Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Приветственное слово отцов, собравшихся в Константинополе в императорском дворце Трулле, к благочестивейшему императору Юстиниану

Приветственное слово отцов, собравшихся в Константинополе в императорском дворце Трулле, к благочестивейшему императору Юстиниану

Благочестивейшему и христолюбивому императору Юстиниану святой вселенский собор, созванный по высочайшему изволению и по повелению вашей благочестивейшей державы в сем богохранимом и царствующем городе.

После того как неизреченная и божественная благодать Искупителя и Спасителя нашего Иисуса Христа распространилась по всей земле, и живоносная проповедь истины посеяна в ушах всех, народ, сидевший во тьме неведения, увидел великий свет познания и освободился от уз заблуждения, перешедши из прежнего рабства в царство небесное, а лишенный за надменность блеска первой красоты, первый дракон, великий ум, ассириец, находится в плену у своих бывших пленников и силой воплощенного

______________________

1) Т.е. западною, а не всею. Ред.

270

 

 

Слова лишается силы, как написано: врагу оскудеша оружия в конец (Псал. 9, 7). Ибо везде узаконено разумное служение и приносится всесожжение, и Бог, приносимый в жертву и раздаваемый в обновление телес и вместе душ, обоготворяет причащающихся; от чего и демоны обращаются в бегство, и священное собрание людей в церквах таинственно освящается; рай сладости открыт всем, и наконец все сделалось новым. Но поелику человекоубийца диавол, однажды поднявший выю против Господа Вседержителя и выстрадавший мучения отступничества, не вынося того, что мы подняты на пропасти преступления и вознеслись на небо в лице нашего начатка, то есть, Христа, отдавшего себя в избавление за нас, не перестает бросать стрелы зла и ранить верных страстями с целью, чтобы они отделились от данного им действия духа, чести и благодати, то и добрый воздаятель за наши подвиги и начальник спасения Бог не оставляет нас без помощи, воздвигая в каждом поколении людей, противоборствующих ему оружием благочестия на поприще сей жизни и ведущих против него войну, которые, извлекши меч духа, который есть слово Божие, и таким образом схватившись с лукавым, разрушили тиранию его над нами, стали пастухами стад, показывают народам пути Господни, дабы они по незнанию лучшего не зашли на стремнины и не упали в пропасть. Ибо Тому, кто даровал нам бытие, таким величием снисхождения и смирения пересоздал наш род, перезвал к себе и оживотворил, надлежало показать нам путь и к блаженству чрез светильников Церкви и учителей, световодствующих наши шаги к Богу и направляющих к Евангелию, у которых житие на небесах есть, по божественному апостолу (Фил. 3, 20). Отсюда и ныне, когда мы беспечно проводили свою жизнь и покоились в умственном сне, так что неожиданно для нас напал враг грабитель и незаметно выкрал добродетель и положил на место ее зло, Христос Бог наш, кормчий сего великого корабля настоящего мира, восставил в твоем лице мудрого нашего правителя, благочестивого императора, предстоятеля на суде, решающего дела по сущей правде, сохраняющего истину во век, делающего осуждение и оправдание посреди земли и шествующего непорочным путем, которого, выносивши во чреве и повивши, хорошо выкормивши и одевши добродетелями, исполнивши божественного духа, премудрость сделала глазом вселенной, ясно просвещающим подданных чистотою и блеском ума, — которому она поручила свою Церковь и научила днем и ночью заботиться о ее законе к усовершению и назиданию подручных народов, — который, жаром любви к Богу превосходя ревнителя Финееса и умертвивши грех силою благочестия и благоразумия, захотел избавить и паству от зла и заразы. Ибо тому, кто принял управление родом человеческим по мановению свыше, прилично было не только иметь в виду касающееся себя самого, — то, как бы у него собственная жизнь получала доброе направление, — но и спасать всякого подначального от волнения и наводнения грехопадения, от ветров лукавства, отовсюду нападающих и возмущающих тело нашей низменности.

А так как два святые и вселенские собора, собиравшиеся в сем царствующем и богохранимом городе, один во времена блаженной памяти

271



Юстиниана, другой при благочестивой памяти императоре нашем Константине, отце вашей кротости, разъяснив отечески таинство веры, вовсе не составили, как четыре прочие святые вселенские собора, священных правил, чрез которые бы народы отстали от худого и порочного поведения и обратились к лучшей и чистой жизни: по этой причине ты, пожелав присобрать святой народ, царское священство, за которое умер Христос, народ, раздираемый и истощаемый страданиями, происходящими от бесчиния, мало-помалу отторгнутый и отделенный от божественного стада, блуждавший в неведении и забвении успехов в добродетели, говоря по-апостольски, Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. 10, 29), — так пожелав этот приобретенный в собственность народ присобрать по подобию пастыря-Христа, разыскивающего заблудшую овцу по горам, возвратить во двор Его и убедить сохранять заповеди и божественные повеления, посредством которых мы оживотворяемся, отставая от мертвых дел, — обсудив все средства к обращению на путь спасения, и спросивши Бога, по сказанному: ищущий Господа обретет знание с правдою, а ищущие Его правильно обретут мир, — ты определил собраться сему святому и богособранному вселенскому собору, чтобы общим согласием и единомыслием многих приведено было в надлежащий вид то, о чем ты заботился, а также, если в зрелую пшеницу истины замешались какие-нибудь остатки языческой или иудейской незрелости, чтобы они были выполоты с самым корнем, как плевелы, и жатва Церкви высматривала чистою. Идеже бо еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (Матф. 18, 20), говорит Господний голос. Опять чрез Иеремию Он взывал к нам: ищите Меня всем сердцем вашим, и явлюся к вам. Поэтому-то, собравшись согласно повелению твоего благочестия в сем богохранимом и царствующем городе, мы написали священные правила. Почему просим твое благочестие, приводя тебе слова отцов, прежде собиравшихся в сем богохранимом городе при блаженной памяти императоре нашем Феодосие, о том, чтобы ты, как почтил Церковь грамотой о созвании (нас), так после того, как (мы) сделали определения, запечатлел благочестивой санкцией конец. Господь да утвердит твое царство в мире и правде и передаст родам родов, и присоединит к земному могуществу наслаждение и небесным царством.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.