых местах бдение совершают только в ночь с четвертка на пяток и на воскресенье; а в некоторых местах совершение таинства Евхаристии бывает в четверток в

____________________

*) Разумеется страстная неделя.

354

 

 

девятом часу, и таким образом бывает отпуст, так как присутствующие при богослужении пребывали в сухоядении. В иных местах не бывает совершения таинства Евхаристии, кроме как только при наступлении воскресного дня, когда отпуст бывает около времени пения петухов; так бывает в день воскресный и в торжественный и великий день Пасхи, как установлено. Другие же таинства, как например крещение и сокровенные таинства, так совершаются, как содержит предание евангельское и апостольское

Гл. 22. Что касается скончавшихся, то во имя их совершают поминовения, состоящие в молитвах, совершении богослужения и таинства Евхаристии. Сверх того постоянно бывают в святой Церкви утренние песнопения и утренние молитвы, а вместе с тем и светильничные псалмы и молитвы. Из монашествующих некоторые живут в городах, а некоторые и в монастырях пребывают, и от мира далеко отшельничествуют. Некоторым угодно было носить на голове длинные волосы, конечно, ради особенного образа жизни, по собственному соображению, так как ни Евангелие этого не предписало, ни Апостолы не приняли. Святой апостол Павел отверг этот обычай. Соблюдаются в той же самой вселенской Церкви и другие похвальные роды жизни, например, когда воздерживаются

355

 

 

от всякого рода мяса, четвероногих, и птиц и рыб, от яиц и сыра, а также и другие различные роды жизни, потому что кийждо по своему труду мзду приимет (1 Кор. 3, 8). Притом одни воздерживаются от всего этого; а другие только от мяса четвероногих, но принимают в пищу мясо птиц и все остальное; иные же воздерживаются и от мяса птиц, а принимают в пищу только яйца и рыбу; другие не принимают в пищу даже и яиц. Иные держатся рыбной пищи, а другие и от рыб воздерживаются, но принимают сыр; другие же не принимают и сыра. Некоторые воздерживаются даже и от хлеба; другие от древесных плодов и вареного. Многие спят на земле. Иные даже не обуваются. Некоторые носят сокровенную власяницу, при чем хорошо, если носят ее ради добродетели и покаяния; ибо неприлично выступать во власянице открыто перед всеми, как делают некоторые; и неприлично также, как мы говорили, ходить открыто и в веригах, как то угодно было некоторым. Весьма многие воздерживаются от бани. Некоторые настолько отреклись от мира, что придумали для себя какие либо легкие и не затруднительные ремесла, чтобы только не проводить жизнь праздную и не есть хлеба задаром. Очень многие подвизаются в псалмопениях и молитвах непрестанных, в чтениях Священного Писания и в заучивании его на память.

356

 

 

Гл. 23. Что касается странноприимства, человеколюбия и милосердия ко всем, то этот плод святой вселенской и апостольской Церкви всем проповедан. Вместо устаревшего обрезания она имеет крещение во Христе. Допускает покой в великую субботу вместо субботы малой. Воздерживается от общения со всеми ересями. Запрещает блуд, прелюбодеяние, распутство, идолослужение, убийство и всякое беззаконие, волшебство, колдовство, звездочетство, гадания, наблюдение жребиев, заклинаний и ношение амулетов, или так называемых филактерий *); запрещает зрелища, конские ристалища, охоту и музыкальные увеселения; всякое злословие, наветы, всякое состязание, богохульство, несправедливость, корыстолюбие и ростовщичество. Не одобряет барышников и считает их беднейшими из всех. Приношения принимает от людей, не обижающих других, не поступающих беззаконно, но праведно живущих. Молитвы повелевает воссылать Богу непрестанно, со всяким постоянством, напряжением внимания и коленоприклонением в установленные дни ночью и днем. В некоторых местах делают собрания и по субботам. Не везде, но у лучших людей наблюдается обычай совсем не клясться, ни порицать, ни проклинать по повелению Самого Спасителя (срав. Матф. 5, 34 и дал. и др.),

____________________

*) Хранилищъ (Матф. 23,5) Объяснение слова см. ниже, стр. 370.

357

 

 

ни лгать, насколько возможно. Очень многие продают имение свое и раздают нищим.

Гл. 24. Таков образ сей святой Церкви с изъясненною выше верою ее, и таковы законоположения, в ней наблюдаемые. Таков образ Церкви, составившийся из Закона и Пророков, Апостолов и Евангелистов, как бы какое доброе противоядие, составленное из многих благовоний во спасение употребляющим его, изволением Отца и Сына и Святого Духа. Таковы свойства этой чтимой невесты Христовой. Таково ее приданое и завет наследия; такова воля Жениха ее небесного, Иисуса Христа Господа нашего, чрез Которого и с Которым Отцу слава, честь и держава со Святым Духом во веки веков, аминь.

Все находящиеся при нас братия свидетельствуют вам свое почтение, особенно Анатолий, с великим трудом и добрым произволением потщившийся написать и исправить эти замечания и книги против восьмидесяти ересей, а вместе с ним и Ипатий, честнейший диакон, сделавший список с этих книг в тетрадях, за которых помолитесь, честнейшие и поистине вожделеннейшие братия. Мир Господа нашего Иисуса Христа и благодать, и истина по повелению Его со всеми вами, добротолюбивейшие и возлюбленные братия аминь.

Конец третьей книги святого Епифания против ересей.

358


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.