Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга первая. О симонианах

В сем втором отделении первой книги, в котором содержится тринадцать ересей, порядок следующий:

1. Симониане, получившие имя от Симона волхва, современного  апостолу Петру, и происходившего  из селения: Гитфы в Самарии. Он оставил самарян, и принял одно только имя Христово. Учил срамным делам, скверному смешению, не различению жен. Воскресение же тел отвергает, и утверждает, что мир не от Бога. Свое изображение, как Диево, а с ним и блудницы, по имени Елены, в образе Афины передал ученикам своим для поклонения. Называл же себя самарянам — отцом, а иудеям — христом.

2. Менандриане получили начало от сего же Симона чрез некоего Менандра, и разнились от симониан кое-чем. Менандр говорил, что мир сотворен Ангелами.

3. Саторнилиане усилили в Сирии срамословие симониан, но к большему приведению в изумление проповедуют и нечто иное против симониан; они получили начало от Саторнила, который и сам, подобно Менандру, учил, что мир приведен в бытие ангелами,

102

 

 

но только семью, по определению вышнего отца.

4. Василидиане в те же срамные дела посвящены Василидом, который вместе с Саторнилом учился у симониан и менандриан, держится одинакового  с ними образа мыслей, кое-в-чем разнится от них. Он утверждает, что небес триста шестьдесят пять и придает им ангельские имена. Поэтому и год состоит из стольких дней, и слово: аврасакс, (Ἀβραςὰξ) которое содержит в себе число 365, есть имя силы. Сие имя, говорит Василид, есть Святый Дух.

5. Николаиты — от Николая, поставленного  апостолами при вдовицах. Он по ревности к супруге своей учил вместе с другими учеников своих совершать срамные дела, и толковал о Кавлакахе, Прунике, и других непристойных варварских именах, которые ввел в употребление.

6. Гностики приняли те же самые ереси, но больше всех ересей с неистовством предаются срамоте; в Египте называются они стратиотиками и Фивионитами, в верхних частях Египта — секундианами, а в других частях сократитами, у иных же — закхеями;

р) Надлежит знать, какие буквы греческой азбуки каким соответствуют числам; например α=1, β=2, ξ=60, ρ=100, σ=200.

103

 

 

а иные называют их коддианами, другие зовут их ворворитами. Они величают Варвило и Варвиро.

7. Карпократиане от какого-то азиатца Карпократа, который учил делать всякий срам и всякое греховное дело. Если кто говорил он, не пройдет всего, и не выполнит воли всех демонов и Ангелов, то не может он взойти на самое высшее небо, и стать выше начал и властей. Утверждал же, что Иисус восприял на Себя душу разумную, знал и возвещал здесь горнее; и, если кто возможет поступать подобно Иисусу, то он не ниже Его. А закон и воскресение мертвых Карпократ отрицал, как отрицают и другие ереси, доныне происшедшие от Симона. Его последовательницею была в Риме Маркэллина. В тайне сделав изображения Иисуса, Павла, Омира и Пифагора, Карпократ покланялся и кадил им.

8. Керинфиане, они же и меринфиане. Это — какие-то иудеи, ученики Керинфа и Меринфа; хвалились они обрезанием; о мире говорили, что приведен в бытие Ангелами, и Иисус за преспеяние назван Христом.

9. Назореи исповедуют Иисуса Христом, Сыном Божиим, во всем же живут по закону.

10. Евионеи близки к упомянутым прежде керинфианам и назореям; с ними сходятся

104

 

 

кой-в-чем ереси сампсеев и елкесеев. Они говорят, что Христос и Святый Его Дух созданы на небе, что Христос пришел на землю сперва в Адаме, и по временам совлекался сего Адама, и опять облекался в него. Сие самое, утверждают они, совершил Он и при Своем пришествии во плоти. Будучи иудеями, они пользуются Евангелиями: отвращаются мясоястия. Воду почитают как Бога, а о Христе, как сказал я, говорят, что в плотском Своем пришествии облекся Он в человека. Часто крестятся в водах, и летом, и зимою, именно для очищения, как самаряне.

11. Валентиниане отрицают воскресение плоти, отвергают ветхий завет и пророков, хотя читают оный; и что можно протолковать сходно с их ересью, то принимают. Но привносят другие некие баснословия, представляя именования тридцати эонов обоего пола, в совокупности приведенных в бытие Отцом всяческих, и их почитают и богами, и эонами. А о Христе говорят, что принес тело с неба, и прошел чрез Марию, как чрез трубу.

12. Секундиане, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор, и сами допускают те же четы, мудрствуя подобно Валентину, а иное толкуя несколько отлично от него. При-

105

 

 

совокупляют же и то, что учат срамным делам. И они отрицают воплощение.

13. Птолемеи — также ученики Валентина; в связи с ними состоит Флора. И они говорят о четах тоже, что Валентин и секундиане; но кой-в-чем и разнятся с ними.

Вот оглавление тринадцати ересей во втором отделении первой книги.

106

 

 

 

ОБ ЕРЕСЯХ.

КНИГА ПЕРВАЯ.

ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ.

 

О СИМОНИАНАХ,

от начала веры во Христа Господа нашего первой, а по общему порядку двадцать первой ереси

 

Гл. 1. Первой ересью из бывших со времени Христа доселе является ересь Симона-волхва. Она принадлежит носящим на себе имя Христово, но не правильно и не чисто, и по растлению, ими произведенному, причиняет ужасные действия. Этот Симон был обманщик, а происходил из Гитфов — города, а ныне селения в Самарии. Он принимал на себя разные виды, обольщая и уловляя волхованиями народ самарянский. Говорил о себе, что он — великая Божия сила, и снизошел свыше. Самарянам на-

107

 

 

зывал себя Отцом, а иудеям говорил, что он Сын, и хотя страдал, но недействительно, а только по видимости. Домогался благосклонности апостолов и сам, подобно другим, в числе многих крещен Филиппом. Но все, которые без него приступали к крещению в пришествие великих апостолов, по их рукоположению принимали Святого Духа. Поелику Филипп, будучи диаконом, не имел власти на рукоположение, чтобы крещенным преподавать Святого Духа, то Симон, не имея ни сердца, ни помысла правого, но одержимый каким-то корыстолюбием и любостяжательством, и никак не оставляя дурного своего предначинания, апостолу Петру принес деньги, чтобы дал ему власть возложением рук сообщать Духа Святого, рассчитав преподавать многим хотя бы за малость и за сообщение другим Духа собрать множество денег и обогатиться.

Гл. 2. Итак, Симон, имея разумение, расстроенное демонской прелестью магии, и сделавшись мечтательным, будучи всегда готов своим чародейством показывать варварские дела своей и демонской злобы, исшедши на среду, и чрез прикровение именем Христовым, как бы мед примешивая к чемерице, уловленным в злотворное его заблуждение подав отраву, достоинством имени Христова причинил смерть поверившим. Будучи же

108

 

 

по природе похотлив и по причине своих обещаний уязвляемый стыдом, обманщик сей в обольщаемых им старался вселить дурную мысль. Ибо, нашедши себе какую-то женщину — побродягу по имени Елену, по происхождению тирянку, водит ее с собою, не показывая вида, что имеет с нею связь; но в тайне срамно живя с этою женщиною, обманщик рассказывал ученикам своим некую забавную басню, именно же, называя себя великою Божией силою, осмеливается утверждать, что сия блудная сожительница есть Дух Святой, и ради ее-то, говорил он о себе самом, сошел и он. Но на каждом небе, продолжал он, преображался я по образу Того, Кто на этом небе, чтобы утаиться мне от ангельских сил и низойти к Мысли, которая есть эта, так называемая, и Дух Святой и Пруник, и при посредстве которой сотворил я ангелов, ангелы же сотворили мир и людей. Она же есть та древняя Елена, из-за которой трояне и эллины вступали в брань. И сказывал на это какую-то басню, что сходящая свыше сила сама себя преображала; стихотворцы же говорили о сем иносказательно. Ибо силою свыше, которую называют Пруник, и которая в других ересях называется Варвирó, или Варвилó, являемая красота ее привела их в воспламенение и тем послала на расхищение

109

 

 

князей, творивших сей мир. Сами ангелы вступили за нее в войну; она же нисколько не пострадала, страстью же, какую возбудила в них к себе, довела до того, что производят они взаимное убийство себя самих. И удерживая ее, чтобы не могла взойти в высоту, каждый пребывал с нею в каждом принимаемом ею на себя теле женского и женственного вида, между тем как она переливается из тел женских в разные тела и естества человеческого и животных и другие, чтобы они тем самым, в чем оказывают свое действие, убивая и будучи убиваемы, сии пролитием крови производили умаление себя самих, а она, собирая силы, могла потом опять взойти на небо.

Гл. 3. Она же была и тогда при эллинах и троянах, и гораздо прежде создания мира, а по сотворении мира невидимыми силами производит подобное и подобообразно. Она же и теперь со мною, и для нее низошел я, и она ожидала моего пришествия; потому что она есть Мысль, у Гомера называемая Еленою. И поэтому-то Гомер принужден был описать, как стоит она на столпе, и при светильнике показывает эллинам злоумышление против фригиян: светильником же, как сказал я, давал разуметь указание света свыше. Посему и о вымышленном у Гомера деревянном коне, о котором эллины полагают, что сде-

110

 

 

лан был нарочито, обманщик сей опять говорил, что это — невежество народов. И как фригияне, ввезя его по невежеству, привлекли собственную свою гибель; так и народы, то есть, род человеческий, без моего ведения, по невежеству сами на себя навлекают погибель. Но и об Афине говорил Симон, что она есть та же, так именуемая у них, Мысль; претворяя истину в свою ложь, пользуется этот лжец словами святого апостола Павла: облекитесь в броню веры, и шлем спасения, и обувь, и меч, и щит (Еф. 6, 14-17); все сие, сказанное апостолом с твердым помыслом по вере чистого обращения и по силе Божия и небесного слова, сей обманщик, с лицедейственным искусством Филистиона, превращает в смех и ни во что более. Ибо что говорить? Все сие таинственно представлял в образах Афины. Почему, как говорил я прежде, указывая на бывшую при нем женщину, взятую им из Тира, соименную древней Елене, опять повторял свои рассказы, называя ее всякими именами — и Мыслью, и Афиною и Еленою и иначе. Для нее, говорил он, и сошел я; ибо это — написанная в Евангелии заблудшая овца (Матф. 18, 12). Да и некое изображение передал он своим последователям, как будто бы оно было его собственное; и в образе Дия покланяются ему; а так-

111

 

 

же другое изображение Елены передал своим в виде Афины, и обольщенные им кланяются оным.

Гл. 4. Установил же и таинства срамоты и телесных истечений, чтобы, выражусь скромнее, на таинства в какое-то срамное собрание сходились мужчины для излияния и женщины для обычных месячных очищений. И то называл таинствами жизни, ведения и притом совершеннейшего, что наипаче приобретшему разумение от Бога свойственно признавать скорее мерзостью и смертью, нежели жизнью. Сам придает какие-то имена началам и властям; говорит и о разных небесах; на каждой тверди и на каждом небе описывает какие-то силы и предает им варварские имена. Утверждает, что невозможно кому-либо спастись иначе, если не дознает сколько-нибудь сего тайноводства, и не обучится приносить таковые жертвы Отцу всяческих при посредстве сих начал и властей. И настоящий век, по словам его, началами и властями зла устроен с недостатками. Допускает же истление и погибель только плоти, но очищение душ, и именно: если души состояли в тайноводстве при помощи погрешительного его ведения. И таким образом полагается начало так называемым гностикам. О законе Симон утверждал, что он не от Бога, но от недоброй силы,

112

 

 

и что пророки бывают не от благого Бога, но от той и другой силы; и как ему угодно, определяет каждому, Закон приписывает одной силе, Давида отдает другой, Исаию еще иной, Иезекииля опять иной, и каждого из пророков какому-либо одному началу. Все же они от недоброй силы, и вне Полноты; а всякий верующий в ветхий завет подлежит смерти.

Гл. 5. Но учение сие опровергается самою истиною. Ибо ежели Симон есть великая Божия сила, а живущая с ним развратница — Дух Святой, как он говорит, то пусть скажет, какое имя этой силы, или по какой причине изобрел он имя прилагаемое той женщине, а себе вовсе не нашел имени? Почему оказывается по преданию в некое время воздавшим долг природе в державе римской, потому что этот бедный умер упав в главном городе римлян? На каком основании Петр дал такой приговор, что не имеет он ни части, ни жребия в части богочестия (Деян. 8, 21)? Как может мир происходить не от благого Бога, когда Им избраны все добрые? Как может быть не доброю сила, глаголавшая в Законе и пророках, которая предвозвестила пришествие Христа, благого Бога, и запрещает все дурное? Почему будет не одно Божество и не

113

 

 

тот же Дух в Новом и Ветхом завете, когда Господь сказал: не приидох разорити закон, но исполнити (Матф. 5, 17)? И чтобы показать, что Закон Им же возвещен и дарован чрез Моисея, а евангельскую благодать проповедует Сам Он Своим пришествием во плоти, сказал Господь иудеям: аще бысте верили Моисееве, веровали бысте убо и Мне, о Мне бо той писа (Иоан. 5, 46). Много есть и других мест в опровержение прекословия сего обманщика. А как признать животворным срамное, если нет в этом какого-либо мудрования демонов? Сам Господь в Евангелии спрашивающим у Него: аще тако есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися, сказал: не вси вмещают сего: суть бо скопцы, иже исказиша сами себе царствия ради небесного (Матф. 19, 10. 11. 12). И показал, что воздерживаться от естественного побуждения к супружеской жизни есть дар Царства Небесного. Но опять в другом месте о честном браке (растлевая которыми, этот Симон срамно обращает в удовлетворение своей похоти) говорит: их же Бог сочета, человек да неразлучает (Матф. 19, 6).

Гл. 6. Но как опять этот обманщик, забыв о собственном своем пустословии, обличает сам себя, как бы не зная того,

114

 

 

что сказано им прежде? Ибо, сказав, что им сотворены ангелы, говорит опять, что Мыслью своею преобразовывался он на каждом небе, чтобы утаиться от них в своем нисхождении; а таился, конечно, из боязни. И почему же пустослов боялся ангелов, которых сам произвел? Как же не оказаться для разумных, что семя его заблуждения удобообличимо всяким, когда Писание говорить: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1)? И согласно с сим словом Господь в Евангелии как Богу Отцу Своему говорит: Отче Господи небесе и земли (Лк. 10, 21). Посему, если Творец неба и земли есть Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа; то не имеет никакой силы, как утверждаемое клеветником Симоном, будто бы мир сотворен ангелами с недостатками, как и все прочее, разглашаемое о мире сим беснующимся обманщиком, и вводившее в обман некоторых из обольщенных им.

Гл. 7. И сего кратко мною сказанного о ереси Симоновой достаточно будет для читателей, чтобы доискаться истины и целебных средств, а также обличить покушающихся таким зверским растерзанием сделать вред несведущим. Но перейду далее и приступлю еще к обличению другой ереси. Ибо в еретике есть изменение и двоякость, потому

115

 

 

что он, хотя и обманщик, но облечен образом имени Христова, подобен или выкидышей пресмыкающегося, зарождающейся от пустых яиц аспидов и других ехидн, как говорит пророк: яица аспидска разбиша, и хотяй от яиц их ясти обрете запорток, и в нем василиска (Ис. 59, 5). Но силою Христовою, как сказал я, поразив его словом истины, и уничтожив его вред, поступим, возлюбленные, далее.

 


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.