Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга первая. Иудейство: Об иродианах

ОБ ИРОДИАНАХ,

в иудействе седьмой, а по общему порядку двадцатой, ереси.

 

Гл. 1. После сей и предшествующих была и еще седьмая, так называемая, ересь иродиан. Они не имели ничего отличного  от других, но всецело были иудеи недеятельные и лицемерные. Ирода же признавали они Христом Господом, тем самым, который представлен ожидаемым во всех писаниях закона и пророков; сим-то Христом признавая Ирода, и обманутые сею мыслью, хвалились они Иродом, и, тщеславясь тогдашним своим царем, в пользу его толковали сказанное в следующем изречении: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет, кому отложено, или, как читается в других списках, дондеже приидут отложенная ему (Быт. 49, 10). А Ирод был сын Антипатра, какого-то аскалонитянина, священнослужителя при идоле Аполлоновом. Отец этого Антипатра был по имени также Ирод, сын Антипы. Сам Антипатр пленен был идумеями, и, живя там, в Идумее, родил Ирода. Поелику отец был беден, и не мог внести выкупа за сына, разумею Антипатра; то долгое время пребывал он в рабстве. Напоследок соотече-

91

 

 

ственники сделали складчину, и он выкуплен с сыном Иродом, и возвратился на родину. Потому-то некоторые называют его идумеем, а другие знают в нем аскалонитянина. Впоследствии вошел в дружбу с Димитрием, поставлен правителем Иудеи, пришел в известность царю Августу, и, как правитель, делается прозелитом, обрезывается сам, и обрезывает сына Ирода, на которого  пал жребий царствования над иудеями. Царем же был в Иудее под державою царя Августа, сам будучи связан условиями с ним. Итак, поелику царем сделался он из иноплеменников, а царская власть по преемству шла от Иуды и Давида, от Иуды были князья и патриархи; то, когда царская власть перешла к иноплеменнику, по понятию заблуждающихся казалось убедительным вдаться в обман сего иноплеменника, и почесть его Христом, на основании приведенного  выше изречения: не оскудеет князь от Иуды, дондеже приидет, кому отложено; а это должно понимать им так, говорили они, что отложено Ироду; потому что происходившие от Иуды оскудели, и Ирод был не Иудина, даже вовсе не израильского, рода; а такому и отложено быть Христом.

Гл. 2. Но обличают их последующие за сим слова: Той чаяние языков (Быт. 49, 10), и: на Того языцы уповати будут (Ис. 11,

92

 

 

10). Какой же народ уповал на Ирода? Какое народное чаяние ожидало Ирода? Как исполнились у них слова: уснул яко лев, и яко скимен львов; кто возбудит его (Быт. 49, 9)? Где было Ироду испереть вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое (—11), как Господь наш Иисус Христос, окропивший собственною кровию тело Свое, и кровию гроздия одеяние свое? Но пойми, что говорю; ибо Господь да даст тебе разум во всем. Чтобы послужить очистительною жертвой состояния народа Господня, пришел Он собственною кровью учения очистить зубы людей, оскверненные кровью тучной и недозволенной жертвы. Но к чему говорить много? Ибо сказать можно многое, но время не позволяет расширять слово опровержением поименованных пред сим ересей.

Гл. 3. Но сии семь ересей были в Израиле, в Иерусалиме и в Иудее; а сказанные выше четыре — у самарян, в Самарии. Большая их часть истребилась; нет ни книжников, ни фарисеев, ни саддукеев, ни имеробаптистов, ни иродиан. Одних только назореев отыщется разве самое небольшое количество, где один, где два, за верхнею Фиваидою и по ту сторону Аравии. Найдется остаток оссинов, уже не держащихся иудейской веры, но приставших к сампсеям, наследственно обитавшим за Мертвым морем. Ныне они

93

 

 

присоединились к ереси евионеев; и произошло, что отделились они от иудейства, как отрезанный корень, или тело пресмыкающегося, и из него вышедший двухголовый и бесхвостый змий, рожденный и связанный с половинным телом.

Доселе шла речь о четырех ересях самарянских и о семи иудейских; из них теперь существуют только три самарянския ереси, горофинов, досифеев и севуеев; а ересь ессинов, если не совсем исчезла, то как бы погребена во мраке. А у иудеев остались только иудеи и назореи; оссины же из иудейства перешли в ересь сампсеев, и теперь уже ни иудеи, ни христиане. Вот что останется у меня доселе сказанным об упомянутых выше ересях.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.