Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Против Иеракитов

СОРОК СЕДЬМАЯ, А ПО ОБЩЕМУ ПОРЯДКУ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ ЕРЕСЬ.

Гл. 1. После этого нечестивого и более всякой ереси ядовитого, змееобразного и зверского извержения варварского учения Манеса, восстал некто именем Иерак, от которого получили название Иеракиты. Он жил в Египетском городе Леонтополе. Получив ее малые сведения в подготовительных науках, он занялся изучением всех еллинских наук, тщательно изучил медицину и другие науки египтян и греков, вероятно коснулся даже астрономии и магии: вообще был весьма сведущ во многих науках и искусен в писательстве, как показывают его сочинения. В совершенстве он знал египетский язык, потому что родом был Египтянин; но и на греческом также не менее свободно изъяснялся: — человек способный во всех отношениях. Был он христианином, но не остался в обществе Христовом: отпал от него, пре-

78

 

 

ткнулся и сбился с пути. Изо всех сил, так сказать, изучая ветхий и новый завет, и составляя на оный толкование, он по тщеславию вносил от себя учение, какое ему нравилось в какое приходило ему в голову.

Так он совершенно отвергает воскресение плоти, но относит оное к одной только душе и называет это воскресение духовным. Собрав из Божественных писаний все, какие есть, свидетельства приспособительно к своему взгляду, он построил нелепые вымыслы и для утверждения своей ереси придумал некоторые неодобрительные средства. Так как он был «уж удивительный по своему подвижничеству и способный действовать убеждением на души, то многие из египетских монахов увлечены были им. Что касается воскресения мертвых, то — поелику он отвергал воскресение плоти, — я думаю, что он заимствовал эти мысли у Оригена, или от своего ума изрыгнул оные. Он же не допускает брака и говорит, что он свойствен ветхому завету; ибо Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона и всех святых, также Исаию и Иеремию одинаково почитает и признает пророками, и говорит, что в ветхом завете дозволено было сочетаться браком; но со времени пришествия Христова брак уже не допускается и не может наследовать царствия небесного. Ибо что, говорит, нового пришло сделать Слово? Или что нового

79

 

 

пришел проповедать и совершить Единородный? Если относительно страха Божия, то это закон имел; если относительно брака, то об этом возвестили Писания; если относительно зависти, любостяжания и несправедливости, все это содержал ветхий завет. И так Он пришел совершить только одно — проповедать воздержание в мире и избрал для себя чистоту и воздержание, без которых нельзя достигнуть жизни.

Гл. 2. Доказательства на это он собирает отвсюду. Так говорит: и святыню вашу, без которой никто же узрит Господа (Евр. 12, 14). Если же скажут ему: как же Апостол говорит: честна женитьба и ложе не скверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог (Евр. 13, 4), он тотчас же отвечает на это так: но не много после Апостол говорит: не посягшая печется о Господних, како угодити Господеви и остается девою: а посягшая печется, како угодити мужу и потому разделися (1 Кор. 7, 34). Таким образом если есть разделение, то как при разделении возможно быть единению? И если она угождает ее Ногу, а мужу: то как может стяжать наследие от Бога? Когда же Апостол говорит, что блудодеяния ради кийждо свою жену да имать (1 Кор. 7, 2): то говорит так не с тем, чтобы похвалить брак после пришествия Христова, во по снисхождению, чтобы не впали в большую погибель. Суть бо скопцы, иже иска-

80

 

 

зиша сами себе царствия ради небеснаго (Мат. 19, 12). Еще: хощу, говорит, да вси человецы будут, тоже и аз (1 Кор. 7, 7). Также: уподобися царствие небесное десяти девам: пяти юродивым и пяти мудрым (Мат. 25, 1). И мудрые девы, и юродивые девы, но только девы, уподобляются царству небесному: но не сказал Христос: замужние. Много подобного собирает он, чтобы отвергнуть брак.

Не допускает он до царствия детей, умирающих до раскрытия сознания, но отлучает их от предполагаемой надежды. Они, говорит, не наследуют царства небесного, потому что не совершили никакого подвига. Ибо аще и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет (1 Тим. 2, 5). Если же и подвизающийся не венчается, когда незаконно совершает свой подвиг: то кольни паче те, которые еще не призваны к подвигам. Не верит он также в существование чувственного рая, как и Ориген думает, и ее допускает, как я говорил, воскресения мертвых с плотью: но воскресением мертвых называет воскресение душ и передает какое-то духовное баснословие. Впрочем, в число воскресших никто не допускается, кроме девы, или монаха, или постника, или вдовицы. Об Отце, Сыне и Св. Духе думает не одинаково с Оригеном, но верит, что Сын истинно рожден от Отца и Дух Святый происходит от Отца.

81

 

 

Гл. 3. Относительно Духа Святого он говорит, как я объяснил выше в Мелхиседекианской ереси, что это есть Мелхиседек; потому что, говорит, сказано о нем, что ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Римл. 8, 26). Кто же это? Пребывает священник выну (Евр. 7, 8); а священник выну потому, что ходатайствует. Этот Дух встретил некогда Авраама, подобен же он Сыну. Посему Апостол и говорит: без отца, без матере, без причта рода. Без матере говорит потому, что не имеет матери: без отца же — потому, что не имел на земле отца. Уподоблен же Сыну Божию, пребывает священник выну. И многое пустословя о Святом Духе он составил о том большое исследование. Но совершенное утверждение своего мнения он хочет получить из Анаватика Исаии: *) именно, будто в так называемом Анаватике говорится: «Ангел, ходя предо мною, указал мне и сказал: кто это одесную Бога? Я сказал: Ты знаешь, Господи. Он говорит: сей есть возлюбленный. Но кто это другой, подобный

________________________

*) Анаватик, или «восхождение» Исаии — ветхозаветный апокриф, о котором упоминает Епифаний в другом месте своего Панария, именно в ереси Архонтиков (Гл. 2), где он говорит: «Архонтики пользуются и восхождением Исаии, и еще некоторыми другими апокрифами». Об этом же апокрифе упоминает Иероним (in Esa. 54, 4), называл его ascensio Esaiae. В апокрифе говорится, что пророк Исаия в восхищении духа восшел на седьмое небо и созерцал царство Божие. Тут он прозрел воплощение, страдание и вознесение Иисуса Христа.

82

 

 

ему, пришедший с левой стороны? И сказал я: Ты знаешь. Это Дух Святый, глаголющий в тебе и в пророках; и был, говорит, подобен он возлюбленному». Сим думает он подтвердить сказанное: уподоблен Сыну Божию, пребывает священник выну.

Итак, что может помыслить о сем ум наш в опровержение этого весьма неправильного его мнения? Гиерак умер в глубокой старости; написал многое на греческом и египетском языках: составил толкование и сочинил о шестидневном творении какие-то басни и пустые аллегории; составил и другие сочинения от Писания и сочинил много новых псалмов. Многие из искренних последователей его учения не употребляют в пищу животных. Сам Иерак вел жизнь действительно строгую: но ученики его после него жили лицемерно. Он же воздерживался от всякой пищи и ее употреблял даже вина. Некоторые говорят о нем, что проживши более девяноста лет, он до дня самой смерти своей сам писал книги: потому что был отличный писец и зрение сохранилось у него крепкое.

Гл. 4. Теперь рассмотрим его плевелы. Какою мыслью слова Божия можем мы связать и истребить этого ядовитого змия, который наподобие скорпиона поражает и спереди и сзади, т. е. из обоих заветов собирает то, что служит во вред, не в том впрочем смыс-

83

 

 

ле, будто таковы в самом деле слова Божественные, а потому что извращенный ум его светлое представляет темным? Не заслуживают порицания ни мед, ни другие снеди, созданные Богом: они прекрасны; но когда дают их кому либо одержимому горячкою, то в устах его они оказываются горькими, не потому впрочем, чтобы они из сладких сделались горькими, но потому, что вкус больного делает горькою предлагаемую ему пищу. Так и всякий отпадший от истины, не самою истиною приведен в заблуждение, но тем, что вкусил истины с горькими мыслями, потому она и обратилась для него в горечь. Но посмотрим на детей. Что мы скажем о младенцах, избиенных за Христа в Вифлееме Иудейском? Наследовали ли они царствие небесное, или нет? Наследовали, потому что они невинны. Если не наследовали, тогда виновником сего был бы сам Господь, за которого они умерщвлены. Если же они были умерщвлены за Него, не успев совершить подвигов и чрез то лишились награды: то следует, что бывшее пришествие Господа послужило более во вред миру; потому что Он был причиною того, что сии дети присуждены были преждевременно лишиться жизни и, подпавши царскому гневу, не успели совершить подвигов для получения награды.

Посмотрим и на другие доказательства. При-

84

 

 

ди ко мне блаженный и мудрейший Соломон для обличения сего Иерака. Приди сюда блаженнейший из пророков, получивший от Господа широту сердца и мудрости, яко песок, иже при мори (3 Цар. 4, 29), и скажи, что ты думаешь о детях. И говорит он: старость честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается: седина же есть мудрость человеком, и возраст старости житие не скверно. Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреди грешных преставлен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем 4, 8-12). А что он это говорит о детях, присовокупляет тотчас же следующее: скончався вмале исполни (13), т. е. как бы так говорит: умерший в юности исполнил лета долгия: угодна бо бе Господеви душа его: сего ради потщався от среды лукавствия. Также и у Иеремии говорит Господь: прежде неже создатися ти во чреве, познах тя, и прежде неже изыми тебе из ложесн, освятил тя (Иер. 1, 5).

Гл. 5. Но посмотрим на самого Спасителя, уста неложные и все знающие. Прииди Господи и помоги нашему уму изобличить Иерака и его безрассудство. Пришли, сказано, к Нему дети, да руце возложит на них и благословит: ученицы же отгоняли их и запрещали.

85

 

 

Он же рече им: оставите детей и не возбраняйте им приити ко мне: таковых бо есть царство небесное (Мат. 19, 13). Но дабы не подумали, что царство небесное принадлежит одним только детям, а не всякому возрасту, Он начинает с них, но дарует вместе с ними наследие и подобным им. Но если подобные им имеют царствовать: то кольми паче образцы тех, которые им уподобляются. Таким образом баснословное учение его пало ибо всех милует Господь: храняй младенцы Господь (Пс. 114, 5); также: хвалите отроцы Господа (Пс. 112, 1). И отроки действительно восхвалили Господа: Осанна в вышних; благословен грядый во имя Господне (Мат. 21, 9), и еще: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8, 8). Есть еще и другие подобного рода свидетельства

Гл. 6. А относительно восстания плоти почему говоришь ты, премудрый Иерак, что не будет восстания плоти? Самый способ выражения указывает его силу: ибо восстание не приписывается тому, что не упало. Но что же есть падшее, погребенное, разрушившееся? Не душа же, а тело. Душа ее падает и ее погребается. И сколько можно наговорить об этом? Не говорится: восстание души, но о теле, что оно восстает. А относительно избрания, именно что Спаситель пришел избрать девство, воздержание и чистоту, кому не известно, что сие

86

 

 

избрание составляет похвалу святой, соборной и Апостольской церкви? Но и в честном браке живущие, каждый сообразно своему состоянию, может спастися. Ибо как не признать брака честным и имеющим в Боге царство небесное, когда Сам Спаситель был зван на брак, чтобы благословить оный' Если бы Он отказался прийти на брак, то был бы разрушителем брака и не приемлющим каждого по снисхождению к его немощи. Итак, брак честен, потому что сам Господь установил оный. По сему-то и приходит на брак, дабы заградить уста говорящим против истины; там же в Кане Галилейской сотворил Иисус и первое чудо, сделав из воды вино. Ибо как от девы произошел Он, дабы показать свет, воссиявший от девы во вселенной: так и первое чудо сотворил на браке в Кане Галилейской, дабы и девство почтить своим рождением и излиянием света от него воссиявшего, и честный брак почтить божественными знамениями, из которых первое совершил на браке, претворив воду в вино. Равным образом, если бы брак был противен Ему, то почему же учитель языков заповедует, говоря: юных вдовиц отрицайся: егда бо рассвирепеют о Христе, посягати хотят, имущия грех, яко первыя веры отвергошася (1 Тим. 5, 11)? Что же он говорит? Пусть выходят замуж, рождают детей и занимаются хозяй-

87

 

 

ствол. Итак, если он допускает ото, то как же ты. Иерак. отвергаешь брак после пришествия Христа в плоти?

Гл. 7. О Мелхиседеке ты говоришь, что он есть Дух. Значит, Дух пришел и принял плоть? Значит, не один Единородный родился по плоти, но еще и Дух, бот Мария, родившая Спасителя: если же родился по плоти и Дух, то пусть скажет Иерак, где же родившая Духа? А что Апостол сказал: уподоблен Сыну Божию пребывает священник выну (Евр. 7, 3), то тут речь не о Духе Святом: ибо не сказал: подобен Сыну Божию, но — уподоблен, слово — уподоблен указывает на последующее: если после времен Авраама Дух уподоблен Христу, значит, некогда он не был таковым, потому и уподоблен Сыну Божию. И как он может быть без Отца? Если Дух существует сам от себя, а не происходит от собственной сущности Божества; то по справедливости можно было бы назвать Его не имеющим отца; ибо Сын действительно есть единородный, и брата ее имеет и есть Сын Божий. Но если мы ее называем Духа рожденным, потому что Сын единороден, а говорим, что Дух исходит от Отца и от моего приемлет (Иоан. 16,15), как говорит Христос: то исходящий от Отца и от моего приемлющий не может быть без отца. Если же Иерак скажет, что Дух без

88

 

 

матере на небеси, а без отца на земле: то это же самое можно сказать и о Спасителе. Для чего же Апостол в конце говорит еще следующее: не причитаемый родом к ним одесятствова Авраама Патриарха (Евр. 7, 6)? Слово — «к ним (ἐξ αὐτῶν)» указывает в точности смысл речи: ибо если он ее происходил от сынов Израилевых, то, конечно, вел свой род от других народов. Из-за того, что не написано ни о матери его, ни об отце, клеветники истины вымышляют то одно, то другое. Мы нашли в преданиях и мать его и отца: он был из рода Сидонян и Хананеев. Итак, баснословное учение Иерака рушилось; напрасна была и строгая жизнь его: ибо питаться предметами неодушевленными и вместе с тем иметь худую веру не составляет школы жизни и надежды спасения: все, говорит Апостол, да будет во славу Божию (1 Кор. 10, 31).

Гл. 8. Но об этом, думаю, сказано достаточно для него. Мы сломали крылья этого скорпиона и сокрушили его силу. Он подлинно крылатый змий и скорпион, имеющий разнообразные крылья и летающий; он подражает девству церкви, но не имеет чистой совести. На нем и на подобных ему исполняется слово Апостола: сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение. Освящается

89

 

 

же словом Бога живаго и молитвою; зане все добро и приятно и ничтоже отметно у Бога (1 Тим. 4, 2-5). Совершенно смешны Иеракиты тем, что каждый из них имеет у себя женщину для сожительства, а между тем обыкновенно стараются доказать, что имеют их для услуги. Но сломав, как я сказал, и его крылья и древом жизни, т. е. крестом Господа нашего Иисуса Христа сокрушив его главу, перейдем к следующим ересям, призывая самого Бога на помощь для опровержения прочих ересей и для разрушения вводимого ими в мир пустого учения.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.