Поиск авторов по алфавиту

Послание епископов области Понтийской к императору Льву

XLVIII. Послание епископов области Понтийской к императору Льву.

Благочестивейшему и христолюбивейшему императору, кесарю Льву, триумфатору, постоянному августу, Евипп, Петр, Иоанн, Гратиан, епископы вашей Понтийской области.

Кто не станет прославлять вас, непобедимейший и христолюбивейший из государей? Вы мудро управляете миром, крепко сидите на троне и достойным образом правления полагаете прекрасное основание правосудию, именно — любовь, которую вы имеете к нам. Это ясно видно из того, что никто никогда и ни к чему не имел такого весьма горячего рвения, как власть вашего благочестия к тому, чтобы христианский народ постоянно возрастал и достигал особенной славы и могущества: терпеть ему несчастия вы совершенно не допускаете. От этой цели не удерживает вас ни народная любовь, ни множество богатства, ни желание славы, ни то, что вы являетесь и именуетесь царем царей, ни все остальное, что признается за счастье людское. И ничто из всего этого вас так не радует, как то, чтобы чрез ваше величество мы наслаждались весельем, а чрез нас засвидетельствовалось пред Богом и людьми о вашем правлении, и чтобы власть ваша осталась неразрывною навсегда. Правда, не один какой-нибудь, прежде делавший нашествие на нашу область, как бы на свою, чуждый народ теперь покорен без особенного труда, а ниспровергнуты уже все окружавшие римскую империю и враждебные ей народы; но вы, все это полагая на втором месте, как бы осеняемые Божиею десницею, домогаетесь нашего единодушия, сознавая хорошо, что ваша безопасность зависит от мира церквей: ибо, если не будет нарушен мир, то и все останется непоколебимым. Итак, какой оратор, умеющий обрисовывать факты и в форме сетований представлять верно страдания, может оплакать нас? Мы не сохраняем того мира, который наследовали от отцов, а запомнили одно лишь название его, и оказываемся не имеющими к нему даже небольшого уважения. Ибо узы любви порваны; мир похищен из наших сокровищниц. О, как много зол! наши страдания вызывают у нас стоны. Любовь когда-то была нашею; она отеческое наследие, которым чрез своих учеников обогатил нас Господь, говоря: заповедь новую даю вам, да любите друг друга(Иоан. 13, 34). Прежние преемники, сыновья, получив это наследие от отцов, нерушимым соблюдали его до наших отцов, а это испорченное поколение не соблюло его. С удалением от нас любви как быстро выпали из рук наших богатства? Мы бедны любовью, а наши враги обогащаются вследствие наших несогласий; ибо псалмопевец говорит: возревновах на беззаконныя(Псал. 72, 3). Прочтем это место, немного применяя его к себе: возревновахом на беззаконныя, мир грешников зрящее. Они живут согласно между собою, они связаны друг с другом и укрепились, как канаты, взаимно переплетенные; а мы не сочувствуем друг другу и несогласны в наших

261

 


мнениях; тогда как всякий знает, что первое благо святой и достохвальной Троицы есть мир и нераздельность. Поэтому Бог — един, и веруют в Него, как во единого, не только по согласию или равенству существа, но и потому, что с этим именем единства в Боге тесно связаны другие (имена), которыми Он обладает. Так Он называется миром, любовью и тому подобными именами, которыми открывается нам, что мы этими добродетелями можем уподобляться Богу. А вторые — после Бога — власти, то есть, ангельские и небесные силы, ничего так не любят, как тишину и свободу от смятений. Далее, если мы обратим взоры на законы природы, то увидим, что небо и земля и море, и весь этот мир, величайшее и удивительное творение Божие, — о чем объявляет и Бог, — пока был в согласии и заключал в себе мир, оставаясь в собственных естественных пределах, не соприкасаясь ни с чем другим и не разрывая цепей своей гармонии, которыми творческий разум все связал, до тех пор это был мир, каковым названием обозначается особенная красота, лучше и величественнее которой никто и ничего здесь найти не может; а как скоро он нарушил мир, то перестал быть и миром, и то благо мира, какое было у него, заменяется смятением. Не будем говорить уже о том, что народы, и города, и хоры, и дружины, и дома, и состав лиц на кораблях, и супружества, и общества, во время мира возрастали, а во время смятений стали убывать; обратимся к израильтянам и постараемся исправиться, смотря на их бедствие. Пока они находились в мире и между собою и с Богом, — назывались и святым народом и Божиим жребием и царским священием (Второз. 7, 3. Исх. 19, 6), и управлялись царями, которыми руководствовал Бог; огненный столп ночью и облако днем, как бы присутствуя среди них, указывали им путь; море, пораженное жезлом Моисея, как стекло, расколовшееся сверху донизу, разделилось от одного берега до другого, так что Моисей и со всем народом, спустившись на дно его, нисколько не обмокли, а еще палимы были солнцем, и, проходя пропасть по сухому дну, не устрашились неожиданно образовавшейся из волн стены, видя, что наподобие стены сгустились по ту и другую сторону волны. При недостатке пищи, она была ниспосылаема им с неба; во время жажды скала доставила им источник; когда они сражались, то распростертые руки заменяли бесчисленное множество воинов, и молитва доставляла им трофеи и предуготовляла пути. Пред лицом их реки, подражая родственному им морю, текли назад. По молитве праведника остановилось солнце, и, прервав свой бег, дало возможность к преследованию и увеличило обыкновенную длину дня. Наконец, от обхода священников и трубных звуков рушилась твердейшая неприятельская стена. Но со временем они начали слабеть умом и стали часто попирать закон — тень будущего; начали с презрением относится к говорившим во всеуслышание пророкам и потом к евангельским чудесам, которые совершены Христом, не смотря на то, что видели безмужное зачатие и непорочное Его рождение от Девы, и слышали голос, невидимо свидетельствовавший о Том, чья слава доходит до небес, — видели исцеление телесных болезней, совершенное не каким-либо лекарством, но одним словом и свободным повелением, — и воскресение мертвых, и

262

 


страх демонов, и власть над бурями, и хождение по морю, непохожее на чудо Моисея, когда шли по морю, разделенному на две части, и по сухому дну, но хождение по самой поверхности моря, как бы по разостланной коре земной, как будто путь проходил по какой-либо твердыне; (видели) и доставление обильной пищи, сколько Ему было благоугодно, и удовлетворительное насыщение в пустыне, когда ели многие тысячи народа, для которых не манна сходила с неба и не земля из недр своих доставляла необходимое, но для которых это щедрое даяние проистекало из неизъяснимых житниц Божественной силы; и — приготовленный хлеб делал приращение в руках прислуживавших и вместе с насыщением ядущих увеличивался, так что остатки доставили обильную пищу на много месяцев, и по накормлении хлебом осталось его такое же число корзин, сколько было апостолов. Эти чудеса видел каждый, и исследовали их с большим вниманием, а также и насыщение рыбами, которые доставило не море, но Тот, Кто произвел в море этот род. За такие благодеяния они прониклись злостью, начали относиться с ненавистью к своему спасению, и, считая величайшим преступлением принять дары Господа, более вспламенялись против Спасителя и Христа, и, разделившись на несколько сторон, восстали после сами на себя; так как распятый Господь обрек их на это именно наказание. Долго рассказывать, как много они перенесли во время угнетения: они не пищу подавали детям, но их (самих) закалали на пищу, и как средство против голода употребляли то, что́ для них было дорогим залогом. Но одно бедствие их особенно велико, именно, что они рассеяны по всему миру; так что у них не стало и богопоклонения и едва можно признать помост Иерусалима, к которому переноситься они могут настолько, насколько могут оплакивать его опустошение. Но и имея (пред глазами) такие примеры, мы более и более идем по бедственному пути несогласия. Увы мне! мы обогатились несчастиями, и тьма объяла все и все покрыла; наши бедствия гораздо сильнее десяти казней египетских. Мы уже опасаемся осязательной тьмы, опасаемся, чтобы в настоящую пору не покрыл нас дым того огня, который ожидается (пред концом мира), опасаемся, не участвует ли в настоящих событиях антихрист и не считает ли он благоприятным поводом к (проявлению) своей власти наши пороки и настоящие события; ибо он не нападает на укрепления ставших добре и не приближается к вооруженным любовью. Поэтому Иеремия в книге своей говорит: «я пла́чу и прошу потоков слез глазам моим» (Иер. 9, 1). Бедствия умудряют к (такому) желанию и достаточны, чтобы вызвать стенание, и я скорблю, и нет средства к облегчению скорби, никаких слов недостаточно для этого; потому что, победив врагов, мы сейчас же разоряем самих себя, как безумные пожираем собственную плоть, и не сознаем, что стреляем друг в друга и друг от друга обращаемся в бегство. Ибо, если прошения, поданные вашему величеству благочестивейшими епископами и почтеннейшими клириками египетского округа, согласны с истиной; то какое допущено множество злодеяний? И где можно найти столь горький конец какой-нибудь трагедии? Кто от такого повествования не выйдет из философского хладнокровия и останется без слез, слыша, что посредник

263

 


между Богом и людьми, предстоявший вместе с ангелами, бывший в хоре вместе с архангелами, — в досточтимое время пасхи, когда даже скопища разбойников оставляют свои занятия, когда оружия не поднимаются, претории ничем не занимаются, и все христиане, оставив прочие занятия, имеют одно желание чистотою молитвы приобресть участие со Христом в Его страданиях и таинстве воскресения, — был вырван из недр духовной матери и притом теми, которые, быв научены им, возродились в этом источнике, — (слыша) также и о том, что священник, приносивший бескровные жертвы, убит и священнодействовавшая рука обагрена своею кровью, что тело его рассечено на много частей, подверглось различным поруганиям, сделалось предметом осмеяния для неразумного народа, так как мужчины и женщины и даже юноши превратили это бедствие в торжество, предано огню в христианском городе и, по распадении костра, обращено в пепел? Впрочем, это сделано для того, чтобы священнослужителю выйти победителем из всех стихий; на земле он был истерзан, в огне сожжен, по воздуху рассеян, и, как обыкновенно бывает, быв раздроблен на мельчайшие частицы и атомы, был увлечен волнами в соседние источники, так что не удостоился христианского погребения, в котором не отказывают даже нечестивцам. Сколько достойно вероятия, что тогда язычники и иудеи, презревшие столько чудес, смеялись над нашими таинствами! Так и эти события будут для наших потомков невероятными и горькими баснями. Но кто же виновник этих злодеяний, если только обвинители говорят правду? Тот конечно, кто еще при жизни первосвященника насильно взошел на кафедру Марка и прелюбодейно посягнул на непорочные чертоги, неумытыми ногами приступив к священному алтарю, кто сам себя поставил первосвященником, кто вместе с тем нарушил все каноны отцов и сам, как вздумалось, снял с себя осуждение, и кто, не нуждаясь в голосах прочих епископов, признал неслыханное и воображаемое избрание себя (в епископа), сделанное епископами осужденными и притом двумя; тогда как в правилах отцов, почитающих святую и достопокланяемую Троицу, предусмотрено, чтобы при избраниях епископов были непременно на лицо по крайней мере три епископа 1). Но он не обратил внимания на такое предостережение, потому что по добродетели не мог превзойти предстоятеля церкви александрийской, а избрал иной способ, которым изобличил себя в противоположных качествах, и с ним случилось то же, что́ случается с людьми, ослепленными неистовым бешенством и разрушающими все, что́ ни попадет под руку, хотя бы всячески следовало пощадить это. Будучи таковыми, эти люди дерзают лечить других, и делают это не мягкосердечно и кротко, но как какой-нибудь неопытный врач, способный только резать и убивать, которому действительно следует сказать: врачу, исцелися сам(Лук. 4, 23). Итак, он исключил из диптихов того, кто законно и правильно должен был быть почтен духовною степенью, и вписал того, кто определением стольких епископов низвержен с первосвященнической кафедры. Если это было так, как сказано

_______________

1) Собор никейс. прав. 4

264

 


(потому что, живя на краю Понта, мы не знаем сущности этого дела), то вашему миролюбию необходимо исправить это дело; потому что, если не будет уничтожена причина болезни, то здравие не может быть восстановлено. А так как те, которые сначала допустили многое, упомянули и о соборе: то, хотя бы нам случилось пострадать, подвергнуться опасности за истину, мы, взяв смелость и свободную решимость, говорим о нем без утайки; потому что ни в ком из нас нет признаков разности, так чтобы мы могли удалится от учения первообразного и вследствие этого часто спотыкаться при произнесении приговора об истине; хоть многие действительно из-за пристрастия к славе и власти поступают вопреки правилам честности, тогда как они должны были бы подчиниться не высокомерию или гордости, но жизни. И эти-то люди уклоняются от истины и увлекают за собою большую часть простого народа, у которого в обычае радоваться возмущениям и увлекаться вместе с увлекающимися. Впрочем, следует спокойно относиться к таким злоумышлениям вооруженных людей; потому что за епископский сан говорят чудеса389. Ибо можно ли сколько-нибудь иначе, спустя столько времени, думать о тех, которые следуют учению Григория великого, епископа нашего города, и других епископов того же имени и Василия и бессмертного Афанасия? Или они могли думать несколько иначе о том, что́ неизменно, и последующими определениями постоянно нарушать прежние? Не скорее ли (своею) тишиною они отражали нападения противников, всегда поднимающих вопросы о Боге, и после долгих смут восстановляли мир в святых Божиих церквах? Ибо как материя вещей, при сильном порыве ветра, от трения самой о себя, часто сама собою производит огонь и пламя, прежде нимало не быв подвергнута ему, пока не перестанет дуть ветер; или как затаившийся в соломе огонь, без всякого содействия воспламенению посредством раздувания, ни рядом лежащих предметов не сожигает, ни совершенно быть погашен не может, но вместо пламени какой-то дым выходит из соломы на воздух, а при раздувании дым обращается в пламя: так и теперь действуют, когда недовольства, порождающие козни против нас, сокрыты внутри. Если же мы, собравшись, решимся вступить в состязание с противниками, — чего, при управлении империей вашим благочестивым могуществом, пусть никогда ни уши не услышат, ни глаза не увидят, — то предстоит опасность, как бы нам не дойти до самой постыдной брани, и как бы смятение не увеличилось; и тогда ни они ни мы не можем рассчитывать на мир. Во избежание этого нужно размышлять о том, что Царь небесный уже при дверях, что, может быть, мы переживаем последние времена, что сам Господь грядет в славе Отчей, и мы должны будем узреть Его уже не в образе, но во всей Его славе, что Он будет судить всех людей, колеблющихся сомнением между страхом и надеждою будущего и потому с нетерпением ожидающих того или другого исхода. А так как ваше миролюбие соблаговолило потребовать нашего мнения и относительно тех, которые собирались в Халкидоне: то,

_______________

1) На поле: Григорий, епископ неокесарийский, назван назван θαυματοργὸς — чудотворцем.

265

 


взирая на множество этих украшенных сединою и мудростью, отличавшихся всеми духовными дарами мужей, которые, кроме того, прославили веру того количества благочестивых отцов, которых Дух Святой собрал в Никее, и тех, которых тот же Дух собрал в царствующем городе, с которыми и мы находимся в согласии, — мы и благочестно храним то, что ими предусмотрено, и никак не отвергаем столь важного собора. Итак вот что вкратце мы представляем не по-аристотелевски, а с простотою рыбарей. Если же что-либо сказано нами безграмотно, или по незнанию сочетания и красоты речи, или вследствие далекого уклонения от предмета, то мы просим у вашего благочестия снисхождения.

Евипп, милостью Божиею епископ святой Божией церкви в митрополии Неокесарии, подписал, и молюсь, да сохранится миролюбивая власть вашего благочестия, благочестивейший и боголюбезный император, на многие лета для благосостояния святых Божиих церквей и всего мира.

Петр, епископ команский, тоже. Иоанн, епископ полемонийский, тоже. Гратиан, епископ керасунтский, тоже.


Страница сгенерирована за 0.69 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.