Поиск авторов по алфавиту

Автор:Лев Великий, свт., Папа Римский

Лев Великий, свт. Послание к Максиму, епископу антиохийскому

XIII. Его же послание к Максиму, епископу антиохийскому.

Лев, епископ кафолической Церкви, возлюбленнейшему брату Максиму, епископу антиохийскому.

Сколько твоей любви приятно общее святейшее единство веры и спокойное согласие церковного мира, — показывает текст твоих посланий, которые доставили к нам наши дети, пресвитер Мариниан и диакон Олимпий, и которые тем более приятны нам, что чрез них мы обмениваемся взаимными приветствиями, и более и более делается известною благодать Божия, которою бывает то, что во всем мире радуются явившемуся свету кафолической истины. Правда (о чем мы много сожалеем), некоторые доселе, как показывает рассказ нунциев, любят свою тьму, и даже ныне, когда везде воссиял свет дня, услаждаются мраком своей слепоты, и, потеряв веру, остаются с одним пустым именем христианина, не имея смысла распознать заблуждение от заблуждения и отличить богохульство Нестория от нечестия Евтихия. Никоторая их ложь не может казаться извинительною ради того, что они в своем нечестии противники (друг другу). Ибо, когда ученики Евтихия отвращаются от Нестория, а последователи Нестория анафематствуют Евтихия, — судом православных осуждается та и другая сторона, и обе ереси вместе отсекаются от тела Церкви, потому что ни та ни другая ложь не может иметь с нами согласия. Нет разницы в том, в силу какого святотатства они не соглашаются с истиной воплощения Господня, когда того, что́ они весьма неправильно думают, ни авторитет Евангелия,

186

 


ни смысл таинства не допускают. И посему, возлюбленнейший брат, твоя любовь должна всем сердцем уразумевать, в управлении какой церкви председательствовать тебе благоволил Господь, и должна помнить то учение, которое основал верховный всех апостолов, святейший Петр, во всем мире — одинаковою проповедью, а в городах Антиохии и Риме — особенным учительством, дабы ты понимал, что он преимущественно в жилище своего прославления требует (исполнения) тех постановлений, которые он предал, как принял от самой Истины, им исповедуемой. Никоим образом не допускай в восточных церквах, и особенно в тех, которые никейские каноны святых отцов отчислили к антиохийскому престолу, чтобы Евангелие подвергалось нападениям от нечестивых еретиков и чтобы кем-нибудь было защищаемо учение или Нестория, или Евтихия. Ибо, как я сказал, камень (petra) кафолической веры, наименование которого получил от Господа святой апостол Петр, не имеет никакого следа того и другого нечестия, и ясно и очевидно анафематствует и Нестория, который, разъединяя естество Слова и плоти в соединении пресвятой Девы, и разделяя одного Христа на два, хотел, чтобы одно лицо было божественное, а другое человеческое, тогда как совершенно один и тот же есть Тот, который по вечному божеству рожден от Отца без времени, и от Матери рожден во времени; равным образом проклинает и Евтихия, который, отрицая в Господе Иисусе Христе истинность человеческой плоти, утверждал, что самое Слово преобразовалось в плоть, так что родиться, воспитаться, преуспевать, страдать, умереть, быть погребену и в третий день воскреснуть свойственно было одному божеству, которое приняло не истинный зрак раба, но подобие. Итак, тебе нужно с особенною неусыпностью остерегаться, чтобы еретическое заблуждение не осмелилось чего-нибудь присвоить себе, тогда как тебе прилично сопротивляться ему священническою властью, и чаще уведомлять нас о преуспеянии церквей своими донесениями о том, что делается. Ибо достойно признавать тебя соучастником апостольского престола в этих заботах и, для увеличения бодрости, (признавать) преимущества третьего престола, так чтобы они ничьим честолюбием не были уменьшаемы; потому что я питаю такое уважение к никейским канонам, что постановленного святыми отцами не позволял и не допущу нарушить никакою новизною. Хотя заслуги предстоятелей иногда бывают различны, однако права престолов остаются; хотя завистники при случае могут производить в них некоторое замешательство, однако они не могут уменьшить достоинство (их). Посему, когда твоя любовь уверена, что должно сделать нечто в защиту преимуществ антиохийской церкви, то пусть она постарается изъяснить это собственным посланием, чтобы и мы могли решительно и справедливо отвечать на твое рассуждение. А теперь достаточно будет объявить на все вообще, что если кем-нибудь, вопреки постановлениям никейских канонов, на каком-либо соборе, было что-нибудь или предпринято, или кажется на время вынуждено, это нимало не может причинить предссуждения неизменным определениям. И легче будет нарушить договор каких-нибудь соглашений, нежели повредить в какой-либо части правила упомянутых канонов. Честолюбие не пропускает случаев к пронырству:

187

 


и сколько бы раз, по разным причинам, ни составлялось общее собрание священников, трудно, чтобы страсть наглецов не усиливалась домогаться чего-нибудь выше своей меры. Так даже и на ефесском соборе, который ниспроверг нечестивого Нестория с его учением, епископ Иувеналий, для достижения первенства палестинской области, думал, что он может поставлять (на места), и дерзнул утверждать высокомерных посредством вымышленных писаний. Святой памяти Кирилл, епископ александрийский, справедливо ужаснувшись этого, уведомил меня своим посланием, на что дерзнула упомянутая страсть, и с большою заботливостью просил, чтобы не было дано никакого согласия на несправедливые домогательства. Ибо ты мог бы знать, что то послание святой памяти Кирилла, с которого списки ты прислал к нам, мы получили подлинником, который отыскан в нашем архиве. Впрочем, мое собственное решение таково, что какое бы значительное число священников ни определяло, по пронырству некоторых, нечто такое, что оказалось бы противно постановлениям 318-ти отцов, это должно быть подвергнуто рассмотрению правосудия: потому что спокойствие всеобщего мира не иначе может охраняться, как если будет соблюдаться ненарушимое почтение к канонам. Если, действительно, теми братьями, которых я посылал вместо себя на святой собор, воспрещено было сделать что-нибудь сверх того, что относится к делу веры, то конечно не будет иметь никакой твердости: потому что они были отправлены апостольским престолом только для того, чтобы при опровержении ересей были защитниками кафолической веры. Ибо все то́, что́ сверх частных дел представляется на рассмотрение епископов в соборных собраниях, может иметь некоторое основание для обсуждения тогда, если об этом ничего не определено святыми отцами в Никее. Что́ не согласно с их правилами и постановлениями, то никогда не получит согласия апостольского престола. С каким рачением это охраняется нами, ты узнаешь из списка с того послания, которое мы отправили к константинопольскому епископу: постарайся привести его в известность всем нашим братьям и священникам, дабы они знали, что церковный мир должно хранить посредством угодного Богу согласия. Также твоей любви нужно иметь ту предосторожность, чтобы кроме священников Господа никто не смел присвоить себе право учить и проповедовать, будет ли он монах, или мирянин, который славится каким-либо знанием. Ибо, хотя должно желать, чтобы все сыны Церкви умствовали правильно и здраво, однако не надобно допускать, чтобы каждый, стоящий вне священного чина, принимал на себя звание учителя, когда в Церкви Божией все должно быть устроено так, чтобы в одном теле Христа и высшие члены исполняли свои обязанности, и низшие не отделялись от высших. — Дано в третий день идусов июня, в консульство знатнейшего мужа Опилиона 1).

_______________

1) В 453 году.

188


Страница сгенерирована за 0.69 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.