Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга вторая. О самисеях

О САМПСЕЯХ;

тридцать третьей, а по общему порядку пятьдесят третьей ереси.

Гл. 1. Некие сампсеи в Перее называются также и елкесиями. О них мы упоминали уже в других ересях. Эта ересь существует в стране так называемой Перее, по ту сторону соленого или Мертвого моря, в стране Моавитской, при потоке Арноне, и далее, в Итурее и земле Наватеев, как уже много раз было объясняемо это мною. Они похваляются тем, что учитель их Илксай; а еще поклоняются, как богиням, и до ныне остающимся от его рода двум женщинам, за то, что они от благословенного семени. Тою же книгою (ф) пользовались и оссеи и назореи, как я говорил уже многократно. Собственно же из нее берут учение свое эти сампсеи, которые и не христиане, и не иудеи, и не элли-

(ф) Т. е. книгою Илксая. См. выше «об осенних» Твор. Св. Отц. в русск. перев. T. XLII. стр. 83.

423

 

 

ииы, но нечто среднее, и вообще ничто. Сказывают, что у них есть и другая книга, называемая книгою Иексея, брата Илксаева. О Боге учат, что Он един, и притом чтут Его, употребляя какие-то крещения; но не по всему близки к иудеям. Некоторые из них воздерживаются и от вкушения животных. Умирают за тех, которые из рода Илксаева. И в настоящее время, как я слыхал, одна женщина, называемая Марфус, умерла, а остается и ныне Марфана, если только и она не умерла. Если когда они, идя куда-нибудь, выходили: следовавшие за ними толпы брали прах их ног, и именно для исцеления, а также выплевываемую ими слюну, и к великому посрамлению, пользовались вместо предохранительных повязок (ψυλακτηρίοις) и привесок. Ибо во всяком заблуждении сперва есть ослепление, а потом суесловие. Ни пророков, ни апостолов они не принимают; но все у них исполнено обмана. В чести у них вода, и они почитают ее как бы Богом, утверждая, что от нее почти жизнь. Христа признают только по имени, а почитают Его тварью, и думают, что Он всегда по временам являлся, и сперва был создан в Адаме, но снял с Себя тело Адамово, и опять облекается в оное, когда хочет, а называется Он Христом; и Дух Святой, существующий в

424

 

 

женском виде, — Ему сестра; и каждый из них, то есть, и Христос, и Святой Дух, имеют девяносто шесть миль вышины, и двадцать четыре мили ширины. И много у них другого вздора.

Гл. 2. Но уже, много раз повествуя о сем в других ересях, я делал опровержение. Посему не почитаю необходимым придавать важность разрешению того, чем опровергаются эти еретики, потому что это уже сделано нами но отношению к самому Илксею или Илксаю, и его последователям в других вышеобъясненных ересях. Ибо всем удобно обнаружить, что и он и его ересь в заблуждении. Посему перейдем к следующим за сею по порядку ересям, побив ее, как солнечную ящерицу, жезлом упования Христова и креста. Ибо каким именем эти еретики сами себя наименовали, тем и справедливо воспользоваться для сравнительного изъяснения присвоенного ими себе наименования. Ибо сампсеи значат солнечные. Посему мы и припомнили это животное; так как эту ящерицу люди называют солнечною. Но сия ересь хуже этой ящерицы, и ни мало не заботится о своей пользе. Ибо эта ящерица, когда начнет слепнуть, но времени прозревает при повороте к солнцу: прижавшись в норе, обращенной к востоку, и оставаясь без еды, обращением к востоку избавляется от слабости зре-

425

 

 

ния. А эта, говорю о ереси, по всему имеет неразумие сего животного, но не имеет ни мало того, что заслуживает в нем похвалу. Итак и эта ересь, названная у нас солнечною ящерицею, и попранная истиною Солнца, пусть остается не имеющею никакой силы против истины Божией; а мы, как сказали, устремимся к другим ересям.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.