Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дмитриевский Алексей Афанасьевич

Дмитриевский А. А. Ὁ ἅγιος φοῦρνος

Византийский временник. 1923—1926.
Т. 24. Ленинград, 1926. Приложение. С. 139—140.

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

А. А. ДМИТРИЕВСКИЙ

 

139

ἅγιος φοῦρνος.1

В императорском выходе в Св. Софию в великую субботу для переоблачения престола в новую индитию ( ἡπαλλαγὴ τῆς ἐνδυτῆς), по Типикону великой церкви, после входа царя в алтарь и обычных каждений кругом престола в поклонения реликвиям, лежащим на престоле, говорится: καὶ ἐξέρχονται ὁμοῦ(т. е. царь и патриарх выходят из алтаря), καὶ εἰσέρχονται εἰς τὸ σκευοφυλάκιον, καὶ θυμιᾷ βασιλεὺς κᾀκεῖσε τὸν ἅγιον φοῦρνον, προηγουμένου τοῦ πατριάρχου καὶ τῶν χαρτουλαρίων προανοιγούντων τὰ ἀρμάρια εἶτα καθέζεται.

Второй случай упоминания ἅγιος φοῦρνος относится к чину патриаршей торжественной вечерни на первый день св. пасхи, в так называемом обряде κατάγυρα μετὰ μανουαλίων γʹ, совершаемом по окончании этой вечерни патриархом. Здесь мы читаем: Μετὰ δὲ τὴν συμπλήρωσιν (т. е. после вечерни), εἰ μὲν βούλεται, πατριάρχης καθέζεται ἐν τῇ σχολῇ τοῦ ἁγιου Πέτρου καὶ διδωσιν ἑβδομαοικά, εἰ δὲ μή, εἰσέρχεται εἰς τὸ σκευοφυλάκων καὶ θυμιᾷ τὸν ἅγιον φοῦρνον καὶ ἀποδιδοὺς τὸ θυμιατόν, ἱμπροσθεν τοῦ μεγάλου δίσκου σφραγίζει μετὰ κηρίων, ά πηγνυται εἰς τά ἐκείσε ἱστάμενα μανουάλια, καὶ καθεζόμενος ποιεῖ τὴν διανομὴν τῶν νάρδων.

Тот же самый момент и тот же обряд, но великой субботы, довольно бесцветно описывается в Обряднике императора Константина VII. Здесь читаем: καὶ ἐξέρχεται διὰ τοῦ ἀριστεροῦ μέρους τῆς πλαγίας(т. е. царь), καὶ ἀπέρχεται εἰς τὸ σκευοφυλάκων, εἰτελθών δὲ καὶ ἅψας κηρούς, εὐχεται καὶ εὐξάμενος θυμιᾷ τὰ σκεύη άπαντα, καὶ καθέζεται μικρόν μετὰ τοῦ πατριάρχου (De cerimoniis, ρ. 182. ed. Bonnae).

В данном изложении нет упоминания ни о святой печи или пещи, ни о том, что, при каждении всех священных сосудов, императору предшествовали патриарх и халтуларий, которые раскрывали пред ним шкафы, в которых помещались эти сосуды. Обрядник только прибавляет подробность, что царь молился в скевофилакии с возженною свечою и после каждения сосудов оставался с патриархом в скевофилакии не долго (μικρὸν). Подробности не важные, и их можно предполагать, при чтении Типикона. Но в Обряднике опущена одна замечательная подробность, о которой догадаться нельзя было никоим образом, и которая доселе ни

1 Древнейшие патриаршие типиконы, стр. 169, ст. 2, 149—150.

 

 

— 140 —

в одном памятнике ни светском, ни церковном не упоминалась. Мы разумеем святую печь или пещь, которая употреблялась в Софийском храме пред Рождеством Христовым на утрени в неделю св. отец, когда совершался чин Ἀκολουθία, ψαλλομένη τῇ κυριχκῇτῶν ἁγίων πατέρων πρὸ τῆς Χρίστοῦ γεννήσεως, ἤτοι τῆς καμίνου διάταξις, изданный нами в Византийском Временнике 1895 г. (т. I, вып. 3 и 4 и в Ἐκκλησιαστικὴ Ἀλήθεια1895, 43 σελ. 345—346).1 Об этом обряде говорят Симеон Солунский (Migne, Patrol. Cursus Compl. t. 150 col. 628) и наш паломник диакон Игнатий Смолнянин (Правосл. Палестинский Сборник, t.IV,в. III, стр. 11— 12). В течение года, по миновании надобности, святая пещь убиралась в скевофилакию, где в великую субботу император, а в первый день пасхи после вечерни патриарх воздавали ей поклонение и кадили ее наравне с другими священными сосудами скевофилакии. Выше приведенные места, из Типикона Великой Церкви XI в. важны для нас особенно потому, что они делают вполне правдоподобным предположение покойного академика RЕ. Голубинского о том, что в XII в. мог быть и у нас в обычае обряд «пещного действа» (История русской церкви, т. I, полов. II, стр. 781 М. 1881 г.), доселе относимый по своему происхождению к XVI ст.


Страница сгенерирована за 0.45 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.