Поиск авторов по алфавиту

Автор:Маркиан, император

Маркиан, имп. Список с высочайшей грамоты, посланной александрийским монахам (чрез декуриона Иоанна)

V. Список с высочайшей грамоты благочестивейшего императора Маркиана, посланной александрийским монахам (чрез декуриона Иоанна).

Ни в чем и никак не погрешать свойственно Богу и Владыке всех; а разумным мужам, так как людям невозможно не заблуждаться, свойственно, погрешивши, немедленно раскаиваться и раскаянием исправлять прегрешения. Упорствовать же в заблуждениях, отстаивать их и стараться накапливать зло ко злу свойственно человеку вполне порочному и весьма сумасбродному. Узнавши, что этому подверглись некоторые из почтенных монахов, живущих в Александрии и в окрестностях ее, и думая, что они переносили это не по простоте нравов, мы издали высочайшую грамоту, в которой объясняется, что наша вера православная, и что вполне святый и вселенский собор, бывший в Халкидоне, относительно апостольской веры не ввел ничего нового, но, во всем последуя учению Афанасия, Феофила и Кирилла, почтенной памяти бывших епископов александрийских, осудил богохульство Евтихия, ничего другого не мудрствующее, кроме нечестивого учения Аполлинария, и пресек нечестие Нестория.....3)... Посланный 4) им противоборствовать святой и православной вере, вздумал, что он не сделал ничего худого, если подражал нечестию Евтихия, который восстал против благочестивого богопочтения православных, ревнуя чуждому истины Фотину, и стараясь быть подражателем богоборческого мнения Аполлинария, Валентина и Нестория; он открыто оказался клеветником святейшего собора, который недавно был созван в городе Халкидоне, по нашему изволению, из любви к вере, и который подтвердил символ 318-ти святых отцов, (изданный) для установления веры, не изменивши ничего ни прибавлением, ни убавлением в учении этих святых отцов, и признавши справедливым, чтобы Евтихий, как противоборствующий истине и желающий поколебать веру, был отчужден от имени православных. Феодосий, следуя

_______________

1) По другим: Спорация. 2) В 452 году.

3) “Здесь между последующим и предыдущим нет связи и, кажется, чего-то недостает, как в греческом тексте, так и в латинском (древнем) переводе”. Прим. Лаббе.

4) Должно быть, разумеется Феодосий, о котором говорится далее, посланный Евтихием в Палестину. Ред.

171

 


его жалкой и безрассудной дерзости, устремляется в страну палестинскую, обманывает неведущих, выдумывая, что святый собор учил одному вместо другого. Так он сказал, что сам святейший собор учил почитать двух сынов, и двух Христов, и два лица, и что он истолковал веру вопреки символу святых отцов. Потом, собравши около себя толпу обманутых, и приобревши себе, так сказать, в союзники неопытность простаков, он нападает на город Элию 1), производя пожары домов, убийства почтенных мужей, освобождение уличенных в крайних преступлениях. Этими действиями уловив себе славу как будто богобоязненного (человека), он бедственным образом захватил власть: разбил темницы, дабы, освободивши преступников от суда, всем доставить, так сказать, безнаказанную возможность совершать преступления; погрешая против самого посвящения и законов нашего величества, запер ворота города; вопреки всем канонам присвоил себе утверждение в епископстве, — тогда как святейший Иувеналий и оставался и жил в городе, — нарушая и возмущая вместе божеские и человеческие права. Потом, идя по пути к худшему, он поверг все святейшие церкви и города Палестины в тягчайшие бедствия, в одних приказывая умерщвлять почтеннейших епископов, а в других рукополагая, кого захотел. В безумной дерзости он приказал, чтобы епископы городов, прежде поставленные при справедливом избрании по божественным канонам, были лишаемы священства и сгоняемы с престолов, на которые были избраны. Он вооружается и на святейшего епископа Иувеналия, всячески стараясь убить его чрез подосланную чернь; ибо он таким образом надеялся овладеть нимало не принадлежащим ему епископством и достигнуть наконец успеха в своем предприятии. Святейшего епископа Иувеналия спасли святая Троица и, как показало дело, твердость в вере; но Севериан, почтенной памяти епископ скифопольский, вместе с другими нечестиво умерщвленный вместо его, был прибавлением к безумству Феодосия. Отважившись на эти и гнуснейшие этих (дела), Феодосий, — когда нашей власти стало известно об нем все, и потому повелено было преследовать его везде вместе с его оруженосцами и сообщниками в злодеяниях, — бежит из Палестины, которую так возмутил, самыми делами показывая, что он сделался слугою и предтечею антихриста. Переходя с места на место, возмущая святые церкви и стараясь о том, чтобы более простые в вере думали несогласно с истиною и нечестиво почитали Божество, таким образом он достиг, как мы узнали, жилища богобоязненности, доступного святым мужам, горы Синая, на которой устроены вами монастыри, любезные Богу и достойные всякой от нас почести; укрываясь здесь, он еще работает против православия и ожидает благоприятного для себя времени. Но на это нет ни одного основания; потому что никто не найдет достойную его и его сообщников меру наказания за преступления. А наша власть, хотя и очень уповает, что пагубное и богоборческое мнение Феодосия никоим образом не сможет поколебать истинно и твердо укрепившуюся в вас веру: однако, чтобы демонское дело, которому он служит, не могло получить

_______________

1) Т. е. Иерусалим (см. выше прим. на стр. 155). Ред.

172

 


силы мимо решения вас и нашей власти, этою высочайшею грамотою убеждаем ваше благочестие, такого нечестивца, чуждого православной веры, врага святых церквей, вместе с его помощниками, везде преследовав, выдать правителю области, дабы отвести его в великое судилище славнейшего военачальника востока, бывшего консула и патриция, — не для того, чтобы он получил наказание за столькие (преступления), но для того, чтобы на будущее время он перестал, обходя на пагубу разные места, обольщать благочестивых, более просто думающих о Божестве. Пусть знает ваше благочестие, что мы, рожденные от предков православной веры и наученные священным Писанием поклоняться св. Троице, содержим символ 318-ти святой памяти отцов; следуем ему и веруем согласно с ним; отвергаем нечестие Фотина, Аполлинария, Валентина, Нестория, Евтихия и всех прочих, которые решились думать вопреки символу; веруем, что Господь наш и Спаситель Иисус Христос родился от Духа Святого и Марш Девы Богородицы; исповедуем одного и того же Сына Иисуса, Бога совершенного и человека совершенного, истинно Бога и истинно человека, никоим образом не разделяемого или отделяемого, или изменяемого; всегда поклоняемся Спасителю Христу; — молим (Бога), да пребываем в сей вере непоколебимо! — открыто анафематствуем тех, которые говорят, что два сына, или два Христа, или два лица, тех, которые сказали, или написали, или покушаются говорить. Эту-то вышесказанную святейшую веру, которая есть истинная и православная, утвердил и святейший собор, недавно собиравшийся в Халкидоне, изложивший согласное определение о святом и православном исповедании, и осудивший нечестивое мнение одного Евтихия приговором, согласным с святыми отцами.

(Другое послание императора Маркиана, которое до слов: “и пресек нечестие Нестория» сходно с предыдущим, а далее имеет мало общего с ним). 1)

(... и сохранил достойный почитания символ 318-ти святых отцов, собиравшихся в Никее, во всем неповрежденным, неиспорченным ни убавлением, ни прибавлением. И наше смирение верит, что наши высочайшие грамоты, равно как и предписания, изданные некогда в великом городе Александрии, достаточны для убеждения — тех, которые, не знаю каким образом, и поныне сомневаются, — в том, что ничего нового не введено святым вселенским собором, и что, так как никто уже не сомневается, то поэтому должно оставить (сомнение и им). Ибо мы уверены, что нет ни одного столь простосердечного, что бы он, читая учения, столь ясно изрекающие православную веру, доселе остался при своем заблуждении. Если же, может быть, некоторые, чему мы не верим, не последуют врожденному нам милосердию, то мы желаем вторично настоящим высочайшим посланием нашим убедить их, что святейший и вселенский собор, после-

_______________

1) В подлиннике это послание имеется только на латинском языке, и начало его до слов “пресек нечестие Нестория» также не помещено здесь. См. выше стр. 171. Ред.

173

 


дуя учению святых и достопочтенных отцов, все определил, и ниспроверг нечестие Евтихия, которому последовал Диоскор и некоторые другие, которые не боятся распространять в народе книги Аполлинария, выдавая их за изречения святых отцов, чтобы своею ложью вполне уловить простые умы. Он утвердил достойные почитания символ 318-ти святых отцов, собиравшихся в Никее, ничего не убавив и не прибавив, по которому наше смирение крещено, по которому с отроческого возраста мудрствует, и в котором пребывать желает, веруя, что Господь наш и Спаситель Христос Сын Божий единородный, совечный и единосущный Отцу, ради нас и нашего ради спасения вочеловечился, родился от Духа Святого и Марии Девы Богородицы, что Он истинно Бог и человек, не тот и другой, — да не будет сего, — но один и тот же, никоим образом не разделяем или отделяем или изменяем. А тех, которые говорят, что были некогда или два сына, или два лица, мы отвращаемся, как врагов Божиих, и анафематствуем. Итак, зная теперь это, постарайтесь, если кто из вас еще уловлен заблуждением, возвратиться к истине, удаляя самих себя от недостойных и противных канонам собраний, дабы сверх того, что погубите свои души, не подвергнутся законному наказанию; присоединитесь же все к святейшей и кафолической Церкви православных, которая есть одна, как учат нас и досточтимые определения отцов. Исполняя это, вы даруете спасение своей душе, будете делать угодное Богу всех, и, предавшись нашему смирению, будете пользоваться его попечением. Поэтому-то мы и послали избранного нами декуриона Иоанна, который верно может объяснить то, что́ касается веры, так как он присутствовал на вселенском соборе святых кафолических епископов и ясно знает все, что сделано, дабы, получив удовлетворительное решение на все, те, которые еще сомневаются, — чему мы не верим, — наконец постарались когда-либо возвратиться к истинной и непорочной вере).


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.