Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга вторая. О четыренадесятниках

О ЧЕТЫРЕНАДЕСЯТНИКАХ,

тридцатой, а по общему порядку пятидесятой, ереси.

Гл. 1. От сих двух ересей, смешавшихся вместе одна с другою, то есть, от ереси Фригийской, и ереси квинтиллиан или прискиллиан, снова возникла в мире другая ересь, так называемая, четыренадесятников. Они все содержат сходно с церковью, но во всем погрешают, потому что невнимательны к установленному порядку и учению, а придерживаются еще иудейских басней, но и с иудеями не одинаково учат: ибо не знают, яже глаголют, ни о нихже утверждают (1 Тим. 1, 7.). Хотя учение об Отце и Сыне и Святом Духе содержат как должно и одинаково с нами, принимают пророков, апостолов и евангелистов, а также одинаково с нами признают воскресение плоти, будущий суд и жизнь вечную, но наперекор нам каждый год празднуют пасху в один день. Впали же они в эту немаловажную ошибку именно потому, что применили к делу то изречение закона, в котором сказано: проклят кто не будет совершать пасху во четвертыйнадесять день месяца (Чис. 9, 3.) (у).

(у) Такого проклятии в этом самом нигде не встречается

332

 

 

А другие из них празднуют пасху в один и тот же день, и в один и тот же день постятся и совершают тайны, и похваляются, будто по актам Пилата в точности нашли, что, как написано в них, Спаситель пострадал в восьмой день пред апрельскими календами, И хотят праздновать пасху в тот день, на какой выпадет четырнадцатый день луны. В Каппадокии же празднуют один и тот же день—восьмой пред апрельскими календами (ф). И между ними не маловажная распря: одни говорят, что—в четырнадцатый день луны, другие, что—в восьмой день пред апрельскими календами. А мы нашли еще списки актов Пилата, в которых значится, что страдание происходило в пятнадцатый день пред апрельскими календами (х). В самом же деле мы принимаем, как узнали с великою точностью, что Спаситель пострадал в тринадцатый день пред апреле-

законе Моисеевом. Ссылка же эта на закон образовалась, вероятно, чрез распространение на частный случай празднования пасхи следующего общего проклятии: проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона сею, еже творити я(Второзак. 27, 26. Гал. 3, 10.). Это предположение, по-видимому, оправдывается последующим опровержением сей ереси у св. Епифания.

(ф) По нашему счету, 25 марта.

(х) По нашему счету, 18 марта.

333

 

 

скими календами (ц). А некоторые говорят, что в десятый день пред апрельскими календами (ч); но и эти уклонились от правды. Я же боюсь слишком много расширять о сем слово: ибо многое имеем сказать.

Гл. 2. Изложивший вполне весь закон, законодатель Моисей, получив повеление от Бога, в последней книге, то есть, во Второзаконии (27, 15 и сл.), излагает все клятвы, не только относящиеся к пасхе, но и к обрезанию, к десятинам и приношениям. Посему хотя и избежали они одного проклятия, но сами себя подвергли множеству проклятий: ибо окажутся подлежащими проклятиям, как не обрезанные, как не дающие десятины, и подлежат проклятию, как не делающие приношений в Иерусалиме. И, о в какое множество пустых выдумок вдаются люди! Поистине, можно сказать при сем оное разумное изречение Екклесиаста, произнесенное нам от Святого Духа: сие познал Екклесиаст, что Бог разумного человека сотвори правого, сии же взыскаша путей многих (Еккл. 7, 28. 30.).

Ибо с какой стороны мнения сих еретиков не оказываются несостоятельными? Во-первых, если они празднуют пасху в четырнадцатый день: то им нужно взять овча

(ц) По нашему счету, 20 марта,

(ч) По нашему счету, 23 марта.

334

 

 

с десятого дня и блюсти даже до четвертагонадесять дне (Исх. 12, 3—6.); и уже не один должен быть день поста, но должно быть пять дней: и десятый, и одиннадцатый, и двенадцатый, и тринадцатый, и четырнадцатый. Если же пасха должна быть пожрена к вечеру (Исх. 12, 6.): то с самым наступающим пятнадцатым (ш) днем составится шесть дней поста, и не один уже день будет поста. Так оказывается несостоятельным изыскание еретиков об одном дне, потому что он не один. С сим соединено указание на первообразное; и у еретиков оказывается ущерб в немаловажном Божием деле. Ибо Христу должно было по закону быть заклану в четырнадцатый день, чтобы, с восходом солнца и сокрытием луною своего света, престал у иудеев освещающий их свет закона; потому что с четырнадцатого дня и далее луна является в ущербе. Так и по силе Христова пришествия и страдания померк законный свет иудейской синагоги, просияло же Евангелие, причем закон не был разрушен, но исполнен, и прообраз не был упразднен, но поставил на вид истину. Так, говоря о совершении пасхи в Иерихоне, божественное Писание тотчас при-

(ш) По исправлению Петавия; в подлиннике: четырнадцатым.

335

 

 

совокупило: и сотвориша сынове израилевы пасху, и ядоша во Галгалех: и преста манна (1. Нав. 5, 10—12.). Сим божественное Писание засвидетельствовало и пророчествовало иудеям, что, по страдании Господним, за их отречение от Бога, прекратится у них снедь ангельская (щ) и небесная, как называлась у них манна.

Гл. 3. А святая Божия церковь, в деле сего тайноводства совмещая все в связи, не отпадает от истины. Она принимает в расчет не только четырнадцатый день, но и седмицу, этот кругообратно повторяющийся порядок семи дней сей субботы, для того, чтобы воскресение и празднество привести в соответствие с тем, что сбылось с Господом, то есть, в соответствие с первообразом. Она принимает еще в расчет не только четырнадцатый день луны, но и течение солнца, чтобы нам в одном году не совершить двух пасх, а в другом не остаться без празднования и одной пасхи. Но этому мы, хотя наблюдаем четырнадцатый день, но переходим за равноденствие, и относим наконец совершение пасхи на святой день Господень; вземлем же овча с десятого дня, по йоте узнавая имя Иисусово, так что от нас

(щ) Также по исправлению Петавия; в подлиннике: евангельская.

336

 

 

не сокрыто ничто из относящегося по всей истине к церковному и истинному совершению сей животворной пасхи.

Но, запечатленный силою Христовою, миную и этого надувшегося ветона, или раздутую змею, и прострусь умом к следующим по порядку ересям, по обычаю призывая Бога на помощь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.