Поиск авторов по алфавиту

Послание египетских епископов и клира епископского ко Льву августу

XVIII. Послание египетских епископов и клира епископского ко Льву августу.

Благочестивейшему и христолюбивейшему и богоизбранному, победителю, триумфатору, постоянному августу, Льву, прошение, представленное от всех епископов вашего египетского округа и от клириков святейшей церкви вашего великого города Александрии.

Одаренный от Бога высшею милостью, ты по справедливости не перестаешь помышлять об общей пользе, после Бога всяческих досточтимый император. Почему даже всякая сила слов побеждается твоими делами, которыми умилостивляется Божество; да при этом и не нужны слова для тех, для кого дела составляют доказательство. Недавно избранный

194

 


Богом и украшенный порфирою, ты, которого избрал сам Творец всего, прекрасно рассудил показать вое великое назначение, воздавая благими начатками Подателю благ, когда немедленно, в самом начале, своим благочестивейшим голосом, выходящим из письма к святейшим епископам-митрополитам, укрепил неразрушимую скалу кафолической Церкви и утвердил постановления в пользу православной веры всех прежних благочестивейших государей. Сверх того, согласившись с тем, что́ недавно узаконено святой и блаженной памяти государем нашим Маркианом, вы не иное что купили, как мир всех и твердость государства, обуздывая языки тех, которые восстают против церквей христианских и хулят Бога, или каким-либо образом погрешают против Него. Ибо своеволие еретиков, отторгающихся от правой веры, есть явное оскорбление Бога. Посему, досточтимый император, весьма хорошо зная, что существует это отродье лукавого, всегда строящего ковы спокойствию святых церквей Христовых и не допускающего утвердиться ненарушимому их миру, ты справедливо постарался вскоре приложить свое попечение, противостоящее ему во всем. Это есть дело благочестивейших государей, ратующих за православную веру и противостоящих бедствиям, которые приходят отвне и вредят душам верующих. Итак к тебе, обладающему этим благочестивым духом, защитнику рода человеческого, и показавшему столько ревности ко Христу, обращаемся и мы, первосвященники Христовы, хотя грешные, потерпевшие тягостнейшие бедствия, которых мы не в силах ни достаточно изобразить на словах, ни достойно оплакать. Расскажем, как произошло наше бедствие. Когда кафолическая, чистая и апостольская вера тремястами восемнадцатью святыми отцами в Никее была изложена и везде утверждена, и принята всеми право проповедующими слово истины, то и каждый (собор) православных епископов, по временам (собиравшихся) для ниспровержения пустых вопросов, часто возникавших против правой веры, и для защиты право рассуждавших отцов, утвердил ее и укрепил. Подобным же образом и халкидонский святой вселенский собор, собиравшийся недавно при благочестивом святой памяти государе Маркиане, сохранил эту веру целою и неповрежденною, отсекши язву плевел, всеянных некоторыми в истинные догматы, утвердивши, как мы сказали, спасительный символ досточтимой веры никейской и составивши для него неизменные термины, как внушила благодать Святого Духа, и постановил правило, которым запретил всякое прибавление и всякое убавление против правого исповедания. Почему, необходимо, и наш египетский собор, вместе с архиепископом нашим Протерием, несомненно согласен с ним и мудрствует также; и мы, единодушно со всеми Христовыми священниками целого мира, и с высшими из всех святыми епископами, то есть, Львом римским, Анатолием константинопольским, Василием антиохийским и Ювеналием иерусалимским, и со всеми православными епископами, трудимся, по слову святого апостола, в утверждении евангельской веры и мудрствуем во Христе вместе с нашими церквами и городами; и православный народ у нас и в Александрии находится в ненарушимом мире, исключая Тимофея, который вскоре после святого хал-

195

 


кидонского собора, когда облечен был пресвитерским достоинством, отторгся и отпал от веры кафолической Церкви, с четырьмя или пятью только епископами и немногими монахами, попавшими в еретическую секту Аполлинария и ему подобных, за что́ они правильно тогда осуждены святой памяти Протерием и всем египетским собором и даже, по императорскому повелению, достойно попали в ссылку. Лукавый нашел пригоднейшее для своих злоухищрений оружие в этом Тимофее, которого мы признаем лишенным всякого добра, а только способнейшим орудием диавольского ума. Давно жадно домогаясь епископства великого города Александрии, как показал исход дела, сильно желая того, чего ему должно было избегать, если бы он был благоразумен, много предпочитая то положение, которого, как притворялся сначала, он избегал, коварно выждав преставления святой памяти государя Маркиана, переселившегося чрез то к Богу, и бесстыдно восставая против него хульными словами, бессовестно анафематствуя святой вселенский халкидонский собор, собрав мятежную и подлую чернь народную и вооружив ее против святых правил, церковного благочиния, целого государства и законов, (Тимофей) напал на святую церковь Божию, которая имела тогда пастырем и учителем святейшего нашего отца и архиепископа Протерия, праздновавшего обычные собрания и проливавшего молитвы к Спасителю всех нас Христу за царство вашего благочестия и за христолюбивый ваш двор, при собрании в самом городе знатнейших судей, курии, верующего народа и вместе всего клира и монахов. Когда таким образом происходило это зло и едва кончился еще день, в то время, как боголюбезный Протерий по обыкновению жил в епископии, Тимофей, взяв с собою двоих. справедливо обвиненных, епископов и также клириков, осужденных, как мы сказали, жить в ссылке, — как будто он мог принять возложение рук от двоих, когда не присутствовал совершенно никто из православных епископов египетского округа, как было в обычае присутствовать при таких рукоположениях александрийских епископов, — счел себя получившим первосвященнический престол, открыто предпринимая прелюбодейство в церкви, которая имела своего жениха, совершавшего в ней божественные таинства и украсившего ее престол по правилам. Не откладывая вдаль богопротивного и во всех отношениях бедственного дела, он вдруг с каким-то непонятным бешенством сам себя посадил на престол, считая за закон и порядок церковный бессмысленную ярость возмущенного народа, и не принимая во внимание ни правил отеческих, ни закона императорского, ни постановлений церковных, ни порядка, ни власти императорской, ни строгости судебной, немедленно стал совершать рукоположения епископов и вместе клириков, сам будучи епископом без рукоположения. Не имея и первой степени пресвитерства, он совершал крещение, и отправлял все действия, которые ему никак неприлично было исполнять. Когда он продолжал ежедневно поступать так дерзко и нагло, знатнейший и славнейший военачальник Дионисий, спустя несколько дней после того, как прожил в другом месте, прибыл в страждущий город и приказал зловредному для церкви, жесточайшему тирану удалиться даже из самого

196

 


города. Сделавши эго, он позаботился об общей пользе церкви и города Но по истечении немногих таких дней, когда некоторые умыслили из-за Тимофея возмущение и безумную ярость против святой памяти Протерия, этот блаженной памяти (епископ) сделал не что иное, как, чтобы дать место гневу, по Писанию (Рим. 12, 19), удалился в священную крещальню, избегая нападения согласившихся на его убиение. В этом месте без сомнения страшно было и варварам и всем жестоким людям, даже не знающим служения этого места и исходящей оттуда благодати. Однако ж те, которые от начала старались привести в действие намерение Тимофея не желая, чтобы Протерий спасся в этих неприкосновенных местах, не страшась ни служения места, ни времени, так как был праздник спасительной пасхи, и не пугаясь самого священства, которое есть посредничество между Богом и людьми, напали на невинного мужа и безжалостно убили его с другими шестью человеками; потом, возя везде его израненный труп и зверски влача почти но всем местам города, без милосердия поражали ударами бесчувственное тело, рассекли его на части и не удержались, на подобие собак, кусать внутренности этого мужа, которого недавно считали для себя посредником между Богом и людьми; наконец, предавши останки его тела огню, развеяли даже пепел его по ветру, превосходя в свирепости всех диких зверей. Виновником же и мудрым (если Богу угодно) устроителем всего этого был Тимофей — сначала прелюбодей, потом человекоубийца, почти собственными руками совершивший это злодеяние, и потому достойный осуждения, так как тот, кто повелевает делать зло, по наказанию весьма близок к тому, кто делает его (Рим.1, 32). К этим злым делам он без страха присоединил еще худшие, потому что он несправедливо, вопреки правилам, отправляет служение. Тот, который по святым канонам не может иметь общения и с мирянами, доселе совершает священные таинства и управляет самовластно святою александрийскою церковью, злобно опустошает ее имущества, как ему угодно, бедных, имеющих пропитание от церкви, всячески лишает ее вспоможения, раздавая его другим злодеям. Из открыто осужденных четырех или пяти епископов, противников, как мы сказали, православной веры, одних он имеет при себе, а других посылает по городам для преследования в них православных епископов; но не перестает и других рукополагать. А тех, которые правильно состоят епископами, как общников святого вселенского собора и святой памяти Протерия, он анафематствовал; и таким образом изгнал весь святейший клир города Александрии, имеющий также общение с вселенским собором и святой памяти архиепископом Протерием; а также клириков, которые рукоположены были в наших церквах и нами, он представил всех совершенно еретиками и анафематствовал. Православных же старцев, святой памяти Феофила, епископа города Александрии, и святой памяти Кирилла, и блаженной памяти Протерия, всех древле рукоположенных, и анафематствовал, как мы сказали, и лишил всякого священства. Он присовокупил к этим злодеяниям еще и то, что исключил из почтенных диптихов имя святой памяти Протерия, а поставил в них свое имя и Диоскора

197

 


осужденного вселенским собором, от которого не получал рукоположения. Как пьяный, он убеждается, что от его различных хитростей дела повсюду в таком положении, и по всем городам и почтенным монастырям предписывает, чтобы никто не вступал в общение с епископами или клириками, которые суть или были общниками святого халкидонского собора и почтенной памяти Протерия, и не считал бы клириками тех, которые рукоположены нами, но приказывает на место их определять других, как тех, которых он сам рукополагает, так и тех, которых поставлять он поручает другим. Когда, вследствие этого, все святые церкви египетского округа объяли мрак и печаль, еще более увеличившиеся от расстройства в них дел, в таком положении находящихся, мы, пренебрегая собственным здоровьем, не смотря на многотрудность пути, принуждены были выйти из наших городов, проводить жизнь боязливее зайцев и лягушек по причине клевет, выдуманных против каждого из нас Тимофеем и его единомысленниками, и поспешать, как к тихому и безмятежному пристанищу, к стопам вашей кротости, оставив сослужителей наших, скрывающихся в некоторых местах по причине строимых теми (злодеями) ковов, не могущих совершить вместе с нами длинного пути, ожидающих чрез нас помощи вашего благочестия и содержащих одну и туже веру с нами и со всеми александрийскими клириками. А так как то, что ежедневно предпринимается Тимофеем, так явно, что для доказательства не требует убеждений или трудов, когда его высокомерие открыто направилось и против правил отцов, и против постановлений церковных, и против самого государства, против всякого правительственного достоинства и власти, и, решаемся прямо сказать, даже против власти вашего благочестия: то мы просим и умоляем вашу христолюбивую власть, не потерпите, чтобы православная и непорочная вера, везде всецело сохраняемая и несомненно существующая, относительно которой никто из нас не разногласит, но, как мы сказали, мы согласны со всеми священниками вселенной, чтобы эта правота веры подверглась самовластию, но защитите скорее правила святых отцов, церковный порядок, гражданское благочиние, и святые великие соборы, в разные времена собиравшиеся для укрепления православной веры, от оскорблений, и благоволите написать к святейшему архиепископу римскому, да будет это известно ему от вашей кротости, также к антиохийскому, иерусалимскому, фессалоникскому, ефесскому и другим, кому заблагорассудится вашей власти (архиепископу этого царственного города Анатолию объяснено это дело нашим прошением), чтобы их святость, верно зная несчастия, которые чрез Тимофея постигли церкви православных и епископов, дала знать вашему благочестию, что́ определено правилами святых отцов на случай таких злодеяний. И тогда пусть постановит ваше величество, чтобы так разоривший церковные постановления удалился от святой церкви александрийской, в которой предстоятельствовал тираническим образом, предпринял и совершил незаконные распоряжения, и чтобы он подвергся наказанию за столько преступлений. Потом пусть повелит, чтобы, как заповедуют святые правила отцов и передает древний обычай, весь собор египетского округа, православный и

198

 


имеющий общение с епископами всей вселенной, избрал какого-нибудь мужа святой жизни, достойного священства и имеющего общение с вселенским собором, равно как и с вашим благочестием, который бы оказался безукоризненным на престоле святого евангелиста Марка, и который бы мог управлять александрийским народом в святости и правде, имел силу защищать нас, как собственные члены, был силен утешать словом и учением, по апостолу (Тит. 1, 9), чтобы мог научать противящихся и возвращать с утешением к истине. А если (чему мы не верим) после того, как воспоследует то, о чем мы усердно просили, нужен будет еще собор, не ради дела веры, потому что, как мы прежде сказали, мы никоим образом не сомневаемся, но ради новизн, несправедливостей и беззаконных дел Тимофея: то мы не будем ни избегать этого, ни медлить при этом, но скорее приступим, надеясь, что самая наша правота доставит нам защиту, потому что, когда мы не произносим ни одного слова в опровержение или одобрение этих (людей), самое то, что́ ими учинено и доселе совершается неправо, вопреки святым правилам, почти голос свой издает против них и никак не может быть скрыто. А так как (Тимофей) с своими (приверженцами) до настоящего времени неотступно и бесстыдно порицает и анафематствует высших архиепископов, то есть, Льва римского, и Анатолия константинопольского, и Василия антиохийского, и весь халкидонский собор, и всех епископов всей вселенной, и повсюду православных клириков и мирян: то, вследствие этого, униженно просим вашу кротость, пока наши просьбы придут в исполнение, повелите постановить словами вашего благочестия, дабы удержать Тимофея от вожделенного безумия, чтобы он не совершал, как епископ, никаких рукоположений епископов, или клириков, или каких-нибудь других, не праздновал молебных собраний и не исполнял какого-либо другого дела епископского, чтобы ничего не предпринимал и не вводил нового против наших городов, или церквей, или против нас, так как он оказался решительным противником и собора и вместе кафолической веры, и чтобы не расточал, как ему захочется, имущества церкви александрийской, и денег, как он злоумышляет, не обращал в свою пользу; но чтобы собором старшего клира города Александрии, конечно исключая тех, которые ныне несправедливо и вопреки правилам рукоположены Тимофеем, поставлен был (кто-нибудь из тех), которые еще прежде, во времена предшествовавших отцов, явили доказательства ревности и любви к святой Церкви, дабы он мог пещись о делах церкви и сохранять ее доходы Господу. Пусть это узаконение будет издано вашим благочестием. Всех же клириков, достойных чести и в уважении состарившихся, которые, как мы сказали, изгнаны Тимофеем, повелите без поношения возвратить к их церквам, дабы они спокойно приносили торжественные молитвы о вашем благочестии, и о сохранении в мире и тишине города и святых церквей, в нем учрежденных, к славе Христа и спасению и долгоденствию вашего христолюбивейшего благочестия. А о том, о чем мы просили, отправьте послание к знатнейшему военачальнику Дионисию, а также и к судиям

199

 


каждой области, дабы постановленное вашею кротостью было соблюдено и приведено в исполнение.

Нестор, епископ города Флагонита, это прошение подписал. Афанасий, епископ города Тоицены, тоже. Пульсаминон, епископ города Никиота, тоже. Феона, епископ города Вантены, тоже. Пимен, епископ элезматский, тоже. Афанасий, епископ фоиторский, тоже. Аполлон, епископ антифорский, тоже. Гарпократ, епископ гавэйский, тоже. Павел, епископ танейский, тоже. Исаия, епископ города Навкратены, тоже. Исаак, епископ финейский, тоже. Петр, епископ скино-мандрский, тоже. Маврион, епископ котенопольский, тоже. Максим, епископ газульский, тоже. Аммоний, пресвитер александрийский и эконом, тоже. Тимофей, пресвитер и эконом той же церкви, тоже. Аарон пресвитер и Макарий пресвитер тоже. Феодор диакон и Протерий диакон тоже.


Страница сгенерирована за 0.46 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.