Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. Против Коллиридиан

ПРОТИВ КОЛЛИРИДИАН, 

приносящих жертву Mapии, пятьдесят девятая, а по общему порядку семдесят девятая ересь.

 

Глава 1. После вышеизложенной дошла до нас молва о другой ереси, ο которой мы уже упомянули не много раньше в послании, написанном в Аравию о Марии *). Эта ересь появилась в Аравии из Фракии и верхних частей Скифии и доведена была до нашего слуха. Она в глазах людей разумных также оказывается смешною и достойною презрения. Но мы начнем и ее изобличать и рассуждать о ней: потому что она также, как и другие подобные ей, будет признана заключающею в себе более неразумия, нежели мудрости. Ибо как указанные выше еретики, измыслившие нечто оскорбительное о Марии, сеют в умах людей вредные мысли, так и эти уклонившись в другую сторону, оказываются на краю погибели, так что и на них исполнится изречение некоторых из языческих

_________________

*) Против Антидикомарианитов, гл. 23.

 

 

философов: крайности сходятся *); потому что одинаковый вред в обеих этих ересях: и когда уничижают святую Деву, и когда, напротив, прославляют ее сверх должного. Да и кто учит этому, как не женщины? Ибо женский пол удобопреклонен к падению, не надежен и малодушен. И кажется диавол изрыгнул это самое чрез женщин: как раньше чрез Квинтиллу, Максимиллу и Прискиллу изрыгнул он нелепые учения **), так и теперь. Некоторые женщины, украсивши какую-то ко­лесницу или четверо-угольное седалище, разо­стлавши на нем белое полотно в один из праздничных дней года, в течении нескольких дней предлагают хлеб и возносят жерт­ву во имя Марии. Потом все они причащают­ся от хлеба, как мы отчасти об этом гово­рили в послании, писанном в Аравию. Теперь же яснее скажем о том и, испросивши по­мощи у Бога, по возможности присовокупим опровержение, чтобы, пресекши корни этой идо­лопоклоннической ереси, с помощью Божиею, мы могли отклонить некоторых от такового безумия.

Гл. 2. Итак, рабы Божии, воспримем дух мужества и рассеем безумие этих женщин.

_________________

*) Изречение находится у философа Платона в VIII книге его Республики.

**) См. ересь 28 и 29, а по общ., порядку 48 и 49, гл. 1 и 2.

278

 

 

Ибо все это есть вымысл женский и недуг вновь обольщаемой Евы, или лучше льстивое обещание змия, зверя-соблазнителя, говорившего с нею, ничего не приносящее с собою и обещанного не исполняющее, но только причи­няющее смерть, называя не сущее сущим и посредством видения древа производя преслушание и отвращение от самой истины и обра­щение к многоразличному. Что посеял оболь­ститель, о том можно судить по словам его: будете яко бози (Быт. 3, 5). Так и дух этих женщин обольщается гордостью вышеназванного зверя, которою он естественно причиняет смерть, как я часто говорил. Прежде всего, если сразу обозреть все, бывшее от века и доныне, то кому не будет ясно, что это есть научение и прикрытое действие демонов и чуждая здравого разума попытка? От века ни­когда не священнодействовала женщина, даже и сама Ева, хотя и учинила преступление, но совершить столь нечестивое дело не дер­знула; равным образом и ни одна из дочерей ее, между тем как и Авель вскоре священнодействовал Богу, и Каин пред лицом Господа закалал жертвы, впрочем неприятные Ему, и Енох благоугодил Богу и преложен был (Быт. 5, 22. 24), и Ной от избытков сохраненного в ковчеге принес благодарственные приношения Господу, представляя свиде­тельство признательности и исповедуя благо-

279

 

 

дарение Спасшему его. Также и праведный Авраам священнодействует Богу и Мелхиседек, священникъ Бога Вышняго (Быт. 14, 18), и Исаак оказывается благоугодным Богу, и, как мог, принес жертву на камне, возлив на не­го елей из сосуда (Быт. 28, 18). Из сыновей его Левий оказывается восприявшим непрерыв­ное священство. Из того же самого рода были воспринявшие священнический чин: Моисей — пророк и священнотаинник, Аарон и дети его Елеазар и Финеес и Ифамар — внук его. Но для чего мне говорить о множестве священнодействовавших Богу в Ветхом За­вете? Так например Ахитов является священнодействующим, также Кориты, Герсониты и Мерариты, удостоенные быть в левитском чинe (Числ. гл. 3), дом Илия (1 Цар. 1) и следовавшие за ним из родства его в доме Авимелеха и Авиафара — Хелкия и Вузий до Иисуса — великого священника и Ездры — священ­ника и других. И нигде не говорится, чтобы женщина священствовала.

Гл. 3. Перейду к Новому Завету. Если-бы установлено было Богом, чтобы женщи­ны священствовали, или совершали что либо каноническое в Церкви, то более всего долж­но было бы в Новом Завете облечь саном священства саму Марию, удостоившуюся вос­принять в недрах своих Царя всех, Бога небесного, Сына Божия; чрево которой содела-

280

 

 

лось храмом и уготовано было в жилище Гос­пода в домостроительстве воплощения по человеколюбию Божию и поразительному таинству. Но так не благоволил Бог. Даже и совер­шать крещение не доверено было ей, — хотя бы Христос скорее мог быть крещен от нее, нежели от Иоанна. Однако Иоанн, сын Захарии, облеченный властью отпущения грехов, совершил крещение в пустыне; отец же его священствовал пред Богом и во время каждения видел видение (Лук. 1, 10 и дал.). Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Фома, Фаддей и Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Кананит и Матфей, избран­ный в пополнение двенадцати (Деян. 1, 26), — все эти избраны были в Апостолы, священно­действуя благовествование по всей земле (Рим. 15, 16), вместе с Павлом и Варнавою и про­чими, и являясь началовождями таинств вместе с Иаковом, братом Господним и первым епископом Иерусалимским. От этого еписко­па и от вышепоименованных Апостолов уста­новлены преемства епископов и пресвитеров в доме Божием; но нигде не сказано, чтобы в числе их поставлена была женщина. Бяху же, сказано, у Филиппа благовестника, дщери четыре прорицающыя (Деян. 21, 9), но не священнодействующие. И бе Анна пророчица, дщи Фануилева (Лук. 2, 36), но священство ей не было вверено; ибо должно было исполниться на-

281

 

 

писанному: и прорекутъ сынове ваши, и дщери ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят (Иоил. 2, 28; Деян. 2,17). А что существу­ет в Церкви чин диаконнис, то это не для священнодействия и не для поручения им чего либо подобного, но ради охранения чести женского пола, или во время крещения, или при надзоре за страданием, или болезнью, и в то время, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодейству­ющими, но только диакониссою, которая получает приказание от священника заботиться в потребную пору для женщины при обнажении тела ее, чем весьма благоразумно и соответ­ственно церковному постановлению поддерживает­ся и благочиние учреждения (диаконисс) и цер­ковное благоустройство. Поэтому слово Божие не позволяет женщине ни в церкви глаголати, ни властвовать над мужем (1 Кор. 14, 35). Да и много можно говорить об этом.

Гл. 4. Должно обратить внимание и на то, что до тех пор, пока была нужда в церковном чине диаконисс, их Церковь именовала вдовицами, а еще более старых — старицами, но никогда не повелевала им быть пресвитершами, или священницами. Даже и диаконы в церковном чине не облечены правом совер­шать какое-либо таинство, но только служить при совершении таинств. Откуда же опять у нас возникла эта новая басня? Откуда это

282

 

 

ослепление женщин и женское неистовство? От­куда это зло, снова воспитываемое женщиною, из­ливающее в наши умы женственные мысли и производящее своего рода сладострастие, кото­рое покушается вынудить несчастную природу человеческую выступать из пределов предле­жащей цели? Но приимем дух Иова; вооружим­ся твердостью борца; восприняв во уста пра­ведный его ответ, скажем и сами: яко едина от безумных жен возглаголала ecu (Иов.2, 10). Ибо не покажется ли это безумным всякому, имеющему смысл и стяжавшему его в Боге? Не идолопоклонническое ли это дело и не диавольское ли покушение? потому что диавол все­гда, под предлогом справедливости подкрады­ваясь к разуму человеческому, воздавая божескую честь смертной природе, представлял пред очами людей человекообразные фигуры при помо­щи разнообразных искусств. И служившие предметом поклонения умерли, а изображения их, никогда и не жившие (ибо никогда не жив­шее не может быть мертвым), предлагают для поклонения, так что разум, удалясь от единого и единственного Бога, впадает в блужение, подобно общей для многих блуднице, которая раз­жигается с крайним неприличием к соитию со многими и отвергает целомудрие законного супружества с одним мужем. Подлинно, свя­то было тело Марии; и однако же она — не Бог. Подлинно Дева была девою, и почтенною; од-

283

 

 

накож она дана нам не для поклонения, но сама покланяется Рожденному от нее по пло­ти и Сошедшему с небес из недр Отчих. Поэтому Евангелие предохраняет нас, говоря словами самого Господа: что Мне и тебе, жено ? не у прииде час Мой (Иоан. 2, 4), при чем в словах: что Мне и тебе, жено? назвал ее женою для того, чтобы не считал кто-либо свя­тую Деву высшею надлежащего, как бы пред­сказывая об имеющих быть на земле расколах и ересях, дабы некоторые, чрезмерно удив­ляясь Святой Деве, не впали в суесловие та­ковой ереси.

Гл. 5. Все учение этой ереси достойно презрения и есть, так сказать, старушечья басня. И какое Писание учило об этом? Какой из пророков внушал покланяться человеку, не говоря о женщине? Хотя Мария есть сосуд из­бранный, однако женщина по природе ничем от других не отличающаяся, но по разуму и чувству славою почтенная, подобно телам святых и, если сказать более для ее восхваления, подобно Илии, который был девственником от утробы матерней, и пребывает таковым навсегда, и взят на небо не видев смерти (4 Цар. 1 — 2); и подобно Иоанну, кото­рый возлежал на персяхъ Господа и егоже любляше Иucyc (Иоан. 13, 23; срав. 21, 20); и по­добно святой Фекле, которой Мария гораздо почтеннее ради домостроительства, которого она

284

 

 

удостоилась. Но ни Илия не должен быть предметом поклонения, хотя он и находится в живых; ни Иоанн, хотя посредством собст­венной молитвы и соделал он изумительною кончину свою и еще более того приял благо­дать от Бога; и ни Фекла, и никто из святых не должен быть покланяем. Да не господствует над нами древнее заблуждение — оставлять живого Бога и покланяться созданно­му от Него: послужиша, сказано, и почтоша тварь паче Творца, и объюродеша (Рим. 1, 25. 22). Ибо если и ангелам покланяться Бог не дозволил, то кольми паче рожденной от Ан­ны и дарованной Анне от Иоакима, данной от­цу и матери по обетованию ради молитвы их и всяческой заботы, и рожденной не иначе, как по естеству человеческому, как все, от се­мени мужа, и утробы жены. Хотя история Марии и предание сообщают, что отцу ее Иоакиму ска­зано было в пустыне: жена твоя зачала; од­нако это совершилось не без союза брачного и не без семени мужа Но имеющее быть предвозвестил посланный Ангел, дабы не было никакого сомнения относительно того, что дей­ствительно появилось на свет и что уже опре­делено было Богом и родилось у праведника.

Гл. 6. И повсюду мы видим Писания пове­ствующими об этом. Так Исаия предвозвещает об имеющем исполниться на Сыне Божием, говоря: се Дева во чреве зачнет, и ро-

285

 

 

дит сына и нарекут имя ему Еммануил (7, 14; св. Матф. 1, 23). Но поелику родившая бы­ла Дева и носимый в жене толкуется: с нами Бог, то, дабы в душе пророка не было сомнения о истине события, пророк усматривает то в видении и побуждаемый Духом Святым повествует и говорит: и вошел к пророчице (Иса. 8, 3), указуя на евангельский рассказ о вхождении Гавриила, который послан был от Бога (Лук. 1, 26) возвестить о вхождении в мир и рождении от Марии Единородного Сына Божия. И во чреве зачат, говорит пророк, и роди сына. И рече Господь мне: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити: прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, прииметъ силу Дамаскову, и корысти Самарийския, и прочее (Иса. 8, 3 4). Но все это еще не было со­вершившимся, а имело исполниться на Сыне Божием и сбыться спустя лет около 1600. И имевшее быть после стольких поколений про­рок созерцал как уже бывшее. Разве это была ложь? — Да не будет! Предустроенное от Бога несомненно проповедано было, как уже совершившееся, чтобы истина не пребыла не верною и чтобы не пришло в сомнение в уме пророка имевшее совершиться столь изуми­тельное и поразительное таинство. Разве ты не замечаешь относящуюся к сему самую проповедь, как говорит сам святой Исаия: яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригу-

286

 

 

 

щим его безгласен, тако не отверзает уст своих... Род же Его кто исповесть? яко вземлется от земли живот Его... И дам лукавыя вместо погребения Его, и прочее (53, 7 9). Смотри, как о предыдущем повествует, как о последую­щем, а последующее изъясняет, как уже бывшее, сказав: яко овча на заколение ведеся. Говорится, как о прошедшем; ибо не сказа­но, что возвещаемый Исаией ведется и еще не веден был, но пророком сказано было о том, как о деле уже совершившемся. Тайноводство Божие непреложно. Но от него исходя про­рок говорит уже не как о бывшем, дабы опять не дать повода к заблуждению; но говорит: вземлется от земли живот Его. Эти­ми двумя способами он показывает истину, именно словом: ведеся, — что уже совершилось, а словом: вземлется, — что после того испол­нялось, дабы из того, что совершилось, ты уразумел истинность и твердость обетования Божия, а из имевшего совершиться мог сде­лать заключение о времени откровения таин.

Гл. 7. Так и о Марии Ангел предсказывал то, что имел получить от Бога входивший в собственный дом отец ее, именно испрошен­ное чрез просительную молитву отца и мате­ри: се жена твоя зачала во чреве, — для того, чтобы твердо укрепить в обетовании ум верующего. А между тем это послужило для некоторых поводом к заблуждению. Невозмож-

287

 

 

но кому бы то ни было родиться на земле во­преки природе человеческой. Только Ему одно­му приличествовало это; только Ему одному усту­пила природа. Он, как Создатель и Властелин всего, образовал Самого Себя от Девы, как бы от земли, Бог сошедший с небес, Слово облекшееся плотью от святой Девы. Не смотря на это Дева не должна служить предметом поклонения: не должно делать ее Богом, не должно приносить жертв во имя ее, и не должно опять после стольких поколений ста­вить женщин на священство. Не благоволил Бог быть этому ни в Саломии, ни в самой Марии; не допустил Он ее до совершения крещения или благословения учеников; не повелел начальствовать на земле, а желал только того, чтобы она была святынею и удостоена была царствия Его. Ни так называемой (Рим. 16, 13) матери Руфовой, ни женам во след шедшим из Галилеи (Лук. 23, 55), ни Марфе, сестре Лазаря, на Марии, ни какой либо из святых жен, удостоенных быть спасенными Его пришествием и служивших Ему от своего имуще­ства, ни жене Хананейской (Матф. 15, 22), ни кровоточивой и исцеленной (Лук. 8, 47), ни ка­кой либо другой из живущих на земле жен не повелел усвоять это достоинство. Итак, отку­да же у нас этот кружащийся дракон? Зачем возобновляются лукавые советы? В чести да бу­дет. Мария: но покланяем должен быть Отец

288

 

 

и Сын и Святый Дух; Марии же никто не дол­жен покланяться. Не говорю жене, но и мужу; только Богу усвояется это таинство; даже анге­лы уступают место Богу в таком славословии. Итак, да изгладится худо написанное в сердце заблуждающихся! да исчезнет из глаз дурной плод древа! Да обратится опять создание ко Владыке! да обратится Ева с Адамом к почитанию Единаго Бога! да не руководится она голосом змия, но да пребудет тверда в за­поведи Божией: от древа не ешь (Быт. 2, 17; 3, 3)! Древо не было заблуждением, но чрез древо соделалось преслушание заблуждения. Да не вкушает кто-либо от заблуждения из-за святой Марии! Ибо хотя и красно древо, но не в снедь (Быт. 3, 6); хотя и весьма прекрасна Мария, и свята, и почтенна, но не для поклонения.

Гл. 8. Эти женщины возобновляют чашу приносимую Судьбе и уготовляют трапезу демону, а не Богу, согласно написанному (1 Кор. 10, 20). И питаются хлебами нечестия, как гово­рит Божественное слово: и жены их месят муку, и сынове их собирают дрова, да сотворят опресноки воинству небесному (Иер. 7, 18). Да заградятся уста таковых женщин от сказанного Иеремиею, и да не смущают они все­ленную! Пусть не говорят они: мы чтим царицу небесную (Иер. 44, 17 и дал.); ибо видел Тафнас отмщение их и места Магдальские

289

 

 

приняли тела их на гниение (ст. 1 и дал.). Не верь, Израиль, женщине! уклоняйся от совета злой женщины! ибо жена уловляет честные души мужей; ее нозе низводят употребляющих со смертию во ад. Не внимай злей жене: медъ бо каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань: последи же горчае желчи обрящеши, и изощрену паче меча обоюду остра (Притч. 5, 5. 3 4). Не верь этой злой жене, потому что всякая ересь есть злая жена, а в особенности эта ересь женская, ко­торая произошла от обольстившего первую жену. Итак, должно чтить матерь нашу Еву, как Богом созданную, но не слушать ее, да­бы не убедила она чад вкусить от древа и преступить заповедь. Пусть раскается и сама она в своем пустословии, пусть обратится стыдясь и облекаясь листьями смоковными (Быт. 3, 7)! Пусть познает ее и Адам и пусть уже не повинуется ей! ибо послушание заблуждению и противный добру совет жены причиняет смерть собственному ее мужу, и не только му­жу, но и детям. Ева преступлением низвратила создание Божие, будучи возбуждена слова­ми и обещанием змия, заблудившись от запо­веди Божией и вступивши на иной путь разумения.

Гл. 9. Поэтому всех Владыка и Спаситель, желая уврачевать болезнь, возсоздать ниспро­вергнутое и исправить недостаточное, так как

290

 

 

от жены смерть вошла в мир, Сам родился от жены — Девы, чтобы и смерть уничтожить и недостающее восполнить и уменьшенное усовершить. А зло снова обращается к нам, что­бы ввести в мир недостаточность; но уже ни юноши, ни старцы не слушаются женщины, по причине даруемого свыше целомудрия. Не играет Египтянка с целомудренным Иосифом и не развращает его, хотя и величайшую хит­рость употребила к совращению отрока (Быт. 39). Не играет человек, восприявший от Ду­ха Святого благоразумие и не теряет целомудрия, чтобы не унизить своего благородства: остав­ляет одежды и не губит тела, убегает из самого места, чтобы не попасть в сеть; наказывается временно и царствует вечно; ввергается в узилище; но для него вожделен­нее было оставаться под стражею и во угле непокровенном, неже с женою сварливою и языч­ною (Притч. 21, 9. 19). И сколько еще можно сказать? Покланяясь ли самой Марии, эти праздные женщины приносят ей печенье, или поку­шаются за нее приносить это вышепоименован­ное, пустое приношение, — то и другое нелепо и чуждо здравого смысла и, будучи совершаемо по мановению демонов, есть ханженство и обман.

Чтобы не быть протяженным в слове, я удовлетворюсь сказанным. Мария да будет в чести, покланяем же да будет Господь! Пра-

291

 

 

ведники никому не подают повода к заблуж­дению: Богъ бо несть искуситель злым, не ис­кушает же Той никогоже, ни рабы Его к обольщению. Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть раждает грех: грех же содеян, раждает смерть (Иак. 1, 1315).

Считая сказанное обо всем этом, возлюб­ленные, достаточным и сокрушивши словом истины этого, так сказать, жука, по виду золотистого, а между тем окрыленного, так ска­зать, и летающего, носящего в себе сущий яд и гибель, перейдем еще к одной остав­шейся нерассмотренною ереси, призывая Бога в предстатели и на исследование частей исти­ны и на то, чтобы Он сделал совершенным наше опровержение противного ей.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.