Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Об Апостоликах

СОРОК ПЕРВОЙ, Α ПО ОБЩЕМУ ПОРЯДКУ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВОЙ ЕРЕСИ.

 

Гл. 1. После этих еретиков другие наименовали себя Апостоликами, а также хотят называться и апотактиками. У них соблюдается нестяжательность. И эти также суть отломок учений Татиановых, Енкратитов, Татиан и Кафаров, которые собственно не принимают брака. Но у них изменены и таинства. Величаются они нестяжательностью, между тем понапрасну раздирают святую церковь Божию, и вредят ей самовольным служением, отступив от человеколюбия Божия. Ибо у них не бывает уже принятия ни для кого из падших; а также ο браке и ο другом они мудрствуют сходно с теми, ο которых было выше сказано. Но Кафары пользуются только общепризнанными Писаниями; а эти во всем чуждаясь церковного правила, по большей части опираются на, так называемые, Деяния Андрея и Фомы.

48

 

 

Если брак мерзок, то не чисты все родившиеся от брака. И если святая церковь Божия состоит только из отрекшихся от брака: то брак уже не от Бога; и если всякое основание деторождения не от Бога, то оно чуждо Богу; и если основание деторождения чуждо Богу: то и дети чужды Богу, как родившиеся от брака. К чему же сказано: еже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. 19, 6.)? Ибо чтобы разлучать принудительно, это от человека; а произвольно воздерживаться—дело не человеческое, но Божие, как сказал Господь. И естественная нужда часто подвергается порицанию, по тому что совершается не с надлежащим соображением, но выступает из правила: ибо богочестие чуждо принуждения, а того праведность зависит —от произволения. Собственно же необходимо для богочестия, как очевидно, то, что естеству уделено природе человеческой как то: не блудодействовать, не прелюбодействовать, не распутствовать, в одно и тоже время не вступать во второй брак, не быть хищником, не обижать, не упиваться, не быть ненасытным, не идолослужительствовать, не убивать, не чародействовать, не проклинать, не быть ругателем, не клясться, и хотя приходить в негодование, но скоро укрощаться, гневаться и не согрешать, да не зайдет, солнце в гневе (Еф. 4, 26). А что сочетаваться браком благозаконно, это может сделать яв-

49

 

 

ным естество, созданное Богом и получившее на то позволение. Да и все другое сему подобное бывает таким или другим соразмерно с дозволением.

Гл. 2. Но мы начали говорить об этих еретиках. Они находятся на небольшем пространстве во Фригии, Киликии и Памфилии. Что же? Следовательно сократилась церковь, которая от концов земли до концов земли, и уже не во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Рим. 10, 18.)? А также не состоится и изречение Спасителя: будете Ми свидетели даже до последних, земли (Дея. 1. 8.)? Ибо если брак не честен, и не угоден Богу, и жизнь потеряна для брака: то пусть рождаются без брака; а если родятся от брака; то скверны по причине брака. Если же они одни не скверны, хотя происходят от брака: то брак не скверен, по тому что без него не может родиться никто в мире. Так велико заблуждение сих людей, разнообразно и по многим поводам причинившее вред роду человеческому и под благовидным предлогом уклонившее каждого из тех от истины.

Гл. 3. И в церкви есть отречение от мира; но она не гнушается браком. И в церкви есть нестяжательность; но церковь не восстает против владеющих праведным стяжанием и имеющих оное от своих родителей для удовлетворения самих себя и нуждающихся. И от

50

 

 

явств воздерживаются многие, но не надмеваются пред невоздерживающимися: ибо ядый не ядущаго да не укоряет, и не ядый ядущаго да не осуждает: ибо Господеви яст и пьет, и Господеви не яст и не пьет (Рим. 14. 3. 6.). Вот видишь: в церкви: одно одиномыслие, одна надежда, одна вера, раздаваемая каждому по его собственной силе и по его собственному подвигу в труде. Святая Божия церковь подобна кораблю. А корабль устрояется не из одного дерева, но из различных ; и хотя киль у него из одного дерева, впрочем не из одного бревна (ὀυ μονοβόλας), а якори из других 1) да и брусья и настилка на палубе, борт, стойки, и части корма, стенки, перемычки, ветрила и руль, рычаги, румпели и правила, и прочее, — все это собрано в корабле из различных дерев. А каждая из этих ересей какая-то однодеревка и не являет в себе отличительного свойства церкви. Но в святой Божией церкви есть и честный брак, и почитается таковый, по тому что честна женитва, и ложе нескверно (Евр. 13, 4.): есть удивительнейшее воздержание, и похваляется оно, по тому что церковь подвизается подвигом, и небрежет ο сем веке, как гораздо могуществен

___________________________________________________________

1) Подразумевается, вероятно вещества; в греческом подлиннике сказано: ἐτέρων.

51

 

 

нейшая; но есть также и девство и препрославлено оно, как что-то доблестное и украшенное легчайшими крилами. Находятся в церкви отрекшиеся от мира, но не надмевающиеся пред теми, которые еще обращаются в мире, а радующиеся на них, если они весьма набожны, как поступали и Апостолы, хотя сами были нестяжательны. Да и Сам Спаситель, Владыка всех, быв во плоти, не имел никакого земного стяжания, но не отвергал жен, служивших Ему и Его ученикам: ибо сказано: яже идоша по Нем от Галилеи, служаще Ему (Мф. 27, 55.) и тем, которые с Ним, от имений своих (Лук. 8, 3.).

Гл. 4. Иначе как исполнится сказанное: приидите, станьте одесную Меня благословеннии, которым Отец Мой небесный назначил царствие прежде сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: наг бех, и одеясте Мя (Мф. 25, 34-36)? На что сии могли бы делать это, если бы не совершали сего от праведных трудов (Притч. 3, 9.), и от праведных своих имений. И если бы сами эти отрекшиеся от мира и ведущие апостольский образ жизни были перемешаны с другими: они не имели бы чуждой отличительной черты, далекой от установления Божия; и если бы они отрекались от жен ради воздержания, то похвально было бы их воздержание, если бы только они не гнушались браком,

52

 

 

но ведая дело и достоинство каждого, были в общении с теми, которые еще в браке. Ибо корабль Божий принимает всякого входящего, за исключением разбойника. Зная, кто хищник и морской разбойник, корабль не принимает того, не принимает и беглеца, и вырвавшегося из под власти своих господ. Так и святая церковь Божия не допускает до себя блуда, не допускает прелюбодеяния, не допускает богоотступничества, не принимает отвергающих владычество установленных Богом Апостолами учреждений? Принимает же она иного с великою куплею, иного—по опытности в мореходстве, иного—кормчим и знатоком, одного—на носовую часть корабля, другого, — а именно обладающего наибольшим искусством не терять из виду цели,—на кормовую, иного даже как бы вместо полагаемой на дне тяжести и клади, а иного и для того только, что бы переплыть, и не потонуть в море. И если кому не подает спасения, то без сомнения не потому что у него недостает столько-то: напротив того она умеет всех спасти, но каждого по мере его собственного дела. Иначе по чему у Апостола целуют иже от дому Кесарева (Филип. 4. 22)? По чему также Апостолом сказано: если ты почитаешь неприличным для своей девицы, так она и должна поступить; пусть выходит за муж, она не согрешает (1 Кор. 7. 36)? Это слово: не согре-

53

 

 

шает, не может исполниться без помощи купели. Ибо если вси согрешиша, и лишена суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию (Рим. 3, 23. 24): то очевидно, что все оправдываются банею пакибытия (Тим. 3, 5). Ибо сия баня, омыв всякий грех покаянием, украшает душу и тело. Следовательно как на подлинную деву простирается дар крещения, так и на той, которая уже не дева, есть особенная нужда полагать печать крещения по причине греховности.

Гл. 5. Но хотя мы сказали ο деве, что она, по постановлению апостола, должна выходить замуж; пусть люди, наклонные к распущенности, не думают, будто Апостол постановил это, желая однажды посвятившую свое девство Богу совлечь с ее поприща. Ибо не о сих девах речь, а ο перешедших зрелый возраст девах, оставшихся при своей зрелости не ради девства, но за неудобством находить мужей для замужства. Апостолы, как происходившие из Иудеев, и устроявшие свою жизнь по закону, когда полагали начало проповеди, то были еще связаны постановлениями законными, не в видах какого-либо оправдания плоти, но в видах приличной твердости в законе и точного соблюдения оного. А закон удивительно проповедовал Израильтянам, чтобы не отдавали дочерей своих иноплеменникам, чтобы сии не совращали их к

54

 

 

идолам. По сему в то время каждому из веровавших было предписываемо не выдавать свою деву в замужество за Иудеев, но выдавать только за единоверных и единомысленных Христиан. Поелику же проповедь была нова; то по местам бывало еще не помногу Христиан и Христианского учения. По сему имевшие в то время дочерей девиц, не имея средств выдавать их за Христиан, много времени берегли своих девиц; а те, перезревши, по естественной нужде впадали в блуд. По тому Апостол, видя урон, происходящий от точного соблюдения сего, и дал позволение, говоря: аще ли же кто хочет деву свою... и не сказал: девство Свое, ибо говорит не ο теле своем, но об отце, берегущем девицу; а если девою своею называет и тело свое, то и это—не препятствие; и так говорит: стоит твердо умом своим, и она должна есть это сделать: да посягает, не согрешает (1 Кор. 7, 86. 87.). Да посягает, говорит, за кого окажется удобным, не согрешает. И по сему привязася ли еси жене? не ищи разрешения: отрешился ли еси жены? не ищи жены (— 27.). Говорящий: хощу, да вси будут, якоже аз (— 7.), сказал: аще не удержатся, да посягают (— 9).

Гл.6. Опять обращаясь к безбрачным, сказал: глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им, аще пребудут яко же и аз (— 8.).

55

 

 

Как же еще сказал: привязался ли еси жене? не ищи разрешения? Или как не окажется Апостол законополагающим вопреки Господу своему, говорящему: кто не оставит отца, и матерь, и братию,  и жену, и чад, и дочерей, тот не ученик Мой (Лук. 14, 26)? Как же и Сам Тот, Кто говорит, что должно оставить честную жену и отца, говорит также: чти 1) отца и матерь (Мф. 15, 4.), ибо это— заповедь первая во обетовании (Еф. 6, 2) и: еже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. 19, 6.)? Но нет надобности в иносказании, чтобы видеть, какую силу имеют все речения Божии; а нужны умозрение и смысл, что бы знать силу каждого положения. Должно также пользоваться и преданием: ибо не все может  быть заимствовано из божественного Писания. По сему святые Апостолы одно предали в писаниях, а другое  в преданиях, как и говорит святый Апостол: якоже предах вам (1 Кор. 11, 2), и в другом месте: так учу, и тако предал я во церквах (— 7. 17.), и аще содержите: разве аще не всуе веровасте (— 15, 2).

По сему святые Апостолы Божии предали святой Божией церкви, что грешно по определении себя к девству вступать в брак. А

____________________________________________________________

1) В подлиннике у Св. Епифания: ὀ τιμῶν, вероятно, по ошибке переписчиков.

56

 

 

написал Апостол: аще посягнет дева, не согрешила есть (7, 28.). Как же это согласуется с тем? Но Апостол говорит не ο той деве, которая решилась быть девою для Бога, но ο той, которая оставалась девою по нужде, в следствие затруднения от немногочисленности в то время уверовавших во Христа. И что это — так, может научить нас сам же Апостол, который говорит: юных вдовиц отрицайся: ибо после того, как рассвирепеют, противу Христа, посягати хотят, имущие грех, яко первые веры отвергошася (1 Тим. 5, 11. 12.). По сему если вдовствовавшая после испытания жизни в мире, потому что так устроено Богом, будет иметь грех, если потом вступит в замужство, как отвергшаяся первыя веры: то во сколько более грех девы, которая, не испытав жизни в мире, сама себя посвятила Богу, если она вступит в замужество? Не гораздо ли более она оказывается рассвирепевшею противу Христа, более отвергшегося веры, и не будет ли осуждена, как не сдержавшая своего намерения в отношении к Богу.

Гл. 7. По сему пусть выходят в замужство, рождают детей, управляют домом (— 14): вот краткое и умеренное слово против худо думающих ο всяком предмете церковной проповеди. Церковь как отметает от себя тех, которые называют себя Апостоликами. Апо-

57

 

 

тактиками и Енкратитами, так отвергает и тех, которые в церкви наклонны к распущенности и увещевают женщин, не стесняясь требованиями совершенного пути, отказаться от поприща, ведущего к такому совершенству. И хотя отвергший девство, посвященное Богу, и нанесший посрамление подвигу, подлежит греху и суду: ибо как борец, нарушивший правила борьбы, по наказании бичами, извергается с места борьбы, так и тот, кто нарушит девство, извергается с этого пути и лишается венца и награды: впрочем лучше суд, нежели осуждение. Ибо кто из стыда пред людьми творит блуд тайно, прикрываясь иночеством или воздержанием, тот хотя и не открыт пред людьми, но явлен Богу, ведущему сокровенное и в пришествие свое имеющему обличить всякую плоть во всем, чем каждый согрешил. По сему лучше иметь один грех, нежели много до чрезмерности. Лучше явно сойти с высокого пути и взять себе жену по закону, и за несоблюдение девства, принесши долговременное покаяние, снова быть введенным в церковь, как сделавшему худо, как упавшему и разбившемуся и имеющему нужду в перевязке, нежели ежедневно уязвляться сокровенными стрелами зла от диавола.

Гл. 8. Такова обычная проповедь церкви; таковы целебные врачества; таковы виды миро-

58

 

 

варного искусства; таково приготовление святого елея по закону; такова благоухающая добрая вера, препоясующая подвизающегося на подвиг, и своим голосом ободряющая его к продолжению поприща, чтобы он мог получить венец. Таково дело Божие, всех собирающее по царскому повелению для устроения царского чертога: и багряницу с моря, и волну с овцы, и лен с земли, и виссон, и шелк, и кожи очервлены (Исход. 85, 23), и драгоценный камень смарагд, жемчуг, ахат, камни различные между собою по цвету, но равно значительные по ценности, а кроме того золото, серебро, древеса негниющая (— 24) медь и железо, а также не отвергающее и волну козию (— 26). Такова была тогда скиния, а ныне таков вместо скинии дом, утвержденный в Боге, — основании силы. И да престанет всякая ересь восставать против истины, лучше же сказать, да престанет сама себя удалять от истины.

Доселе об этом. Побив же древом креста и покинув эту заносчивую ехидну, подобную так называемому аконтию 1), или слепой змее, или змее мышеловке (хотя эти пресмыкающиеся и не столько имеют яда, впрочем сих еретиков за их искусство втираться хо

__________________________________________

1) Слич. Твор Св. Отцов в рус. перев. т. 44, стр. 123.

59

 

 

рошо уподобит этим змеям по ходу, по заносчивости и по стремительности в нападении), и презрев сих еретиков, перейдем возлюбленные, к следующим но порядку ересям.

 

 

_____________________

 


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.