Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дмитриевский Алексей Афанасьевич

Дмитриевский А. А. Торжество православия в первую неделю великого поста в Киеве и в Малой России в конце ХVII и в начале ХVIII столетия

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

Дмитриевский А. А.

 

 

Торжество православия в первую неделю великого поста в Киеве и в Малой России в конце ХVII и в начале ХVIII столетия.

(ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА).

В прошедшем году в Св. Синоде состоялось, как известно, постановление о повсеместном праздновании в России недели православия совершением во всех храмах не только обычной службы, положенной в Триоди Постной для этого дня, но и особого молебствия, по окончании литургии, которое доселе отправлялось лишь в соборных кафедральных храмах и входило в состав, так называемого, чина православия или анафематствования. Такое молебствие на православном Востоке совершается всюду и с давнего вре-

197

 

 

198

мени, и о нем мы вели речь в статье: «Торжество православия в первую неделю великого поста на православном Востоке», напечатанной на страницах журнала «Руков. для сельских пастырей» за прошлый год (№11, стр. 318—323). Но и в русской церкви распоряжение Св. Синода никоим образом не может считаться новшеством, совершенно неизвестным в ее богослужебной практике. Напротив, точно такой же обычай существовал и в нашей церкви на юге России в конце XVII и в начале ХVIII столетия, и о нем то мы хотим сообщить любопытные сведения нашим читателям, имея в виду и ту мысль, между прочим, что наши пастыри, впервые приступающие к совершению этого молебствия, могут воспользоваться теми указаниями относительно него, какие содержатся в ниже помещаемом нами весьма интересном литургическом памятнике. Но предварительно необходимо сказать несколько слов о самом памятнике и его внешнем виде.

В музее Оренбургской ученой архивной комиссии имеется листовой рукописный сборник 1) XVIII или самого начала XIX столетия (149 листов), содержащий в себе в большей части перевод известной книги Фомы Кемиийского «о подражании Христу» (без начала) и несколько других статей исторического и литургического характера. В конце этого сборника присоединена уже переплетчиком печатная брошюра в шесть листов (138 —143) под заглавием: «Приложение на похвалу Божию к Уставу Церковному, предложенное чину духовному советално» с датою на полях ее: «року 1700». Заканчивается статья почти повторением заглавия: «сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под рассуждение Церкви святой православной подаются».

1) Сборник этот подарен в музей хорунжим оренбургского казачьего войска А. И. Мякутиным в 1901 году, а к нему он попал от Н. И. Федурина, войскового старшины того же войска.

 

 

199

Настоящий сборник несомненно южнорусского происхождения. За это, помимо типичного шрифта южнорусских и именно киевских типографий, говорит и его содержание. Так, предписывается здесь «изряднее·, по подобию большого праздника апостольского святых верховных Петра и Павла, в России первое на юрах киевских благословение, ко приятию веры во Христа приемшей от святого первозванного апостола Христова Андреа, потом же и крещение святое получившей от престола его константинопольского, подобает и того святою первозвателя ко спасению нашему, апостола Христова Андреа, первозванного праздновати нарочито с всенощным пением, не токмо с самым полиелеем, при звонении всех кампан». О памяти великомученицы Варвары замечено: «Святые великомученицы Варвары святое чудодействующее тело, понеже в России почивает, того ради нарочитше праздник зде ея с звонением в вся кампаны почитатися имать».

Киевские святые Владимир, великий князь, его дети Борис и Глеб и преп. Антоний и Феодосий, печерские подвижники, имеют, по этому Приложению к Уставу Церковному, торжественные богослужения. «В той же России, просветившейся крещением святым от святого равноапостольного великого князя Владимира, читаем мы здесь, подобает и тою святаго просветителя праздник почитати нарочито, при звонении во вся кампаны с полиелеем, но и с всенощным пением в храмах его (паче же в первопрестолном граде его богоспасаемом)» ... «Подобает же и святых чудотворных страстотерпцев князей российских Бориса и Глеба праздновати нарочито, с звонением всекампанным»... «Такожде и святых преподобных отец наших печерских, первоначальников иночеству в России, Антониа Феодосия подобает праздновати честно с полиелеем и звонением во вся кампаны, а идеже их храмы, тамо и с всенощным пением».

В числе Богородичных праздников, «должайше празднуемых» с пением всенощного указывается и «непорочное зачастие Богоматери от святые Анны».

 

 

200

«В четыредесятницу святого великого поста в дни пятковыя, по навечерници малой в церквах нарочитших монастырских или и мирских соборных, по установлению святые памяти православного и блаженного митрополитч киевскою Петра Могилы, советуется, но этому Приложению, да чтутся евангелия страстныя, по две главе пред воскресными из коегождо евангелиста с припеванием пред самым чтением и по чтении: «Слава отрастем твоим Господи» 1).

В чине «всенощного пения о коем-либо празднику», по поводу мелодии песнопений «Блажен муж», дается такое указание: «Да поются же сия стихи: «блажен муж» и прочая сладкопенно, напелом киево-печерским благоприятнейшим должайшим, а не скорократким, новоизобретаемым в церквах мирских». «Между стихами же, поемыми якоже в псалме початковом вечернем (т. е. «Благослови душе моя Господа») сице и в початку кафизмы первыя, да псаломское чтение, посреде непоемое, чтется в слух всем, а

1) Так как чин пассий, по этому памятнику, имеет некоторые любопытные особенности с ныне практикуемым в церквах киевских и вообще южнорусских, то мы находим не лишним привести здесь целиком этот чин. «В пяток первый, говорится о чтении на пассиях евангелий, от Матфея глава 26 и 23, от зачала 107 до зачала, кончающагося 114; в пяток вторый от Марка глава 14 и 15, от зачала 63 до зачала, кончащагося 69; в пяток третий от Луки глава 22 и 23, от зачала 150 до зачала, кончащагося 111; в пяток четвертый от Иоанна глава 18 и 19, от зачала 58 до зачала, кончащагося 62. Прежде чтения же тех страстных евангелий, на амбоне пред святыми царскими враги, от иерея, одеянного в рнзы черны, сослужаицу и диакону, и предваршу звонению в кампан больший. По прочтении молитвы: «Нескверная» и «И даждь нам владыко» да поется от клира среди церкве умиленно из Ирмолоа стихира святого великого пятка, «Слава и ныне», «Тебе одеющагося светом, яко ризою». А по чтении евангельском да поется стихира святые великия субботы надгробная из Ирмолоа такожде умиленно «Слава и Ныне» «Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго», еже да кончится сице, якоже на девятом часе царском святого великого пятка: «Покланяемся страстем Твоим, Христе, покланяемся страстем твоим, Христе, покланяемся страстем твоим, Христе, покажи нам и славное твое воскресение». Посем да кончится навечерница, поюще по странах: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и прочая».

 

 

201

не тихо и молчком, немогущим услышати прочиим, ниже да минается и оставляется отнюд». О пении «Господи помилуй» в праздники замечено: «по вся воскресные дни недельные и по вся праздники, в няже бывает полиелей и славословие великое, да поется не токмо на святых литургиях, но и на вечернях и утренях «Господи помилуй» великое киевское, паче же печерское праздничное»... «Блажены на литургиях недельных и праздничных да поются, а не токмо читаются и по церквах мирских градских. Песнь херувимская да поется по печерскому».

Наконец, говоря о полиелеях и величаниях в праздники нарочитые, составитель «Приложения к Уставу Церковному» указывает на обычай в этом отношении, практикуемый в северной Московской Руси, рекомендует его и православным обитателям «в Малой России». «А зде о полиелеях и величаниях на утренях праздников нарочитых воспомянем, говорит он: яко в России великой в церквах монастырских или в мирских, имеющих клира много, на величание исходят вси священици и диакони в одеяниях священных среди церкве, и держаще в руках горящия свечи, поют по странах величание на стихи многи, и по ряду кадят окрест иконы того праздника, поставленные посреди, кадят же и иные иконы наместные и людей. Еже и в Малой России хранити бы прилично».

Итак, на основании всех представленных выдержек несомненно, что в этом «Приложении к Уставу Церковному» 1700 года мы имеем весьма любопытный памятник богослужебной практики южнорусской церкви вообще и киевских церквей в частности. За киевское происхождение памятника говорят многочисленные киевские местные праздники 1) в честь напр., св. апостола Андрея Первозванного, «в. великомученицы Варвары, св. российских страстотерп-

1) Упоминание в числе богородичных праздников праздника «на непорочное зачастие Богоматери от святыя Анны» ни мало не препятствует считать памятник киевского происхождения, так как киевские

 

 

202

цев князей Владимира, Бориса и Глеба и печерских угодников Антония и Феодосия, превосходное знакомство автора с богослужебною практикою Киево-печерской лавры и особенное предпочтение принятым в ней напевам, как «приятнейшим должайшим» (т. е. напевам киевским, печерским). Из тех же выписок, а особенно о пении всенощного бдения, с несомненностью становятся ясным, что составитель «Приложения к Уставу Церковному» был иноком Киево-печерской обители, так как он прямо противопоставляет свои монастырские обычаи и напевы обычаям и напевам «новоизобретенным в церквах мирских».

Кого же, в таком случае, можно считать автором занимающего нас памятника?

Составитель «Приложения к Уставу Церковному», выше всякого сомнения, не был лицом властным и не занимал епископской самостоятельной кафедры, чем и объясняется тот факт, что это Приложение «предложено духовному чину советално», или «по совету, а не по повелению», чего не могло бы быть, если бы оно выходило от киевского,, напр., митрополита или вообще от лица, власть имеющего. Невольно, поэтому, мысль наша останавливается на просвещенном и энергичном архимандрите Киево-печерской лавры, (1690—1708 г.) Иоасафе Краковском, бывшем ректоре Киевомогилянской академии 1), в 1708 году избранном даже на киевскую митрополию. Год издания 1700-й этого памятника падает на время правления Киево-печерскою лаврою именно архимандрита Иоасафа Краковского, который, как образованный и хорошо осведомленный относительно порядков богослужения на юге России в Киеве и в Московской Руси,

ученые XVII и начала ХVIII века в своих сочинениях нередко доказывали ныне признанный католическою церковью догмат о непорочном. зачатии Богоматери.

1) Труды Киев. дух. Акад. 1900 г. № 12, стр. 598; С. Т. Голубева, Киевская Академия в конце XVII и в начале ХVIII столетий. Киев, 1901, стр. 53—55.

 

 

203

мог с большим удобством напечатать настоящее «Приложение к Уставу Церковному». Киево-печерская типография не только в это время, но и позже до 1718 года 1) находилась в полном распоряжении своего архимандрита и была всегда к его услугам, чем не мог не воспользоваться ревностный и просвещенный деятель юго-западной Церкви, заявивший себя немалочисленными трудами по изданию богослужебных книг 2). Архимандрит Иоасаф Краковский был хорошо осведомлен относительно богослужебной практики московской Руси, так как имел случай самолично наблюдать и изучать эту последнюю. «В 1697 году митрополит Варлаам Ясинский, пишет митрополит Евгений, представлял его (т. е. в ту нору игумена Иоасафа) Государю с прошением о посвящении себе в коадюторы, и он вызываем уже был в Москву, но неизвестно почему не посвящен» 3). Нет надобности прибавлять, что этому архимандриту Иоасафу, стоявшему во главе Киево-печерской обители около двадцати лет, хорошо были известны богослужебные порядки обители и милы и дороги, рекомендованные им «духовному чину» в малой России, напевы киевский и печерский...

Как же описывается торжество православия в рассматриваемом нами «Приложении к Уставу Церковному архимандрита Иоасафа Краковского?

«В неделю первую святого великого поста о православном поклонении святым иконам, говорится здесь, положено в Триоде Постной последование, бываемое при архиерейских престолах на проклятие еретиков, а наипаче иконоборцев, но и, кроме престолов архиерейских, в монастырех великих, в церквах соборных может то по-

1) П. Пекарский. Наука и литература в России при Петре Великом, Спб. 1862 т. II. Описание славяно-русских книг и типографий 1698—1725 г., стр. 669 670.

2) Там же, стр. 30, 42— 43.

3) Описан. Киево-Софийского собора и киевской иерархии. Киев. 1825, стр. 213.

 

 

204

следование правитися без проклятия архиерейского, ноюще токмо молебен соборный с каноном того последования.

«По святой литургии, изшедшим среди Церкве священником и диаконом в одеяниях священных, окрест иконостаса, поставленного с иконами Спасителя и Богородицы, паче же и самым иереем и диаконом держащим святые иконы, идеже, сотворше начало молебну обычное, да поется но Бог Господь тропар: «Пречистому ти образу» трижды с поклонением, и богородичен приложше. Слава и ныне, «Вся паче смысла», а по 50 псалме, канон того последования с ирмосы повторяемыми: «Помощник и покровитель» и прочая, прилагающе по коейждо песни катавасии молебну обычныя: «Избави от бед рабов своих, Многомилостиве», «Спаси от бед рабов своих, Пресвятая Богородице Дево», «Сохраните от бед рабов своих, вси святый». По третьей же песни седальна от канона утренего тоея недели: «Божественный твой зрак на иконе образующе», таж ектении великия, молебну обычныя, за царя, за чин духовный, за обитель, за благодетелей и за предстоящих. А по шестой песни ектения малая и кондак: «Неописанное Слово Отчее», по сем прокимен: «Господи во свете лица твоего пойдем и о имени твоем возрадуемся зело», стих: «Яви лицо твое и спасени будем», стих 2: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны». Апостол к Филипписеом, глава 2, зачало 240: «Братие, сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Конец: «и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Евангелие от Матфея, глава 22, зачало 90: «Во время оно, совет прияша фарисее, яко да оболстят Иисуса в слове». После: «и слышавше дивишася, и оставльше его отидоша», замечено: «Зде же присовокупити и от Луки из главы 10, зачало 52 от полу: «И обращая Иисус к учеником един рече: «Блажени очи видящий, яже видите. Глаголю бо вам, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже видите и не видеша и слышати,

 

 

205

яже слышите и не слышаша». По окончании же молебна. «Достойно есть» и Трисвятое, и паки тропар: «Пречистому ти образу» и ектения великая, яже бе по 3 песни и отпуст».

В заключение считаем нужным прибавить, что описанная нами старопечатная брошюра с весьма любопытным литургическим содержанием в библиографии совершенно неизвестна и заслуживает полного внимания наших литургистов. мало знакомых с особенностями богослужебной практики южнорусской Церкви. В недалеком будущем мы намереваемся обнародовать ее в цельном виде, на что и имеем уже разрешение ученой Оренбургской архивной комиссии.

Проф. А. Дмитриевский.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.