Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга первая. О валентинианах

О ВАЛЕНТИНИАНАХ;

они же и гностики; ересь одиннадцатая, а по общему порядку тридцать первая.

Гл. 1. После сих, так называемых, евионеев, развращение которых видели мы в подробности, обещав при помощи Божией силы показать образы других, за ними следующих, зверей, у которых — яды пресмыкающихся, и угрызения и отравы смертельные, как сие можно видеть в их учениях, и которые порождены огнедышащею бездною или страшным пресмыкающимся и василиском, перехожу к ереси валентиниан, придавших себе и наименование гностиков, которых считается десять разных толков, своеобразно, но равносильно пораженных одним ударом—грезами о четах, об осмерицах и об эонах мужеского и женского пола. Готовлю же обличение валентинианам, не по преемству времени ставя ереси в порядок, но постепенно переходя от одной к другой. Ибо гностики все в одно время возникли, как грибы из земли, и как вредные и зловонные побеги тернистых трав и растений, и подобно норе со многими скорпиона и с одного времени все появились на свет, как грибы, по сказанному выше, показавшись в

277

 

 

одной безобразной куче, что еще прежде о них было говорено святейшим Иринеем. Ибо все они были современники; но каждый, заимствуя повод к худому у другого, и друг перед другом желая еще больше иметь случаев действовать на показ, отпечатлевал на себе отличие худого изобретения,—и все они именовали себя гностиками, разумею Валентина и гностиков прежде него бывших, а также Василида, и Саторнила, и Колорваса, Птолемея и Секунда, Карпократа и многих других. Но поименовав здесь их всех вместе по стечению в одно время всех их появления и возникновения, отдельно изложим, что зломысленного вышло от каждого семени. Теперь же приступим к указанному ересеначальнику и виновнику плачевных событий, разумею Валентина, и его учение, которое, называясь гностическим, много обещает, но, по предосудительному буесловию, достойно осуждения и смеха, каким и признается по мнению разумных.

Гл. 2. Итак Валентин этот по времени служит преемником поставленных выше его Василида, Саторнила, Евиона, Керинфа, Меринфа и окружавших их. Ибо все они к несчастью появились на свет в одно время; немногим же предупредили Керивф, Меринф и Евион, ибо они родились в одно время с теми, о которых говорили мы

278

 

 

прежде них. Отечества Валентина, или откуда он произошел, многие не знали; ибо ни один писатель не позаботился указать место сие. До нас же по слуху как-то дошла некая молва, почему не минуем указать и место его рождения; хотя это и под сомнением, если должно говорить правду, однако ж не умолчим о дошедшем до нас слухе. Говорили иные, что он родился в приморской стране Египта, Фревоните, а в Александрии получил ученое эллинское образование. Отсюда, в подражание Гезиодовой феогонии и тридцати богов, именуемых самим Гезиодом, и он, переняв своим умом языческое баснотворство, и заняв образ мыслей у тех, которые вместе с ним и прежде него отпали от истины, — и сам наравне с Гезиодом, одни имена переделав в другие, пожелал измыслить свой мир. Ибо и ему угодно ввести тридцать богов и эонов и небес, из которых первым, как помешавшись в уме говорил Валентин, есть Глубина (βυθὸς), как, то есть, и предначертатель его образа мыслей Гезиод первым из богов называл Хаос. А Хаос и Глубина (кому это не ясно?) имена подобозначащие. Рассмотри же плача достойное баснословие и негодное учение обманщика. Ему угодно, как сказал я, ввести тридцать эонов, которых именует и богами, утверждая, что пятнадцать из них

279

 

 

мужеского, и столько же женского пола. Каждого же эона в соединении мужеского и женского пола и сам Валентин и последователи его называют и парою. И говорят, что их пятнадцать двоиц, которые называют четами, а всех эонов тридцать, и каждый женского пола эон от эона мужеского пола рождает следующих эонов; порядок же их, при противоположении каждому имени эона мужеского пола сопоставленного ему имени женского, таков, как ниже показано, а именно следующий: Ампсиу, Авраан; Вукуа, Фардуу; Увукуа, Фардеадии, Мерекса, Атарварва; Удуа, Косетин; Удуак, Еслин; Амфен,Ессумен; Уананин, Ламертаде; Афамес, Сумин; Аллора, Кувиафа; Данаддариа, Дамо; Орин, Ланаефех; Удамфех, Емфивохе; Вара, Ассиу, Ахе, Велим; Дексарихе, Масен. Так следуют они при соединении по четам мужеского пола эонов с женскими, а в порядке преемства, так: Ампсиу, Авраан, Вукуа, Фардуу, Увукуа, Фардеадии, Мерекса, Атарварва, Удуа, Кестин, Удуак, Еслин, Амфен,Ессумен, Уананин, Ламертаде, Афамес, Сумин, Аллора, Кувиафа, Дамо, Данаддария, Орин, Ланафех, Удамфех, Емфивохе, Вара, Ассиу, Ахе, Велим, Дексарихе, Масен. Толкования же сих наименований таковы: Глубина и Молчание, Ум и Истина, Слово и Жизнь, Человек и Церковь, Утешитель и Вера, Отчий и Надежда, Матерний

280

 

 

и Любовь, Вечный Ум и Разумение, Желанный, он же и Свет, и Блаженство, Церковный и Премудрость, Глубинный и Смешение, Нестареющийся и Единение, Самородный и Срастворение, Единородный и Единство, Неподвижный и Удовольствие. Если же считать по преемству и порядку от провисшего и неименуемого Отца, у них называемого Глубиною, до сего нашего неба число тридцати будет таково: Глубина, Молчание, Ум, Истина, Слово, Жизнь, Человек, Церковь, Утешитель, Вера, Отчий, Надежда, Материй, Любовь, Вечный Ум, Разумение, Желанный, он же и Свет, Блаженство, Церковный, Премудрость, Глубинный, Смешение, Нестареющийся, Единение, Самородный, Срастворение, Единородный, Единство, Неподвижный, Удовольствие.

Гл. 3. Вот их баснословное сказание о тридцати эонах, и пустословие о четах в духовной будто бы Плироме (полноте). Если кто сравнительно сличит оное с баснословием Гезиода, Стисихора и других эллинских стихотворцев, найдет, что то и другое тожественны, и не разнственны между собою, и из сего узнает, что не иное что удивительное обещаются под видом тайны возвестить дивные ересеначальники. Ибо не другое что сделали, как переняли у эллинов имевшиеся у них поэтические вымыслы ложного языческого баснословия и учения, ничего не пере-

281

 

 

иначив, кроме имен, переделанных ими на варварские. Так Гезиод говорит: прежде всего происходит Хаос, что валентиниане называют Глубиною, потом Ночь; Мрак, Земля; Эфир, День; Любовь (ἔρως), Дума; Рок, Беда; Жребий, Кара (νέμεσις); Смех (μῶμος), Дружба; Смерть, Безуправность; Старость, Злая Судьба; Влечение, Забвение; Сон, Битва; Дающий ослабу членам, Наглость; Радостный, Блистательность; Прекращающий заботы, Обольщение; Сладкопевец, Ссора. Таким образом в порядке счисление сие богов мужеского пола и женского составляет тридцать. Но если кто пожелает знать, как сочинители сии приводят их одного с другим в сочетание, то найдет, что сочетаваются и сопрягаются между собою, как угодно бывает поэтам; так одни, сочетав Глубину с Ночью и Молчанием, производили от сего рождение Земли, а другие—рождение Неба, которое называли еще Иперионом. Небо же, говорят, сочетавшись с Землею, породило мужеский и женский пол; подобно сему—и все последующие до конца всего их вымысла, как содержит бесконечное их вздорное баснословие. Можно также найти, что сочетаваются и сопрягаются, и могут быть соединены между собою таким образом: Хаос, Ночь; Мрак, Земля; Эфир, День; Любовь, Дуема: Рок, Беда; Жребий, Кара; Смех, Дружба;

282

 

 

Смерть, Безуправность; Старость, Злая Судьба; Влечение, Забвение: Сон, Битва; Дающий ослабу членам, Наглость; Радостный, Блистательность; Прекращающий заботы, Обольщение; Сладкопевец, Ссора. Если же кто будет внимателен к вымыслу еретиков, и пожелает узнать, как они, напрасно воодушевляясь к тому, что не должно, мирскими и эллинскими стихотворцами, которыми оглушены, вдаются в суетный труд и бесполезную трату сил; то найдет, что еретики еще более заблуждаются.

Гл. 4. Отсюда поднимаясь и еще выше, как думали, в своих исследованиях, собственным своим беснующимся разумом они изобрели Недостаток (ὑςέρημα), который называют и Недостатком, и Вседержителем, и Зиждителем, и Творцом сущностей. Им, говорят, после семи небес сотворена низшая восьмерица, уподобленная первой восьмерице; потому что сам он в восьмерице, и создал после себя еще семь небес. С этим Недостатком хотят сочетать какой-то эон, не знавший смешения и безженный, от Плиромы пришедший сюда по исканию, исшедшей свыше от Матерней Премудрости, души, для которой хотят образовать и измыслить имя: Ахамоф; эон же сей называют и Спасителем, и Пределом, и Крестом, и Пределоположником, и Преводителем (Μεταγωγέυς), и

283

 

 

Иисусом, прошедшим чрез Марию, как чрез трубу. Он же есть свет от вышнего Христа, и по сему от имени отца называется Светом по вышнему Свету, и Христом по вышнему Христу, и Словом по вышнему Слову; называется также Спаситель и Умом; он всегда восходит выше отца своего—Димиурега, и вместе с собою возносит вверяющихся ему к горним четам Плиромы. И вот каково их пустословие, и сколь велико суесловие! Но изложу, по сказанному прежде, и то, как они свое пустословие сочетали с вымыслами поэзии и языческих басней. В след за тридцатью измыслили еще одно имя — среднее, безженное, а после него еще осьмерицу изобретенную Демиургом, которая также может быть расположена по четам, имена же ее вот какие: Екзепаф, Порфирион, Пряха а), Риак, Участь, Епифаон, Непреклонная, Иперион, Астеропа. Таково-то зрелищеное представление этих поэтов, содержащее в себе много и других наименований для именуемых ими богов мужеского и женского пола, которые, будучи называемы иными различно, могут составить число трехсот шестидесяти пяти, потому что поэты и еще гре-

а) Κλωθώ, имя одной из трех парк. Упоминаемые в сем же месте: Участь (Λάχεσις) и Непреклонная (Ἄτροπος)—две остальные парки.

284

 

 

зять, давая тем предлог другим ересям снова повторять тоже самое плачевное замятие. Ибо, по словам Гезиода, Орфея и Стисихора, после выше приведенных имен родились Уран и Тартар, Крон и Рея, Зевс и Гера, Аполлон, Посидон, Плутон и множество еще именуемых у них богами: потому что многообразно это их заблуждение, обольстительное по вымыслу, которое, измышляя и изобретая пустые слова, произвело много басней. И оно-то, по видимому, вводит в обман разумы сих обольщенных. Все же имеющие ум, просвещенный от Бога, находят это прямо смешным. Но, оставив это, теперь предложу здесь извлечение из чтений валентиниан, то есть из их книги, слово в слово и буквально сходно с содержащимся в их книгах; вот сие извлечение:

Гл. 5. Пред мудрыми. Пред душевными. Пред плотскими. Пред мирскими. Пред Величеством. Ум неупразднимый неупразднимым желает радоваться. Я делаю вам напоминание о не именуемых, неизреченных и пренебесных тайнах, недомыслимых ни началам, ни властям, ни подначальным членам, ни всему смешению, а открытых одной только Мысли Неизменяемого. Ибо в начале, когда все, само в себе бывшее неизвестным, заключал в себе самом Самоотец, которого иные называют эоном нестарею-

285

 

 

щимся, вечно юнеющим, двуполым, и который всюду все объемлет и ничем не объемлется; тогда Мысль (ἔννοια), которая в нем, и которую иные называют Мыслью, а другие Благодатью собственно потому, что она преподает сокровища Величества тем, которые от Величества, более же близкие к истине наименовали Молчанием, потому что Величество все совершило помышлением, без слова,—сия-то самая, как сказал я прежде, Мысль, не растленная, сама пожелала расторгнуть узы, и разнежила Величество до возбуждения в нем желания опочить. И она-то от смешения с ним произвела на свет Отца истины; которого совершенные именуют собственно Человеком, потому что он был подобообразен прежде его бывшему Нерожденному. После сего Молчание, выведши наружу естественное единство с Человеком по свету (а сошлись они между собою хотением), произвело Истину. Истина же именуется так у совершенных собственно потому, что была истинно подобна своей матери—Молчанию; так как Молчание захотело этого — равного раздела светов, как мужеского, так и женского,—для того, чтобы из чих самих ясно было, что это оно разделилось на чувственные светы в том, что произошло от этого раздела и в нем. После сего Истина, обнаруживши материнское сладостра-

286

 

 

стив (προυνιχίαν), склонила на нежность к себе своего отца, и они соединились взаимно смешением чуждым растления, и непричастною старости связью, и произвели на свет духовную четверицу — мужеского и женского пола, подобообразную прежде бывшей четверице, которую составляли: Глубина, Молчание, Отец, Истина. Происшедшая же от Отца и Молчания четверица: Человек, Церковь, Слово, Жизнь. Тогда, по желанию всеобъемлющей Глубины, Человек и Церковь, вспомнив отеческие слова, соединились между собою и произвели на свет двенадцать Пруников того и другого пола. Мужеского пола Пруники суть: Утешитель, Отчий, Матерний, Вечный Ум, Желанный, он же и Свет, Церковный. А женского пола: Вера, Надежда, Любовь, Разумение, Блаженство, Премудрость. Потом же и Слово и Жизнь, под видом дара хваления, вошли в общение между собою (общением же им служило хотение), и соединившись произвели на свет десятерицу Пруников, также обоего пола. Из них мужеского пола Пруники: Глубинный, Нестареющийся, Самородный, Единородный, Неподвижный. Они взяли себе прозвание в славу Всеобъемлющего. А Пруники женского пола: Смешение, Единение, Срастворение, Единство, Удовольствие. И они усвоили себе прозвание во славу Молчания.

Гл. 6. Итак, когда от Отца Истины

287

 

 

исполнилось число тридцати, до которого живущие на земле и не зная ведут счет, и когда дойдут до него, не находя более числа, снова повторяют тоже счисление (эти же тридцать суть: Глубина, Молчание, Отец, Истина, Человек, Церковь, Слово, Жизнь, Отечий, Материй, Утешитель, Вечный Ум, Желанный, Церковный, Вера, Надежда, Любовь, Разумение, Блаженство, Премудрость, Глубинный, Нестареющийся, Самородный, Единородный, Неподвижный, Смешение, Ведение, Срастворение, Единство, Удовольствие); тогда Всеобъемлющий все превосходящим разумением постановил, чтобы вместо первобытной подлинной осмерицы, которая пребывает в числе тридцати (ибо невозможно мыслям Величества подпадать счислению), прозвана была другая осмерица, и заменил эонов мужеского пола— того же пола Одним, Третьим, Пятым, Седьмым, а также ввел и женские названия: Двоицу, Четверицу, Шестерицу, Осмерицу. Итак вот осмерица, получившая названия вместо первобытной осмерицы: Глубины, Отца, Человека, Слова, и Молчания, Истины, Церкви, Жизни. Сия осмерица соединилась со светами, и сделалось число тридцать полным, а первобытная осмерица упокоилась, когда Глубина, опираясь на Величество, изшла соединиться с этим самым числом тридцати. Ибо действительно Отец Истины вошел в союз

288

 

 

с Церковью, и Матерний взял за себя Жизнь, и Утешитель Единицу, и Единица соединилась с Отцом Истины, и Отец Истины был с Молчанием, а Слово духовное сообщилось с Духом, и в сем смешении и чуждом растления срастворении совершило таинство Самоматери, то есть, неразделенное между двоими упокоение с самим собою. Итак число тридцать, исполнив таинства Глубины, совершив брак между нерастленными, произвело нетленные светы, получившие наименование чад Единства, и безобразные. Посему они покоились едва не вне разумности без мысли: ибо над чем бы кто ни действовал, если не разумеет сего всецело, не действует. Тогда-то, по происхождении светов, которых великое множество нет необходимости выражать числом, а довольно иметь в мысли (ибо каждый из светов получил в удел свое особое наименование за познание неизреченных таин), Молчание, желая всех возбудить к собиранию ведения, сблизилось со второю подставною осмерицею не в причастном растлению смешении, но мысленным изволением. Сие же мысленное ее изволение был Дух Святый, Который посреди святых церквей. Посему, послав его во вторую осмерицу, увлекло и ее к соединению с собою. Итак совершился брак между членами осмерицы: Святый Дух соединился с Еди-

289

 

 

ным, Двоица с Третьим, Третий с Шестерицею, Осмерица с Седьмым, Седьмый с Двоицею, и Шестерица с Пятым; и вся осмерица соединилась в неистощимом удовольствии и чуждом растления смешении (ибо между ними не было взаимного разлучения, а было срастворение, соединенное с чистым удовольствием), и произвела пятерицу безженных Пруников, имена которых таковы: Посредник (Καρπιςής), Пределоположник, Харистирий, Аффт,Преводитель. Они именуются сынами средины. А я желаю, чтобы вы знали Ампсиу, Авраан, Вукуа, Фардуу, Увукуа, Фардеадии, Мерекса, Атарварва, Удуа, Кестин, Удуак, Еслин, Амфен,Ессумен, Уананин, Ламертаде, Афамес, Сумин, Аллора, Кувиафа, Данаддариа, Дамо, Орин, Ланафек, Удамефех, Емфивохе, Вара, Ассиу, Ахе, Велимь, Дексарихе, Масен.

Конец извлечению у валентиниан.

Гл. 7. Это предложено мною из их книг, и сего пусть будет довольно. Валентин проповедовал и в Египте, от чего и теперь еще, подобно останкам ехидниных костей, в Египте остаются его семена, именно же в Афривите, Просопите, Арсиноите, Фиваиде, в нижних частях приморской страны, и в округе Александрийском. А также приходил и в Рим, и там проповедовал. Пришедши же в Кипр, как бы потерпев свойствен-

290

 

 

ное телам крушение, отступил от веры и извратился умом. Ибо до сего в вышеназванных местах почитаем был отчасти имеющим благочестие и правую веру; а потом в Кипре дошел до крайней степени нечестия и погряз во глубине этого своего негодного учения.

И сам он и его последователи, как я сказал, называют Господа нашего Иисуса Христа и Спасителем, и Христом, и Словом и Крестом, и Преводителя, и Пределоположником, и Пределом. Утверждают, что Он принес тело свыше, и, как вода чрез трубу, прошел чрез Марию деву, ничего не воспринял от девических ложесн, а имеет тело свыше, как я прежде сказал, и Он не есть первое Слово, ни следующий за Словом Христос, горе сущий между горними эонами. А введен Он в жизнь, говорят, не для чего иного, как только для того, чтобы прийти и спасти духовный род, ведущий начало свыше. Отрицают воскресение мертвых, утверждая нечто подобное басне и пустое, будто восстанет не это тело, но из него же иное, называемое у них духовным, и только тело тех, которые называются у них духовными, и кроме того—душевных, именно, если душевные праведно поступали, а называемые у них вещественными, плотскими и земными,

291

 

 

совсем погибнут и никак не спасутся; и еще будто каждая сущность поступит в то, чем она произведена, — вещественное отдастся веществу, плотское и земное земле. Ибо, по их мнению, людей три чина: духовные, душевные, плотские. Чином духовным называют самих себя, а также называют себя ведцами (γνωστικοι), и утверждают, что не нуждаются в усильном труде, а только в ведении и в том, что нарицают они своими таинствами, и будто каждый из них безбоязненно может делать все, чтобы то ни было, и ни о чем не заботиться. Ибо, как утверждают, их чин во всяком случае спасется, как духовный. А о другом чине людей мирских, который называют душевным, утверждают, что сам собою не может он спастись, разве усвоит себе спасение усильным трудом и праведными делами. Вещественный же чин людей мирских, как утверждают, не может ни вместить ведения, ни принять оное, хотя бы исходящий из сего чина и желал того, но погибнет и душою и телом вместе. А их чин, как духовный, спасется с иным каким-то внутреннейшим телом, которое они мечтательно называют телом духовным. Душевные же, много потрудившись и взойдя превыше Демиурга, горе отданы будут Ангелам, сущим со Христом, и ничего не сохранят

292

 

 

из тел, а напротив того только души, обретшиеся в полноте признаваемого еретиками ведения и вошедшие превыше Демиурга, отданы будут в невесты Ангелам, которые со Христом.

Гл. 8. Таковы жалкие вымыслы валентиниан; сих вымыслов есть у них и более; но я, что только, как думал, по свойству своему необходимо привести в известность, то и пересказал, как дошли до нас сведения о том, откуда произошел Валентин, в какие времена жил, от кого получил поводы к своему учению; и какое оно было, а также чем произрастило зло миру; и, как сказал, отчасти я упомянул об учении ero, а остальных подробностей о нем не захотел излагать от себя, найдя у древнего святейшего Иринея составленное против Валентина сочинение. Доселе изложив сие немногое, затем сделаю выписку целиком из книг вышесказанного мужа, раба Божия,—разумею Иринея. Читается же у него так.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.