Поиск авторов по алфавиту

Послание епископов собора кизического к императору Льву

XLIII. Послание епископов собора кизического к императору Льву.

Благочестивейшему и христолюбивейшему, и достойно приявшему от Бога власть и господство над целым миром, победителю, постоянному августу Льву, собор смиренных епископов, собранный благодатью Христовою и по повелению вашего миролюбия в Кизической митрополии, что в области Геллеспонтской.

Что́ касается твоей веры, христолюбезный и благочестивейший из государей, то слово не в состоянии будет сравняться с (твоим) рвением. Ибо ясно, что при вас империею управляет скорее божественное благочестие. Вследствие твердости этой веры вы отбираете голоса у священников, дабы права досточтимой веры охранялись общим согласием. Поэтому стремлению вашего величества содействует Христос, Господь всяческих. Итак, всеми силами и скорее желая выполнить повеление вашего благочестия, мы в этом посредственном послании заявляем то, что́ нам, после продолжительного рассуждения и обсуждения, заблагорассудилось. Прочитывая высочайшую грамоту вашей милости, посланную к нам чрез Евдоксия, благоверного магистриана, мы в самом уже начале увидели блеск благочестия и величайшего за веру ратования вашей светлости. А сверх того (в ней мы нашли) и учиненное там дознание относительно смерти священника, которую некоторые человекоубийцы не убоялись самовольно причинить блажен-

247

 


ной памяти Протерию, епископу города Александрии, и, как изложено в прошении тех, которые и после смерти почитают его душу, не устрашились умертвить его в священной крещальне, влачили его по всему городу, а потом предали остатки его огню и пепел дерзнули развеять по ветру. Этот грех оказывается поразительнее всякой трагедии, всяких басен, или подобного рода вымыслов поэтических произведений, и сетование об этом нисколько не уступает плачу Иеремии. Ибо кто, имеющий чувство, не воскликнет, что эти своевольники более жестоки, чем звери, которые однако ж не знают отмщения за себя после смерти от единокровных. Кто, дерзающий так оскорблять умершего, может даже по одному имени считаться христианином? Но за кровь священника последовало скорое отмщение от Господа Христа, который, как известно, есть учредитель священства; так мы знаем из священного Писания, что кровь святого Захарии не попустила остаться Иерусалиму ненаказанным. Если бы священником и было сделано что-либо противное законам, что́ могло бы лишить его епископского достоинства, то выполнить это следовало не руками человекоубийц, но судом церковных и гражданских законов. Итак, если прошения говорят правду, то этот проступок оказывается слишком жестоким. В этом деле, великий государь, отмщения или — точнее — милости можно ожидать только от вас. И особенно следует пощадить город Александрию, как предполагает и ваше миролюбие. Если же следует оставить без исправления и народ, который считает беспорядки законом, то и это зависит от воли вашего благочестия. Но Тимофей, который, как видно из прошений, сделался теперь епископом александрийским, на этом месте оставаться не может. Ибо, если он был лишен пресвитерского сана и после справедливого осуждения сослан, что не было однако опять отменено по правилам — собором святых отцов; потом, если по священным правилам посвящение епископа совершается всеми собравшимися епископами области, и хотя по сильной болезни, или по другим необходимым и неизбежным причинам бывают отсутствующие, однако они заявляют согласие на сделанное избрание своими посланиями; если, наконец, Тимофея поставили два человека, и притом оба осужденные, без всякого согласия на то собора египетского: то такому человеку не следует оставаться в епископском сане, впрочем если только, как мы сказали, прошения нисколько не удаляются от истины. Но и читая просьбы, поданные вашему миролюбию в защиту его, мы находим выражение благодарности пред вашим благочестием, а после этого изложение собственной веры. Ибо они сказали, что они принимают святой собор, созванный в Никее, и веруют согласно с его изложением (веры); собора же 150-ти почтеннейших епископов и того, который недавно состоялся в Халкидоне, они совершенно не знают. Мысль такого рода показывает, что они веруют противно святым епископам, которые существуют во всем мире. Ибо, если они отвергают собор, состоявшийся против ересей, каковой был собор, созванный в великом царствующем городе при блаженной памяти Нектарии, то очевидно, что они не хотят отвергать, но скорее сами держатся тех ересей, которые святые отцы, сделавшие эти благочестивые постановления, предали анафеме. Подлинно, самое первое пра-

248

 


вило в этих постановлениях то, которое открыто анафематствует все ереси. Итак отвергающие столь святой и почтенный собор, который прежде всего подтвердила истина и который потом в продолжение столь долгого времени имел силу, очевидно, являются соблазняющимися не в одном пункте, но изнемогающими во многих ересях. Ибо те, которые удаляются закона — помощника истины, являются врагами самой истины, когда притворяются, будто не знают того собора, который утвердил и сам Протерий, бывший тогда боголюбезный епископ александрийский, муж достопочтенной души, который присутствовал вместе с ними. Мы же осуждаем их в великом невежестве относительно неизреченного вочеловечения; потому что, когда они выдают себя наученными божественному Писанию от самого святой и блаженной памяти Кирилла, епископа александрийского, то они или не знали определений, сделанных им по божественному вдохновению, о неизреченном вочеловечении, или доселе прикрывались личиною благочестия; так как до смерти святой памяти Кирилла они были в общении с ним, а после кончины его являются разномыслящими с ним. Итак, собравшись тотчас по получении грамоты от вашего благочестия, мы заявляем вашему миролюбию, что мы дознали, что собор халкидонский следовал изложению 318-ти святых отцов, собиравшихся в городе Никее, в присутствии на этом почтенном, бывшем тогда, соборе также святой и блаженной памяти Маркиана и священнейшего и благовернейшего сената. Поэтому мы следуем во всем воле святых отцов. Итак, мы всеми силами старались скорее удовлетворить повелению вашего благочестия. Господь же всех и покровитель Христос да сохранит власть вашего благочестия, да продлится она на многие лета, дабы, при здравии вашего миролюбия, святейшие церкви Божии и вся вселенная наслаждались миром.

Евоптий, смиренный епископ Кизической митрополии, умоляющий святую и единосущную Троицу сохранить для блага всех ваше благочестие невредимым и на долгое время, подписал.

Петр, епископ дарданский, тоже. Тимофей, епископ керамский, тоже. Фалассий, епископ парийский, тоже. Давид, епископ андрианский, тоже. Пионий, епископ троадский, тоже. Александр, епископ оккский, тоже. Феосевий, епископ илийский, тоже. Ермий, епископ авидский, тоже. Патрикий, епископ андрианофирский, тоже. Сотомин, епископ милетский, тоже. Политен, епископ скепсийский, тоже. Савва, епископ пионийский, тоже. Армоний, епископ лампсакский, тоже. Иоанн, епископ пэманейский, тоже. Домнин, епископ варенский, тоже.


Страница сгенерирована за 0.58 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.