Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Из написанного против Кирилла в защиту Феодора, чем этот же Феодорит дает свидетельство о том, что Феодору принадлежит то нечестие, против которого писал святой памяти Кирилл

Из написанного Феодоритом против Кирилла в защиту Феодора, чем этот же Феодорит дает свидетельство о том, что Феодору принадлежит то нечестие, против которого писал святой памяти Кирилл.

 

„После того он обвиняет толкование восьмого псалма, и часто повторяет следующие слова божественного Феодора: „и так рас-

86

 

 

смотрим, кто есть человек, о котором изумляется и удивляется, что Единородный удостоил помнить о нем и посещать его. Но что это сказано не о всяком человеке, доказано выше; а что и не об одном ком-либо, и это сказано“.

И спустя немного упомянутый Феодорит поместил следующие (слова) того же Феодора:

„Престаньте хоть теперь, иногда с трудом, от вашего бесстыдства, познав то, что́ должно. Видите, беззаконнейшие из всех людей, сколь велико различие естеств: этот удивляется, что удостоивает вспомнить о человеке, посетить его и сделать его участником всего прочего, чему он сделал его причастным; а тот напротив изумляется, что он удостоился столь великих благ выше своей природы. Этот изумляется, как делающий благодеение, сообщающий многое такое, что́ выше природы получающего благодеение; а тот изумляется, как получающий благодеяние и приемлющий от него гораздо больше, нежели он достоин» 1).

После сего Феодорит прибавил следующее:

„Когда Кирилл поместил (часть) из того, что́ написал божественный Феодор против Аполлинария; тотчас причиняет обиды, оскорбления и поношения, и говорит: „трезвитеся пьяные от вина вашего! – пусть восклицает некто так заблуждающимся; – положи, человек, дверь и ограждение устам твоим (Псал. 140, 3); «не воздвизай на высоту рога, и не глаголи на Бога неправду» (Пс. 74, 6). Доколе ты будешь ругаться над страждущим Христом? Имей в своем уме написанное божественным Павлом; «такожде согрешающе в братию, и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешает» (1 Кор. 8, 12). Скажу еще нечто и из пророческих книг: тобою оправдан Содом (Иезек. 16, 15), ты превзошел разглагольствия язычников против Христа, считавших крест юродством (1 Кор. 2), ты показал, что нет ничего преступного в иудейской гордости“ 2).

И когда Феодорит поместил сии слова Кирилла, сказанные против Феодора, то присовокупил следующее:

„Что́ воспламенило в тебе, защитник истины, столько ревности, что ты так и столько высокопарничаешь против него, и представляешь его нечестивейшим язычников и вместе иудеев и содомлян, и помещенные в божественном писании слова против нечестивых приписываешь защитнику благочестия? Не к Себе ли самому отнес предсказание Давида Господь Христос в святых евангелиях (Матф. 22, 42 и д.)? При возглашении отроков: «осанна сыну Давидову», не сам ли Он сказал иудеем: «несте ли чли, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Матф. 21,

___________________

1) Слич. выше стр. 69.  2) Слич. выше стр. 69–70

87

 

 

15. 16; Пс. 8, 3)? Не усвоил ли Ему божественный апостол и остальных слов, взятых из этого псалма (Евр. 2, 6-9)? Итак, что́ нового сказал Феодор, что ты забросал его столькими хулами, приказывая ему обуздать язык, а сам пустил его бежать без узды? Смотри, чтобы кто-нибудь не подумал, что ты, искуснейший, употребляешь эти обиды против Феодора за то, что он называл нечестивейшими Аполлинария и тех, которые мудрствуют подобно ему. Если этого нет, то какою нескладною речью, как с похмелья, и сколько такого рода хулений ты излил против него? Что же сказал он нового пред древними оными учителями? Ибо каждый из них явно и ясно изложил учение, что человеческое естество и посещено, и воспринято, и помазано Святым Духом, и распято, и умерло, и воскресло, и взято на небо, и удостоилось сидения одесную. Ты же – когда услыхал о тех, как кажется, неизреченных глаголах, которые слышал Павел (2 Кор. 12, 4), (он слышал некие одни и божественнейшие глаголы, а ты вводишь у нас другие пред Павлом учения), – так объясняешь Павла и говоришь: „но само Слово, сущее от Бога Отца, сделалось сообразным человеку, удостоивая посещения и памятования не иного кого, но себя самого». Что смешнее этих слов? Ибо в каком посещении нуждался Бог Слово? «Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил, зрак раба приим» (Фил. 2, 6. 7); «не от ангел бо когда приемлет естество, но от Авраама приемлет» (Евр. 2, 16). Итак справедливо сказал Феодор, что тот, который принял, посещает (того, который) принят был. Также научая, и пророк называет Господом того, который посетил, а человеком того, который заслужил посещение».


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.